Смоленская область. Школа есть... Или школы нет?

Общество

Малокомплектная школаЖурналист "РП" решил выяснить, как влияет наличие или отсутствие школы на жизнь смоленской деревни.

Сельское население области продолжает катастрофически сокращаться. Сначала, как шагреневая кожа, сжалась производственная сфера, затем почти исчезли детские сады, а теперь очередь дошла и до учебных заведений. На риторический вопрос, выживет ли народное образование вдали от областного центра, ответ дал Минфин, попрекнувший региональные власти полутора миллиардами рублей, затраченных на содержание сельских малокомплектных школ. Губернатор Сергей Антуфьев продолжает доказывать на всех уровнях власти необходимость сохранить эти маленькие школы хотя бы для того, чтобы люди окончательно не покинули и без того опустевшие села. Ведь родители учеников сами еще молоды, и для них местные поля, фермы да и личное подворье остались единственным местом работы. Уйдут они – умрет деревня. Но, когда областной бюджет на тридцать процентов пополняется федеральными деньгами, с мнением из Москвы приходится считаться даже в ущерб развитию региона.

Быть или НЕ БЫТЬ?

В 2008 году в Краснинском районе родилось 150 и умерло 314 человек. Естественная убыль населения – 164 человека. За 2009 год зарегистрировано 139 рождений и 289 смертей. Среди ушедших в мир иной – 133 мужчины, средний возраст которых не превысил 62 лет и 156 женщин. Убыль населения – 150 человек, что на 14 меньше, чем в 2008 году. Но это не говорит о том, что ситуация улучшилась. Просто в смоленских деревнях скоро некому будет умирать…

Ну и навалило снегу этой зимой! С начальником отдела образования МО "Краснинский район" Геннадием Славовичем Черниным по узенькой тропинке пробираемся через белую целину к зданию школы, которая доживает свой последний учебный год в деревне Гребени Краснинского района. Из окон добротного, кирпичного здания нас уже заметили, поэтому директор Михаил Николаевич Морозов встретил нас на пороге. За то, что в его отсутствие в классе все пойдет кувырком беспокоиться не стоит. Весь класс – два ученика, прилежно решавшие примеры по алгебре. Всего же в школу ходят шесть детей, с которыми занимаются семь учителей. С одной стороны ситуация идеальная – на каждого ребенка по учителю! А вот с другой…

Михаил Николаевич, как сельский житель, против закрытия малокомплектных школ, но как директор и педагог, скорее «за» :

- Главный минус таких маленьких школ в том, что детям даже не с кем поиграть на перемене. У нас всего шесть учеников и все общение происходит по схеме: «Мама, папа, учитель». Какая же тут социальная адаптация в обществе? Да, мы можем в гораздо большей степени уделить внимание каждому ребенку. По сути дела урок превращается в индивидуальное занятие с учеником. Но материальная база малокомплекток значительно отстает от крупных школ. Здесь нет современных компьютеров, наглядных пособий, интерактивных досок… В общем, всего того, без чего учебный процесс не может быть полноценным. К тому же, если и хватает учеников, то в села не идут работать молодые учителя. Главная причина – отсутствие жилья. А без молодых специалистов школа задыхается так же, как и без детей. Если есть возможность закрывать такие школы, переводить учеников в более крупные, куда их будут доставлять каждый день специальным автобусом, то надо это делать. Если же таких учебных заведений в округе нет, то выход один – сохранять до последнего маленькие школы, чтобы как-то удержать остатки население от переезда в города.

Мнение родителей:

Мария Федоровна Колбасенкова, мама ученицы Гребеневской основной школы:

- Я категорически против закрытия школы. Куда я ребенка отправлю, если до ближайшей школы как минимум 10 – 15 километров? Если бы район выделил автобус, который гарантированно каждый день отвозил на учебу и привозил детей домой, тогда еще можно было бы об этом говорить. Но есть и еще одно «но»: занятия начинаются в половину девятого утра и ребенка надо поднять ни свет ни заря, зимой, в темень проводить к автобусу, а тут еще и дороги заметает так, что иной раз и почистить не успевают. Сложно все это… Да и сама я поваром работаю, детей кормлю. Закроют школу, куда пойду? А на кого надеяться, если одна дочь воспитываю? Только и останется, что своим хозяйством жить. Слава Богу, есть у нас с дочкой две коровы, лошадь, поросенок, овцы, куры, гуси, индоутки… Можно было бы работать только в своем дворе, но этим летом молоко у нас покупали за бесценок. Цена падала до 5 рублей за литр. Содержание коров себя не оправдывала, а двух – тем более. Но пока расставаться с ними не спешим, может быть, ситуация станет лучше.

- А если бы школу все же закрыли, а ребенку предоставили возможность учиться и жить в интернате, например, в райцентре?

- Я была бы против, потому что сама, когда училась, жила в интернате - в Двуполянах. Тогда там было много детей, но дома все равно лучше. Какие бы ни были добросовестные воспитатели, но мать присмотрит за своим ребенком лучше, чем чужой человек.

Закрыть такую школу, как в Гребнях, не так-то просто. Во-первых, надо решить проблему доставки детей к ближайшему месту учебы, а это основная школа в деревне Марково в 13 километрах от Гребеней.

Во-вторых, что делать с хорошим, крепким зданием школы? Перевести туда медпункт из разваливающегося дома? Улучшить условия местной библиотеке? Это придется сделать, иначе местные вандалы-алкоголики разнесут школу по кирпичикам...

И в-третьих, от райцентра до Гребеней проложена неплохая дорога. Может быть, выкупленный московскими коммивояжерами бывший совхоз когда-нибудь возродится? И тогда местной администрации не придется долго ломать голову над тем, где вновь открыть школу.

Приказано выжить!

От Гребеней до приграничной с Белоруссией деревни Марково ведет прямая дорога. По самой деревне до самой школы можно проехать на обычных «Жигулях». Для нашей глубинки это уже – невиданная роскошь. Школа в Марково была построена двадцать лет назад. Добротная, одноэтажная, из белого кирпича, с собственной котельной, на 95 учеников. Кто ж тогда мог подумать, что сегодня их останется только 17?

И недавно вставал вопрос о закрытии и этой школы, но учителя воспротивились и для того, чтобы сохранить учебное заведение и самим не остаться без работы, взяли в свои семьи на патронатное воспитание пятерых детей из детского дома. Деревня немножко ожила, и надобность в школе не отпала, да и ребята, лишенные родительской заботы почувствовали, что значит жить в настоящей семье.

Директор, Валентина Михайловна Малихова, и как мать, и как педагог против закрытия школ, отчасти поэтому и в ее доме нашли семейное тепло двое сирот:

- Ликвидация пусть даже и малокомплектных школ – не выход из положения. Этим только усугубляются те проблемы, которые сегодня мучают село. Кто из нормальных родителей останется жить в нашем Марково, если детям негде дать хотя бы девятилетнее образование? Куда идти работать педагогам, не достигшим пенсионного возраста, если никакого производства тут не осталось? Да и о каком развитии сельского хозяйства можно всерьез говорить, если в деревнях, даже крупных, «людских ресурсов» осталось максимум лет на пять? За этот срок все работники выйдут на пенсию, и никакие супертехнологии не помогут распахать, засеять и убрать поля, которые сегодня зарастают лесом. Руки для этого нужны, руки рабочие, а люди уезжают в города, прежде всего в Москву, в другие области… Да, мы продлили жизнь своей школе, взяв на патронатное воспитание пятерых сирот. Возможно, в следующем году к нам придут учиться дети из Гребней, где ликвидируется школа. Это перспектива на ближайшие три – пять лет. А, что дальше…

А потом будет то же, что и в окрестных школах, например, в Викторово, где в отличном двухэтажном здании, к которому пристроен корпус для начальных классов, сегодня учится всего… 8 человек.

В 2002 году на территории Краснинского района проживало чуть более 2 тысяч детей школьного возраста. Сегодня их – 1200. В следующем году останется еще меньше.

Авторитетное мнение

Анатолий Николаевич Захаренков, глава администрации «Муниципального образования Краснинский район».

- Для меня закрытие школы это – фактическая ликвидация населенного пункта. Да, сегодня силами местного бюджета содержать их очень трудно. Идея доставлять детей в крупные школы с хорошей материальной базой хороша, но у муниципалитета не хватает денег на школьные автобусы. И даже если мы закупим транспорт, то вряд ли найдем водителей, имеющих опыт работы, соответствующую категорию и желающего взять на себя ответственность за жизни детей при зарплате, которая чуть больше пособия по безработице. Тем людям, которые остались жить в деревнях, такое дело доверить нельзя, да и сами они отвыкли нормально работать. Я думаю, что в ближайшие годы в числе перспективных останутся школы только в Гусино, Красном, Маньково, Красное, Мерлино. За остальные будем бороться, к тому же закрытие учебного заведения не означает ощутимого снижения расходов на его содержания. Хорошо, если в это здание можно вселить местную администрацию, фельдшерско - акушерский пункт, библиотеку… А если этих учреждений в деревне нет? Тогда надо искать сторожей, которые бы следили за сохранностью имущества, выделять деньги на зарплату и на отопление пустующего помещения… Но главный вопрос6 что будет с детьми, которым надо учиться, и учителями, оставшимися без работы? Интернат у нас в районе только один, да и тот мест на двадцать. Уважающие себя родители скорее уедут из деревни, чем отправят ребенка куда-то с глаз долой. Ликвидировав малые школы мы рубим сук, на котором сидим. И если сегодня зашла речь об обеспечении продовольственной безопасности страны и развитии сельского хозяйства, то в деревнях надо сберечь то, что еще не разрушено, в первую очередь – школы.
Вот только одного не могут понять учителя Марковской школы, взявшие на воспитание детей из детского дома, почему, патронатные семьи вдруг «вышли из моды»? Ведь они тоже воспитывают сирот, но не имея статуса приемных родителей не получают на содержание этих детей ни копейки. Почему в областном законе№ 86-з «О размере вознаграждения, причитающегося ПРИЕМНЫМ родителям, размере денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в ПРИЕМНУЮ семью» ничего не сказано о них, о ПАТРОНАТНЫХ воспитателях. Доходы у сельского учителя невелики, и небольшая помощь от областного бюджета им была бы не лишней. Очень хотелось бы услышать ответ на этот вопрос, если уж мы заговорили о малокомплектных школах и тающем на глазах сельском населении.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:17
Александр Новиков рассказал о рабочей поездке в социальных с...
вчера, 21:40
Тему, актуальную и для Смоленщины,  обсудили сегодня до...
вчера, 21:05

Александр Новиков рассказал в социальных сетях о ходе работ...

вчера, 23:04
«Днепр» и «Университет спорта» стартовали в третьем дивизион...
Новости партнеров