Юрий Верховцев:Победить коррупцию просто - не давать взятки

Общество

Как известно, прокуратура - «око государево», надзирающее за соблюдением законов. А значит, эта правоохранительная структура в курсе всех событий, происходящих как во властных сферах, в милиции, так и в криминальной среде. О некоторых моментах, интересующих каждого жителя Смоленщины, наш разговор с прокурором области, советником юстиции Юрием Верховцевым.
- Юрий Валентинович, в последнее время в городе и регионе в целом наблюдалось относительное затишье в плане заказных убийств. А тут 2 февраля стреляют в бывшего милиционера, бизнесмена, по словам милицейского руководства, в криминале не замешанного. 4-го - убили водителя маршрутки. По слухам, оба преступления заказные. Выходит, оргпреступность снова поднимает голову?
- Говорить о том, что эти преступления заказные, пока рано. Сейчас идет следствие, не исключено, что в случае с предпринимателем возможной причиной убийства стало вымогательство денежных средств. По поводу водителя - это могли быть конфликты на почве личностных отношений на работе, поскольку у нас маршруты «воюют» друг с другом. Возможен и бытовой характер преступления.
Но организованную преступность сбрасывать со счетов нельзя. В конце минувшего года на совещании правоохранительных органов ЦФО была поставлена задача усиления борьбы с ней. И хотя качественный уровень оргпреступности уже не тот - нет больших сплоченных групп, тем не менее время от времени она поднимает голову. И это объяснимо: пришло время освобождения для лиц, осужденных в 90-х годах и несколько позже. Эти люди выходят из тюрьмы и хотят занять свои «места под солнцем». Надо отметить, что всеми правоохранительными органами проводится огромная работа по противодействию этим попыткам, и подняться оргпреступности не удастся. Так, одна из группировок, после того как ее члены вышли на свободу, пыталась возродиться, но этого не случилось.
- Однако не секрет, что на территории области действуют два преступных формирования.
- Говорить можно о трех группах. По одной из них в прошлом году привлечено к уголовной ответственности порядка 10 человек. Заявлять о том, что они представляют серьезную угрозу для общества, не приходится.
- Кстати, как вы относитесь к открытой продаже травматического оружия, ведь из него убивают людей?
- Проблема есть. Вопрос об ужесточении требований стоит давно. Известно, что таким оружием владеют и лица ранее судимые, и даже те, у кого проблемы с психикой, хотя при выдаче разрешения справки из диспансеров и запрашивают. Просто нужны хорошие психологи. Когда мы принимаем человека на работу и проводим психологические исследования, по тесту отлично видно, склонен ли он, к примеру, к раздражительности, скандалу, и мы эту информацию учитываем. Нельзя не вспомнить трагичный случай с подполковником милиции Евсюковым в Москве. Перестрелки, возникающие лишь потому, что один другому не уступил дорогу и тому подобное, - все это проблемы психики. Я бы уменьшил количество выдаваемого оружия еще и потому, что многие не умеют с ним обращаться. Не случайно ставится вопрос, что, прежде чем владеть оружием, необходимо пройти обучение. Вот мы - прошли армию, специальные курсы, но каждые три года повторяем пройденное, проводим стрельбы.
(Окончание. Начало на 1-й стр.)

- Лет 8 - 10 назад поднимался вопрос о выдаче огнестрельного оружия судейскому корпусу.
- Это служебная информация, и на вопрос может ответить Владимир Павлович (председатель областного суда Войтенко. - Прим. авт). Но право на ношение оружия у судей есть.
- В отношении милиционеров Смоленского УВД в минувшем году расследовалось более 20 уголовных дел, в основном коррупционной направленности. Сотрудники милиции совершают немало ДТП с тяжкими последствиями. Почему так происходит?
- Это естественный фактор. Надо сказать, что УВД проводит большую работу в этом направлении, и во многих случаях преступления выявляются по его инициативе. Начальник УВД по этому вопросу занимает принципиальную позицию. Но когда у тебя пять тысяч «штыков», к каждому в душу не влезешь. К сожалению, на работу в правоохранительные органы люди идут по разным мотивам. В 2000 году в Ярославле я привлекал к уголовной ответственности милиционера, ранее работавшего предпринимателем. На вопрос, зачем пошел в милицию, он ответил: «На деньги попал, пришел отработать». В течение двух месяцев он «ворошил» киоски, вымогая деньги, проворачивал другие дела. Проследить, с какой целью человек устраивается на службу, порой невозможно. Одни хотят таким образом обогатиться, но большинство все-таки собирается бороться с преступностью. Вообще, вопрос о состоянии коррупции - непростой. Мне запомнился случай на совещании, тогда еще под председательством президента Путина, где выступал один из губернаторов. Он сказал примерно следующее: «Вот говорят, в регионе коррупция. Я посчитал, сколько у меня в администрации привлечено к ответственности чиновников. Получается, где-то 0,05 процента. Это коррупция? По милиции получилось еще меньше».
Конечно, 20 сотрудников - это много, но нельзя сказать, что наша милиция коррумпирована.
- Но ведь это только видимая часть айсберга.
- Да, есть скрытые преступления. Специалисты говорят, что выявленные надо умножать на два. Ну  пусть будет 40. Как они соотносятся с 5 тысячами сотрудников?
- Как с этим обстоят дела в прокуратуре?
- За время моей работы к уголовной ответственности привлечено три человека. Одно дело связано коррупцией со стороны следователя Лебедева, и два - с семейными конфликтами.
- В городе ходили слухи, что в ДТП на «Минке» за рулем служебной машины, сбившей гражданина Латвии, находился начальник УВД Стерликов. По официальной версии, машиной управлял водитель, а генерал милиции находился в салоне в качестве пассажира. Был разговор и о том, что по прибытии следственно-оперативной бригады Стерликова там не оказалось - он покинул место происшествия. Что сегодня говорит следствие?
- По делу проведены все экспертизы, и оно полностью расследовано. Водитель УВД признан невиновным - он был трезв. Пострадавший находился в тяжелой степени опьянения. Уже вынесено постановление о прекращении уголовного дела.
По поводу того, что начальник УВД находился за рулем, это полная ерунда.
Я его хорошо знаю, мне с ним неоднократно приходилось ездить, порой с женами на природу, и Стерликов никогда не садился за руль машины. Да и личного автомобиля в Смоленске у него нет. Хотя ездить умеет.
Это утка, если честно, мы даже знаем, кто ее запустил. А с места происшествия Стерликов никуда не скрывался - прибыла другая машина, и он уехал.
- Будут ли сделаны выводы по ДПТ с участием сотрудника ГИБДД, в результате которого погибла сотрудник СУ и тяжкие повреждения получил и. о. прокурора района?
- Там проведено служебное расследование. Это человеческий фактор. Вопросы профилактических мероприятий обсуждались на совещании. По заключению экспертизы, наш сотрудник управлял машиной трезвый, автоинспектор находился в стадии опьянения. Возможно, некоторые милиционеры и чувствуют свою безнаказанность, но сказать, что это массовое явление, нельзя.
- Юрий Валентинович, какими вы видите реформы милиции, о которых сегодня говорит президент, и что, на ваш взгляд, они принесут?
- Кроме того, о чем пишут в газетах и показывают по телевизору, пока сказать нечего - официальных документов нет. Объявлено сокращение штата на 20 процентов. В частности, это касается патрульно-постовой, дорожно-патрульной служб. Что из этого получится, представить трудно - общественный порядок и порядок на дорогах надо кому-то поддерживать. Сокращение транспортной милиции, мне кажется, также необоснованно. Но пока это теории, версии.
- Тем не менее изменения в милиции необходимы - доверие людей к стражам порядка упало катастрофически.
- Реформы нужны всегда. Но я считаю, сокращать надо те подразделения, которые не выполняют основные функции. Хотя преступность в целом по стране немного снижается, сокращать рабочие подразделения преждевременно. Если соединить районные отделы милиции, оставив вместо них отделения, появятся сложности с выездами на место происшествия. Представьте, в отделении будет четыре человека. Дежурят трое: один спит, другой на выезде, третий не может покинуть место. Чтобы срочно оказать кому-то помощь, придется вызывать подкрепление из другого района, а расстояния между ними - от 30 до 70 километров, могут и не успеть. Кроме того, если в отделе имеется четыре-пять автомобилей, то в отделении будет одна машина.
И если она окажется занятой - как оперативно оказывать помощь людям? Исходя из экономической ситуации в стране, из состояния преступности, считаю, что к сокращению личного состава милиции надо подойти очень осторожно.
- Уже много месяцев под арестом находится советник мэра Смоленска Хмельницкий, задержанный по обвинению в получении взятки за предоставление земельного участка под строительство кафе. Почему так долго и известно ли следствию что-либо о его сообщниках?
- Уголовное дело расследуется, а его сроки обусловлены несколькими причинами. Так, от Хмельницкого поступали жалобы на состояние здоровья, которые мы рассматривали, а на это нужно время. Затем необходимо собрать характеризующий материал, провести соответствующие экспертизы. Когда речь идет о версии дачи взятки (хотя его взяли с поличным), проверяется также версия ее фальсификации. Необходимо установить сообщников обвиняемого, а если таковых не будет выявлено, возможно, поменяется и классификация обвинения на мошенничество. В настоящее время дело закончено и поступило к нам для решения о направлении его в суд.
- Когда, за чей счет будет компенсирован ущерб оправданному судом главе Вяземского района Зуеву, обвинявшемуся в получении взяток и отсидевшему больше года под следствием в СИЗО?
- Уважая решение суда, мы считаем его необоснованным. По крайней мере, материалами дела доказано, что деньги Зуев взял, держал их в руках и у него их изъяли. Мы обратились с обжалованием в кассационном порядке в Верховный суд, где нас тоже не поддержали. Сейчас мы направили проект протеста об отмене приговора в порядке надзора в Генеральную прокуратуру.
 - Кажется, всем известно, что множество чиновников, милиционеров, других граждан живут не по средствам. Но никто на это не обращает внимания. Почему не проводятся проверки, когда известно, что у чиновника даже невысокого ранга имеется дача, дом, квартира, у каждого члена семьи - «крутая» машина, жена не работает, сын учится в Англии?
- Не случайно появились Указ президента о  мерах по противодействию коррупции, соответствующий федеральный закон. С 1 января этого года чиновникам нужно заполнять декларацию о доходах членов семьи, в том числе и несовершеннолетних детей. Правда, не исключено, что дача, например, окажется оформленной на тещу.
- Нетрудно проверить, откуда у нее деньги.
- Накопленная за долгие годы трудовая пенсия (прокурор улыбается). Мы не должны возвращаться к методам 37-го года. Работать нужно от заявления.
Я, как профессионал, сторонник действовать от факта - если зарплата человека 100 тысяч рублей, а дача стоит 10 миллионов долларов, то сразу возникает вопрос, откуда она у него взялась. Но для проверки необходимо заявление о совершении преступления, по которому уже будет вестись оперативная работа, - нельзя, увидев богатую дачу, заводить дело. Поступать так не дает закон.
- Если на «богатенького Буратино» «стукнет» сосед, его же и привлекут за клевету.
- Если информация не подтвердится, может случиться и такое.
- На этом фоне вопрос, можно ли победить коррупцию, теряет смысл.
- Коррупция - это преступность. Когда я был молодым, верил, что сейчас мы все дружно возьмемся и бесповоротно победим преступность. К сожалению, это невозможно. Но мы можем снизить ее уровень. Возможно, когда-нибудь добьемся - но нескоро, - что все так будут уважать чужую жизнь, что перестанут убивать. Но как бы мы ни хотели, все равно будут появляться чиновники, которые не устоят перед соблазном взять. Это, если хотите, своеобразная болезнь. Мне рассказывали об одном большом смоленском начальнике. Когда он вступил в должность и отмечали это событие, задумался и сказал: «Все равно я буду очень богатым человеком». Но все это происходит потому, что есть другая сторона - те, кто дает, кто хочет с помощью взятки обойти закон.
И когда мы говорим: нужно победить коррупцию, надо подразумевать, что для этого необходимо победить взяткодательство. У нас про это часто забывают.
- Юрий Валентинович, вокруг отставки теперь уже бывшего начальника Следственного управления СУ СКП Маркова гуляют разные слухи и домыслы. Могли бы вы прокомментировать этот факт?
- Следственное управление - ведомство самостоятельное. Никаких данных о том, что там были какие-то нарушения, у меня нет. Насколько мне известно, как по работе, так и в личном плане претензий к нему не было. Вопросы о причинах отставки лучше задавать Алексею Алексеевичу. Уйти можно по-разному. Иногда по делам так достанут, что хочется написать рапорт. Вот у нас один из прокуроров, ему 38 лет, намеревается уволиться - говорит, устал, больше не могу.
- Алексей Марков, до того как возглавил СУ, был вашим заместителем, и у вас имелись к нему претензии, замечания.
- Придраться можно ко всем. Но он профессионал, очень хороший специалист. Я представлял его кандидатуру на должность руководителя СУ СКП.
- Прокуроры наказывают чиновников, юридических, физических лиц за нарушение законодательства.
А сами что, безгрешные?

- Мы работаем с жалобами населения, проводим проверки. Ни одно из обращений не остается без ответа. Но прокуроры тоже люди. За минувший год по результатам служебной деятельности к дисциплинарной ответственности привлечено 33 человека. И около 70 лишались премий. Кроме того, у нас есть служба собственной безопасности, рассматривающая вопросы коррупции, грубости, неправильного личного поведения. В случае выявления нарушений, в том числе присяги, использования личных интересов, сотрудники наказываются.

 








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров