Граждан могут ограничить в правах

Общество

В конце января в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Заложенные в этом документе нормы, по мнению экспертов, позволяют чиновнику ограничиваться отпиской в гораздо большем числе случаев, нежели сейчас. И это притом что ситуация с реагированием на обращение граждан и ныне далека от совершенства.

В настоящее время порядок рассмотрения обращений граждан регулируется нормативными актами, принятыми еще в советское время. Многие из них давно устарели, и необходимость в новом федеральном законе, который установил бы правила игры в этой сфере взаимоотношений государства и его граждан, всем давно очевидна. Еще в 1996 году группа депутатов Государственной Думы с помощью привлеченных специалистов из ведущих научных учреждений страны разработала законопроект «Об обращениях граждан», который был принят законодательным органом, но отклонен президентом Борисом Ельциным. Сейчас его авторы утверждают, что законопроект торпедировала бюрократия: чиновники жаловались, что граждане перегрузят их работой.

Главная особенность нового законопроекта заключается в том, что перечисление оснований, по которым обращения граждан можно не рассматривать, вынесено в отдельную главу. Кроме того, их количество существенно увеличилось. Старый законопроект давал чиновникам право не рассматривать анонимные заявления, обращения по поводу находящихся на рассмотрении судебных дел и обращения, «содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц». В новом документе к их числу добавились обращения, в которых содержатся «клевета, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов и их должностных лиц, обращения по вопросам, по которым вынесены судебные решения, и повторные обращения».

Судя по всему, составляя этот список, кто-то торопился. Например, упоминание клеветы в данном случае выглядит диковато: клевета - уголовное преступление, совершение которого должен установить суд. При всем уважении к судебному сообществу, в их работе бывают ошибки и порой весьма существенные - например, не так давно громко освещался случай, когда к смертной казни за совершение убийства были приговорены трое совершенно невиновных людей, которых, к счастью, удалось спасти от несправедливого наказания с помощью Генеральной прокуратуры. Новый закон сделает исправление судебных ошибок невозможным.

Что же касается повторных обращений, то любой журналист, работающий в общественно-политическом СМИ, способен рассказать немало случаев, когда только настойчивость в обращении к чиновнику помогла добиться решения вопроса по существу. Тут нужно иметь в виду, что федеральный закон автоматически проецируется на региональное законодательство и нормативные акты местного самоуправления. Запрет на повторные обращения граждан приведет к тому, что и вторичное обращение к никак и ни на что не реагирующему домоуправу окажется невозможным! «Я же послал вам отписку, что на ремонт крыши нет денег? - скажет он жильцу, имеющему несчастье жить на верхнем этаже. - Ну вот больше и не обращайтесь ко мне по этому поводу!» Словом, все это тревожно. Остается надеяться, что все эти несуразности будут замечены и устранены депутатами Государственной Думы.

Вячеслав ОСИН, уполномоченный по правам человека в Смоленской области:

- Мне известно, что работа над этим законопроектом началась еще году в 1998-м, и только теперь он обрел более-менее конкретные формы. Меня настораживают положения, которые дают должностным лицам право не рассматривать обращения граждан - они явно ограничивают права и свободы граждан. Правила, позволяющие не рассматривать обращения граждан, должны быть очень ясными и четко прописанными в законе. Нужно точно представлять себе, что такое «повторное обращение». Если оно написано в десятый или в пятнадцатый раз, если пройдены все инстанции, если получен ответ прокуратуры, его действительно нет смысла рассматривать. Но если считать «повторным», например, второе обращение - притом что первое не рассматривалось по существу… Это, разумеется, неправильно.

Я считаю, что рассматривать необходимо и анонимные обращения - просто потому, что гражданин в силу своего служебного положения не всегда имеет возможность официально сообщать о тех или иных фактах. При этом важность сообщаемой им информации нисколько не снижается.

Что же касается клеветы и прочего… Существует порядок привлечения виновного к ответственности, которым и должен руководствоваться чиновник, почувствовавший себя задетым. Но это нисколько не снимает необходимости рассматривать обращение гражданина! Здесь, как мне кажется, смещены понятия. Должностное лицо, в адрес которого поступило обращение, не имеет права обижаться. Чиновник должен рассмотреть его по существу поставленных вопросов и дать компетентный ответ, который исключит возможность повторного обращения.

Этот законопроект, как мне кажется, обязательно должен попасть в поле зрения Общественной палаты РФ.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров