Почему жителей Смоленска продолжают лечить сомнительными препаратами

Общество
«Иные лекарства опаснее самих болезней», - сказал две тысячи лет назад римский философ Сенека. К взрывам домов, угону самолетов и прочим преступлениям против человечества сегодня приравнивают изготовление фальшивых лекарственных препаратов. Лекарственный «террор» против россиян продолжается - только в 2007 году Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выявлено 1096 серий недоброкачественных лекарственных средств, из них около 700 серий препаратов отечественного производства. За восемь месяцев прошлого года изъято из обращения 341 наименование лекарств 851 серии, из которых 40,2 процента составляют препараты зарубежного производства.
Как защитить смолян от фальсифицированных и некачественных лекарств? Ответ на этот вопрос, а также разработку стратегии и тактики совместных действий дают руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Смоленской области Владимир Дятлов, председатель Общественной палаты Смоленской области Юрий Ребрик, главный специалист-эксперт Межрегионального инспекционного управления Росздравнадзора Виктор Емельянов и председатель комиссии по вопросам здравоохранения и социальной политики Общественной палаты Смоленской области Наталья Аксенова.
Насколько надежна защита от забракованных лекарств?
 
В 2008 году Управлением Росздравнадзора по Смоленской области было проведено 47 проверок 45 учреждений, в том числе восемь плановых и три - по поручению прокуратуры. Проверено три предприятия оптовой торговли лекарствами, четыре аптеки, три аптеки ЛПУ и 35 учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность на территории Смоленска и области.
Нарушения нормативных документов и стандартов качества лекарственных средств выявлены Росздравнадзором в геронтологическом центре «Вишенки», Издешковском доме-интернате для престарелых и инвалидов, ярцевском социальном приюте для детей и подростков «Радуга», дорогобужском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Родник», Кардымовской средней общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Дорогобужском центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, глинковском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Надежда», Городищенском доме-интернате для престарелых и инвалидов, вяземском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Дом милосердия», Починковской специализированной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VII - VIII видов, СОГОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Шумячская санаторная школа-интернат», Ново-Никольском детском доме-интернате для умственно отсталых детей, детском доме семейного типа «Гнездышко» и Жуковском психоневрологическом интернате с обособленным отделением...

Юрий Ребрик:
- Допустим, мне нужно купить лекарство за тысячу рублей. Требую у продавца аптеки сертификат соответствия на лекарственный препарат, и мне его показывают. Несу медикамент в лабораторию на анализ, и вдруг выясняется, что купленное лекарство - подделка. Кто несет ответственность за продажу фальсификата?
Виктор Емельянов:
- Конечный реализатор. Это оговорено Федеральным законом «О лекарственных средствах».
Юрий Ребрик:
- Это несправедливо, когда продавец несет ответственность за фальсификат или потерю лечебных свойств из-за недобросовестности перекупщиков, которые не соблюдали условия хранения! Абсурдно также думать, что сотрудник аптеки, получив от поставщика лекарства с сертификатом качества, отправит их в лабораторию для выяснения, соответствуют ли они сертификатам качества. Да у него нет ни средств, ни прав на проявление подобной инициативы! В том, что законодательная база слаба, я усматриваю чью-то преступную заинтересованность.
Нужно отладить систему проверки качества лекарств по цепочке от производителя до потребителя. В законе заложены нормы, которые обрубают эту систему и заставляют отвечать продавца за чьи-то махинации или преступную небрежность. Предлагаю службе Росздравнадзора провести совместное заседание с Общественной палатой и поговорить о необходимости внесения поправок в действующее законодательство.
Владимир Дятлов:
- Мы подозреваем всех, кто не сдает лекарства в экспертную лабораторию. Сегодня в этот перечень входит не менее десяти оптовиков. Убежден, что каждый владелец аптеки или аптечного пункта и оптовик, занимающийся фармацевтической деятельностью, обязаны проводить мониторинг всех поступающих к ним лекарственных средств. Тем более что сегодня на фармрынке Смоленщины работают не только недобросовестные оптовики, но и так называемые «колесники» - те, кто осуществляет оптовые поставки лекарств в аптеки, ЛПУ и учреждения соцзащиты «с колес»! Пример тому - фирма «Фармсервис», которая является «исполнителем» государственного заказа и поставляет лекарства в десятки больниц и учреждений, подведомственных департаменту Смоленской области по социальному развитию. Четыре года назад владелица этой фирмы получила в Москве лицензию на осуществление оптовой торговли лекарственными средствами. Очевидно, что лицензирование она прошла формально, на основании представленной лицензирующим органам документации... В январе этого года при проведении плановой проверки ООО «Фармсервис» были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий осуществления фармдеятельности. Складских помещений, соответствующих ОСТам, в оптовой фирме «Фармсервис» специалисты Росздравнадзора не обнаружили, здесь были лишь единичные упаковки лекарств, которые предназначались для распределения по больницам. Вероятная причина: фирма, обслуживающая по госзаказу больницы и интернаты, гонит лекарства «с колес»! Полагаю, нет смысла объяснять, что лекарства более чувствительны, чем любой скоропортящийся продукт, к перепаду температур, влажности и света. Следы поставок фирмы привели нас в муниципальное лечебно-профилактическое учреждение - детскую клиническую больницу. В результате проверки выяснилось, что из 173 наименований лекарств, которые поступили в ЛПУ от «Фармсервис», лишь 64 наименования лекарств прошли мониторинг качества, что не исключает возможности поступления в больницы фальсифицированных и забракованных препаратов! Кстати, этот недобросовестный поставщик лекарств заключил в январе прошлого года договор с ОГУЗ «Смоленский областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств» на мониторинг качества всех медикаментов, ввезенных ООО «Фармсервис» на территорию области, но выполняет его наполовину. Возможно, что те препараты, в которых уверен, отдает на проверку, остальные распределяет в госучреждения (!) без сертификатов соответствия. В нарушение условий контрактов у фирмы было выявлено большое количество лекарств с остаточными сроками годности менее 70 процентов.
Мы подали исковое заявление на приостановку деятельности оптовика ООО «Фармсервис», однако суд Росздравнадзор не поддержал. Мотивация - социальная значимость юридического лица! Значит, владелица фирмы на законном основании имеет право выбрасывать на рынок лекарства, лечебный эффект которых находится под сомнением? Однако по результатам проверки решением арбитражного суда Смоленской области от 13.01.09 ООО «Фармсервис» привлечен к административному штрафу в сумме 40 тыс. рублей, а постановлением мирового судьи г. Смоленска от 27.01.09 руководителю предприятия назначен административный штраф в размере 4 тысяч рублей. Руководству «Фармсервис» был дан месяц на устранение грубых нарушений и предписана необходимость приобретения складских помещений.
Юрий Ребрик:
- Но вы не доказали, что эта фирма распространяет недоброкачественные лекарства. Вы наказали ее владельца за отсутствие складов, соответствующих ОСТам.
Виктор Емельянов:
- В постановлении Правительства РФ «О лицензировании фармацевтической деятельности» первым пунктом обозначено наличие помещений, соответствующих санитарным требованиям. Без таких складов не может быть и деятельности.

Таблетки на колесах
 
Специалисты Управления Рос-здравнадзора по Смоленской области во главе с руководителем службы Владимиром Дятловым и московским экспертом Виктором Емельяновым решили не быть голословными и провели «показательную» проверку оптовика «Фармсервис». Так что журналисты «Рабочего пути», ВГТРК «Смоленск» и представитель Общественной палаты Смоленской области Наталья Аксенова смогли воочию убедиться, как в Смоленске легально среди белого дня (!) торгуют лекарствами «на скорую руку» по так называемой «упрощенке». «Упрощенка» - это когда товара на складе быть не должно», - уверенно пояснила владелица фирмы. Действительно, в разбросанных по всей территории бывшего завода «Кентавр» складах (разумеется, не изолированных от других заводских помещений вразрез с требованиями ОСТа) упаковок с медикаментами нашлось немного: раз-два, и обчелся. Членов комиссии встретила... впечатляющая картина - пустые стеллажи и множество подставок под лекарственную тару. И это лишь вершина «айсберга», выявленная специалистами!
- За торговлю «лекарствами-невидимками», поставленную на широкий поток, руководству ООО «Фармсервис» придется ответить, - говорит Владимир Дятлов. - Управлением Росздравнадзора составлен протокол о грубых нарушениях лицензионных требований и условий оптовой продажи лекарственных средств и подано исковое заявление в арбитражный суд.
Юрий Ребрик:
- Я так понимаю: бизнесмен, поставляющий водку в магазин, должен в обязательном порядке предъявить сертификат соответствия на партию спиртных напитков. Так почему же предприниматель-оптовик, занимающийся фармацевтической деятельностью, по собственному усмотрению сертифицирует лишь половину лекарств, которые поставляет в больницы и аптеки?
Владимир Дятлов:
- В Законе №86-ФЗ «О лекарственных средствах» есть строка, обязующая каждого поставщика лекарственных средств гарантировать их качество. А как заставить перекупщика гарантировать сохранность и качество лекарственных средств, в законе четко не прописано. Да, завод-изготовитель выдает на лекарство сертификат качества, но, как показывает практика, препарат проделывает слишком долгий путь от производителя до продавца.
Виктор Емельянов:
- Поставщик обязан представить декларацию соответствия на лекарства, которые он поставляет в ЛПУ и аптеки. Именно такая система контроля качества лекарств существовала в советское время.
Юрий Ребрик:
- Так почему государство не идет на то, чтобы все лекарства, получаемые оптовиками, проходили хотя бы выборочную проверку качества? Получается, что мы сознательно отказались от мер, обеспечивающих национальную безопасность?
Владимир Дятлов:
- Посчитали, что столь жесткий государственный контроль мешает развиваться малому и среднему бизнесу.
Юрий Ребрик:
- Если речь идет о лекарствах, от качества которых напрямую зависит здоровье и жизнь человека, законодательство нужно менять! Еще одна проблема, которая волнует каждого из нас, - чрезмерно высокие, на мой взгляд, цены на медикаменты. Почему лекарственный препарат для диабетиков датского производства в Москве стоит 280 рублей, а в Смоленске точно такое же лекарство продают за 360? Хотелось бы рассмотреть и вопрос политики ценообразования.
Виктор Емельянов:
- К сожалению, полномочия Рос-здравнадзора не распространяются на ценообразование. Мы зажаты в узких рамках, прописанных для нашей службы.
Наталья Аксенова:
- А почему бы предпринимателям самим не совершать прямые закупки от завода-изготовителя? Это повысит процент качественных лекарств на фармацевтическом рынке области и даст возможность существенно снизить розничную цену медикаментов, поскольку владелец аптеки или аптечного пункта сможет избежать длинной цепочки перекупщиков-поставщиков. Да, еще вчера фармацевтические фабрики и крупные фармацевтические компании отказывались работать с предпринимателями. Однако в жестких условиях экономического кризиса отечественные производители лекарств готовы отпускать лекарственные средства маленькими партиями, которые впоследствии можно будет проверить в лаборатории. На мой взгляд, это оптимальный вариант чистоты рынка лекарств, исключающий необходимость множества сертификатов соответствия.
Владимир Дятлов:
- Я считаю, что государственный контроль лекарств должен быть многоуровневый, включающий специальный регламент, предложенный Смоленским управлением Росздравнадзора для утверждения администрацией Смоленской области. В этом случае ОГУЗ «Смоленский областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств» при поддержке областной администрации проверит каждую партию медикаментов, поступивших в экспертную лабораторию, выдаст сертификат соответствия и обеспечит все областные и муниципальные учреждения общероссийской информацией о том, что среди всех поступивших в розницу наименований и серий лекарств забракованных и фальсифицированных лекарственных препаратов нет. Также Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств оставит за собой право осуществлять выборочный контроль медикаментов, поскольку недоброкачественные лекарственные препараты чаще всего поступают в «безрецептурную» розницу. Только таким образом мы сможем создать идеальную систему государственного контроля лекарств на фармацевтическом рынке Смоленщины.

Они работают добросовестно и проводят мониторинг качества лекарственных средств!

ООО «Индустрия здоровья»
ЗАО «Полифарм»
ОАО «Смоленск-Фармация»
ЗАО «СИА Интернейшнл-Смоленск»
ООО «Профит Мед» (Москва)
МФФ «Аконит» (Санкт-Петербург)
ООО «Фарм Проект М» (Москва)
ООО «Фармсоцсервис» (Сафоново)







Загрузка комментариев...
Читайте также
51 минуту назад
сегодня, 20:16
Он обратился к медикам еще 18 марта, сообщает региональное У...
сегодня, 19:44
По итогам двух этапов конкурсного отбора было представлено д...
сегодня, 19:09
По словам очевидцев, инцидент имел место на рейсе Вязьма – К...
Новости партнеров