Как защитить жителей Смоленска от фальсифицированных и некачественных лекарств?

Общество

Росздравнадзор, депутаты Госдумы РФ и представители правоохранительных органов предлагают ввести уголовную ответственность за производство и сбыт некачественных и поддельных лекарств. Пойти на крайние меры защитников здоровья россиян заставляют беспомощность действующего законодательства и «путы на руках» контролирующих органов, не смеющих чинить препятствия малому и среднему бизнесу. Между тем количество поддельных лекарственных средств не уменьшается, а в условиях экономического кризиса делать прогнозы вообще бессмысленно - подпольное производство лекарств приносит дельцам от фармацевтики многомиллионные доходы. Как защитить смолян от фальсифицированных и некачественных лекарств? Ответ на этот вопрос и, что гораздо важнее, разработку стратегии и тактики совместных действий дают руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Смоленской области Владимир Дятлов, председатель Общественной палаты Смоленской области Юрий Ребрик и главный специалист-эксперт Межрегионального главного инспекционного управления Росздравнадзора Виктор Емельянов.
Владимир Дятлов:
- Все лекарственные препараты, зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ, разрешены к применению в России. На сегодняшний день введено обязательное декларирование лекарственных средств отечественного и зарубежного производства. Проблема состоит в том, что недобросовестные фирмы-поставщики могут приобретать лекарственные препараты у организаций, не имеющих лицензии, фирм-однодневок и организаций оптовой торговли, у которых не созданы требуемые условия хранения лекарств и производственные помещения склада находятся в антисанитарном состоянии. Либо складские помещения размещены в неприспособленных помещениях или вообще отсутствуют. К сожалению, действующим законодательством не предусмотрен обязательный контроль лекарств при ввозе на территорию Смоленской области, и фирмы-поставщики могут по собственному усмотрению заключать договоры с областными учреждениями контроля качества на проведение мониторинга качества всех ввозимых на Смоленщину медикаментов.
До сих пор в законодательстве нет и «специализированных» статей об ответственности за преступления, связанные с оборотом недоброкачественных и фальсифицированных лекарств. Несмотря на это, нам с Межрегиональным инспекционным управлением и областным центром контроля качества и сертификации лекарственных средств удалось «размотать клубок» и вытянуть ниточку, ведущую к производителю фальсификата от розничного продавца, закупившего подделку через нескольких посредников. Например, в начале января прошлого года мы вышли на цех по изготовлению фальшивых лекарств в Подмосковье, владельцы которого через Санкт-Петербург в Смоленск пытались привезти семь наименований восьми серий лекарств. Всего - 3 800 упаковок отравы. Провести фальсификат через ОАО «Фармация-Смоленск» им не удалось - сказалась добросовестность ведения контроля качества этой фирмы. Затем изготовителями контрафакта занялись ОБЭП и правоохранительные органы.
Юрий Ребрик:
- Но ведь кто-то должен нести ответственность перед людьми, которые могут купить недоброкачественные или поддельные лекарства? Народ должен знать имена этих «героев», чтобы впредь быть осторожнее! Почему нигде не звучат имена поставщиков, которые торгуют фальсификатом?!
Владимир Дятлов:
- Персонификация нарушителей необходима, вы абсолютно правы! В 2006 году мы проинспектировали одного поставщика из Сафонова, который поставлял фальсификат, и осудили его на 40 тысяч рублей. Сейчас он заключил договор на мониторинг качества лекарственных средств и перешел в список добросовестных поставщиков. Нам очень важно выявить поставщика «фальши», чтобы затем очистить смоленский рынок лекарств. Мы хотим, чтобы смоляне употребляли качественные лекарства, а не отраву!
Юрий Ребрик:
- А как вы выясняете, что лекарства качественные?
Владимир Дятлов:
- Для этого существует цепочка государственного контроля и регулирования. Составные части лекарства должны пройти обязательную регистрацию, затем идет регистрация самих лекарственных средств, и только те препараты, которые внесены в «Государственный реестр лекарственных средств», могут обращаться на российском рынке.
Я не понимаю, почему сегодня никто из отечественных производителей лекарств не берет российский ланолин, выпускаемый на Вяземском заводе синтетических продуктов. Его везут из Китая и Индии, а сейчас еще и Бразилия к ним присоединится. Зачем проделывать такой длинный путь? Тем более что импортные субстанции тоже могут быть недоброкачественными, а китайские - особенно! Есть и еще одна проблема, о которой я не могу молчать. В ходе проверки дома ребенка в Красном Бору мы выявили медикаменты иностранных наименований, с нерусифицированными инструкциями и без приходных документов - так называемую «гуманитарную помощь». В «Государственном реестре лекарственных средств» таких препаратов нет!
Виктор Емельянов:
- В этих лекарствах содержалось действующее вещество, которое в России не используется.
Владимир Дятлов:
- Гуманитарная помощь в виде лекарственных средств - это вопрос государственной безопасности. Зачастую за рубежом лекарства просто не хотят утилизировать, потому что их уничтожение дороже, чем производство.
Юрий Ребрик:
- Кому выгодно отсутствие необходимых на сегодняшний день норм?
Владимир Дятлов:
- Тому, кто пишет нормативные акты.
Юрий Ребрик:
- Я имею в виду другое! Почему такой большой поток лекарств поступает в область без сертификатов соответствия? Почему недобросовестных поставщиков не лишают лицензии?
Виктор Емельянов:
- У нас связаны руки. Мы не имеем права приостановить их предпринимательскую деятельность, лишить поставщика лицензии. Решение принимает суд. Без санкции прокурора я не могу проводить проверки. Время внеплановых проверок ушло.
Юрий Ребрик:
- Какое, по вашему мнению, лекарство от этой болезни?
Владимир Дятлов:
- Штрафы и приостановка деятельности.
Юрий Ребрик:
- Если закон оставляет столько лазеек для преступников, его нужно менять! Я считаю подобные пробелы в законодательстве в отношении лекарств преступлением!
Владимир Дятлов:
- Пока я в течение суток получу от прокурора разрешение, поставщик все спрячет! Если лекарство представляет опасность жизни и здоровью, попробуй-ка это доказать, когда спрятавший все улики предприниматель выдвинет против тебя обвинение через суд? А понесенные им расходы будет возмещать служба Росздравнадзора. Когда на Смоленской таможне в 2006 году задерживали лекарственный груз производства фармацевтической компании «Пфайзер», выяснилось, что серия известного лекарственного средства закончила свою регистрацию в России, и недобросовестный поставщик попробовал привезти в страну медикамент незарегистрированной серии. Конечно, у нас возник вопрос: «Что это? Переупаковка зарегистрированной серии с истекшим сроком годности в новую упаковку?» - «А кто будет платить за простой многомиллионного груза?» - спросил поставщик.
Юрий Ребрик:
- Меня больше интересует вопрос, как перекрыть доступ недоброкачественных лекарственных средств на фармацевтический рынок.
Виктор Емельянов:
- Я считаю, что фармацевтическую промышленность нужно национализировать...
 


Они работают недобросовестно и отказываются от мониторинга качества лекарств:


ЗАО «Северо-Запад»;
ЗАО «Фарм»;
ЗАО Фирма «Евросервис»;
ООО «Диам-Фармация»;
ЗАО «Биотехнотроник»;
ЗАО НПК «Катрен».


Какие лекарства чаще подделывают?


Кларитин в таблетках, эссенциале в капсулах, виагру в таблетках, но-шпу в ампулах и таблетках, актовегин в ампулах, мезим-форте и панангин в таблетках.
- Информация о фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных препаратах ежедневно размещается и обновляется на официальном сайте Федеральной службы по надзору здравоохранения и социального развития, - говорит Владимир Дятлов. - Признаки фальсификации для каждого наименования лекарства различные. В случае сомнения лучше обратиться к специалистам испытательной лаборатории ОГУЗ «Смоленский областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств». Специалисты лаборатории имеют нормативную документацию на лекарства и информацию об отличительных признаках оригинального препарата от фальсифицированного и, в случае необходимости, проведут анализ вызывающего сомнение медикамента и предоставят экспертное заключение.


Справка «РП»


В 2006 году на территории Смоленской области было выявлено и изъято из обращения 2 552 упаковки недоброкачественных лекарств, в 2007 году - 19 серий лекарственных средств (1 097 упаковок), в том числе семь фальсифицированных (768 упаковок). В январе-феврале 2008 года выявлено и изъято из оборота семь наименований фальсифицированных препаратов восьми серий (3 800 упаковок) и 14 наименований недоброкачественных лекарственных средств - 6 922 упаковки за 11 месяцев прошлого года. Росздравнадзором выданы предписания об уничтожении медикаментов с истекшим сроком годности на 215 наименований (233 серии), направлено в суд семь протоколов об административных правонарушениях.

Окончание темы - в следующем выпуске «Путь к здоровью».








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:17
Александр Новиков рассказал о рабочей поездке в социальных с...
вчера, 21:40
Тему, актуальную и для Смоленщины,  обсудили сегодня до...
вчера, 21:05

Александр Новиков рассказал в социальных сетях о ходе работ...

вчера, 23:04
«Днепр» и «Университет спорта» стартовали в третьем дивизион...
Новости партнеров