Смоленские казаки помолились за предков

Общество

24 января смоленские казаки почтили память сотен тысяч своих предков, безвинно убитых во время массового террора 1919 года.
Тогда по постановлению оргбюро от 24 января 1919 года «О расказачивании» за подписью председателя ВЦИКа и секретаря ЦК Якова Свердлова все казачье население России подлежало поголовному уничтожению. В марте это постановление осудили и отменили члены политбюро партии.
Но за 52 дня действия директивы было уничтожено, по разным данным, от 2,5 до 4,5 млн. человек. Стоит отметить, что террор был направлен в основном против женщин, стариков (носителей традиций) и детей. Практически все дееспособное мужское население воевало на разных фронтах - в разгаре была Гражданская война. Масштаб убийств достиг такого размаха, что даже Турция обратилась к России с протестом - Чёрное море было завалено трупами безвинно убитых людей. Бывший в то время председателем Донбюро Сергей Сырцов, говоря о «расправе с казачеством», отмечал: «станицы обезлюдели». В некоторых было уничтожено до 80 процентов  жителей. Только на Дону погибло от 800 тысяч до миллиона человек - около 35 процентов  населения.
Смоленщина никогда не была исконно казачьей землей, но так исторически сложилось, что казаки здесь были и есть по сей день.
Для того чтобы отдать дань памяти невинно убитым в годы террора,  в церкви Иоанна Богослова собрались несколько  десятков смоленских казаков. Это потомки и продолжатели традиций  вольных воинов, испокон веков  живших по собственным законам. Траурное мероприятие состояло из двух частей - молебна в храме и научно-практической конференции.
На конференции присутствующие поделились воспоминаниями о том,  как массовые репрессии коснулись их семей. Так, полковник, походный атаман Смоленского областного союза казаков Анатолий Градов рассказал о воспоминаниях своей бабушки, которая в то время была совсем юной и чудом спаслась от расправы: «Когда бабушка начинала говорить о событиях того времени, то ей никогда не удавалось пересказать и половины пережитого. Слезы воспоминаний душили ее даже по прошествии стольких лет. Вот что мне удалось узнать из разговоров с ней. В один из зимних дней 1919 года в дом вбежала соседка-украинка и встревоженным голосом приказала собираться и бежать к ним - прятаться в арбу. На вопрос «а как же вещи?» ответила: «Быстро собирайтесь, а то лишитесь не только вещей, но и жизни!» Бабушка в тот час сидела с сыном Пашкой - моим отцом. Она завернула какие-то  вещи в узел, взяла сына и бросилась к повозке. Как оказалось, станица была уже оцеплена - из нее выпускали всех, за исключением казаков. Когда арба подъехала к кордону, то часовые штыками проверили, не прячутся ли люди в нехитром скарбе. Бабушка с сыном лежали  между каких-то старых ящиков и острия несколько раз прошли  у них над головами. А она  только неистово молилась и боялась, чтобы Пашка не закричал. Когда они отъехали на несколько километров, то сзади раздались пулеметные очереди и винтовочные выстрелы, эти звуки очень долго не затихали…»
По заверению походного атамана, нет казачьей семьи, которую так или иначе не задело бы это постановление. Поэтому казаки поддержали инициативу начштаба областного союза казаков полковника Сергея Меньшова об  установке креста неподалеку от церкви  Иоанна Богослова  в память о трагических событиях той зимы.
А траурные акции  начиная с этого года станут традицией.
Что касается перспектив, то участники сошлись во мнении - казачество переживает период подъема. Полковник Сергей Меньшов отметил, что власть начала поворачиваться к ним лицом. В новой России выпущен ряд указов и законов, направленных на поддержку казаков и укрепление их традиций.
Пока идут процессы на государственном уровне, здесь, в Смоленске, ряды вольных по духу постоянно пополняет молодежь.
В области действует казачий поисковый отряд, который за годы работы извлек из-под земли останки сотен наших соотечественников. Благодаря их трудам в истории Великой Отечественной войны появились новые факты героических подвигов казаков. Также ведется работа в военно-патриотическом кружке, где ребятам, помимо базовой военной подготовки, преподают основы христианства. Кстати, существует ошибочное мнение, что казак - это обязательно православный человек. Нет, в истории зафиксированы факты, когда целые станицы состояли из мусульман или буддистов, людей с другим мировоззрением. Казак - это не национальность с твердой привязкой к религии. Это прежде всего особый уклад жизни, при котором каждый носитель этой культуры старался быть олицетворением мужества, достоинства и опоры отечества. Вопрос обретения реальной силы стал действительно вопросом времени.     

 

Посмотреть фотографии можно здесь.

 








Загрузка комментариев...
Читайте также
45 минут назад

В рамках новой стратегии розничного бизнеса ВТБ перезапустит...

59 минут назад
Песок с обочин транспортных артерий города вывозят круглосут...
сегодня, 11:17

Уважаемые потребители! В случаях проведения плановых ремонтных...

сегодня, 11:03
Новости партнеров