Журналист "РП" решил выяснить, как влияет наличие или отсутствие школы на жизнь смоленской деревни.
Сельское население области продолжает катастрофически сокращаться. Сначала, как шагреневая кожа, сжалась производственная сфера, затем почти исчезли детские сады, а теперь очередь дошла и до учебных заведений. На риторический вопрос, выживет ли народное образование вдали от областного центра, ответ дал Минфин, попрекнувший региональные власти полутора миллиардами рублей, затраченных на содержание сельских малокомплектных школ. Губернатор Сергей Антуфьев продолжает доказывать на всех уровнях власти необходимость сохранить эти маленькие школы хотя бы для того, чтобы люди окончательно не покинули и без того опустевшие села. Ведь родители учеников сами еще молоды, и для них местные поля, фермы да и личное подворье остались единственным местом работы. Уйдут они – умрет деревня. Но, когда областной бюджет на тридцать процентов пополняется федеральными деньгами, с мнением из Москвы приходится считаться даже в ущерб развитию региона.
Быть или НЕ БЫТЬ?
В 2008 году в Краснинском районе родилось 150 и умерло 314 человек. Естественная убыль населения – 164 человека. За 2009 год зарегистрировано 139 рождений и 289 смертей. Среди ушедших в мир иной – 133 мужчины, средний возраст которых не превысил 62 лет и 156 женщин. Убыль населения – 150 человек, что на 14 меньше, чем в 2008 году. Но это не говорит о том, что ситуация улучшилась. Просто в смоленских деревнях скоро некому будет умирать…
Ну и навалило снегу этой зимой! С начальником отдела образования МО "Краснинский район" Геннадием Славовичем Черниным по узенькой тропинке пробираемся через белую целину к зданию школы, которая доживает свой последний учебный год в деревне Гребени Краснинского района. Из окон добротного, кирпичного здания нас уже заметили, поэтому директор Михаил Николаевич Морозов встретил нас на пороге. За то, что в его отсутствие в классе все пойдет кувырком беспокоиться не стоит. Весь класс – два ученика, прилежно решавшие примеры по алгебре. Всего же в школу ходят шесть детей, с которыми занимаются семь учителей. С одной стороны ситуация идеальная – на каждого ребенка по учителю! А вот с другой…
Михаил Николаевич, как сельский житель, против закрытия малокомплектных школ, но как директор и педагог, скорее «за» :
- Главный минус таких маленьких школ в том, что детям даже не с кем поиграть на перемене. У нас всего шесть учеников и все общение происходит по схеме: «Мама, папа, учитель». Какая же тут социальная адаптация в обществе? Да, мы можем в гораздо большей степени уделить внимание каждому ребенку. По сути дела урок превращается в индивидуальное занятие с учеником. Но материальная база малокомплекток значительно отстает от крупных школ. Здесь нет современных компьютеров, наглядных пособий, интерактивных досок… В общем, всего того, без чего учебный процесс не может быть полноценным. К тому же, если и хватает учеников, то в села не идут работать молодые учителя. Главная причина – отсутствие жилья. А без молодых специалистов школа задыхается так же, как и без детей. Если есть возможность закрывать такие школы, переводить учеников в более крупные, куда их будут доставлять каждый день специальным автобусом, то надо это делать. Если же таких учебных заведений в округе нет, то выход один – сохранять до последнего маленькие школы, чтобы как-то удержать остатки население от переезда в города.
Мнение родителей:
Мария Федоровна Колбасенкова, мама ученицы Гребеневской основной школы:
- А если бы школу все же закрыли, а ребенку предоставили возможность учиться и жить в интернате, например, в райцентре?
- Я была бы против, потому что сама, когда училась, жила в интернате - в Двуполянах. Тогда там было много детей, но дома все равно лучше. Какие бы ни были добросовестные воспитатели, но мать присмотрит за своим ребенком лучше, чем чужой человек.
Закрыть такую школу, как в Гребнях, не так-то просто. Во-первых, надо решить проблему доставки детей к ближайшему месту учебы, а это основная школа в деревне Марково в 13 километрах от Гребеней.
Во-вторых, что делать с хорошим, крепким зданием школы? Перевести туда медпункт из разваливающегося дома? Улучшить условия местной библиотеке? Это придется сделать, иначе местные вандалы-алкоголики разнесут школу по кирпичикам...
И в-третьих, от райцентра до Гребеней проложена неплохая дорога. Может быть, выкупленный московскими коммивояжерами бывший совхоз когда-нибудь возродится? И тогда местной администрации не придется долго ломать голову над тем, где вновь открыть школу.
Приказано выжить!
От Гребеней до приграничной с Белоруссией деревни Марково ведет прямая дорога. По самой деревне до самой школы можно проехать на обычных «Жигулях». Для нашей глубинки это уже – невиданная роскошь. Школа в Марково была построена двадцать лет назад. Добротная, одноэтажная, из белого кирпича, с собственной котельной, на 95 учеников. Кто ж тогда мог подумать, что сегодня их останется только 17?
Директор, Валентина Михайловна Малихова, и как мать, и как педагог против закрытия школ, отчасти поэтому и в ее доме нашли семейное тепло двое сирот:
А потом будет то же, что и в окрестных школах, например, в Викторово, где в отличном двухэтажном здании, к которому пристроен корпус для начальных классов, сегодня учится всего… 8 человек.
В 2002 году на территории Краснинского района проживало чуть более 2 тысяч детей школьного возраста. Сегодня их – 1200. В следующем году останется еще меньше.
Авторитетное мнение
Анатолий Николаевич Захаренков, глава администрации «Муниципального образования Краснинский район».