«Нам важно знать, что мы не одни…»

Общество
«Нам важно знать, что мы не одни…»
Корреспондент «Рабочего пути» выяснила, как живется у нас беженцам из Славянска и Луганска.
Более 120 беженцев на днях приехали в Смоленскую область. Все они размещены в Сафонове и Гагарине. Однако подсчитать точное количество приехавших в регион довольно трудно. Кто-то живет у родственников и не успел зарегистрироваться в миграционной службе, кто-то еще рассчитывает вернуться домой... Но последних меньшинство. Премьер-министр Дмитрий Медведев уже заявил, что ситуация с потоком беженцев с Украины в Россию «беспрецедентная». Их истории похожи: бомбежки, слезы, эвакуация. Корреспондент «Рабочего пути» отправилась в Сафоново, чтобы поговорить с приезжими об их бегстве, проблемах новой жизни и людской отзывчивости.
«Нам важно знать, что мы не одни…»


Александр и Александра. Славянск
Просторная «двушка» в центре Сафонова. В зале, на двухспальной кровати лежит раскрытая сказка «Жили у бабуси». Среди вещей, которые беженцам передали неравнодушные к их судьбе люди, были и книги, которые четырехлетняя София листает с упоением. Кстати, 1 сентября ее 13-летний брат Данила пойдет уже в российскую школу. Александр Пивень, его жена Александра Павленко и их дети бежали из Славянска после того, как боевые действия развернулись в жилых кварталах. Они оставили в родном Славянске все, спасая жизни своих детей и свои собственные.
- Нахлебниками и обузой для России мы быть не собираемся - возьмемся за любую работу, - почти хором говорят они мне.
- У вас есть какая-то специальность?
- По образованию я повар, но занимаюсь евроремонтом. Занимался, точнее, - быстро поправляется Саша-муж.
- А я психолог-бакалавр, но дома, в Славянске, была предпринимателем - торговала пряжей.
- И вы все бросили?
- Так там, наверное, ничего уже не осталось... Машины своей у нас нет, а в руках много не унесешь.
- Вы планируете вернуться?
- А куда? - с вызовом спрашивает меня Саша-жена. - Нашу квартиру уже забрали. Кто? Не знаем. Но в интернете мы нашли, что она сдается...
- Ваш дом как-то пострадал во время бомбежек?
- Слава богу, нет. Но в 300 метрах от нас был развлекательный центр. Два этажа настоящего детского рая! Кинотеатр, тир, детские площадки... Все это сгорело дотла. А мама утром прислала эсэмэску: сегодня разбомбили паспортный стол в двух шагах от нас.
- Ваша мама осталась там?
- Сейчас она живет у родственников в Святогорске. А свекровь приехала в Россию вместе с нами. Она гостит у своей сестры в Кисловодске. 90% друзей и родственников разлетелись кто куда.
- Ваши дети вспоминают о Славянске?
- Конечно. Но о плохом они говорят мало - маленькие еще. София и Данила очень скучают по дому, по вещам, которые пришлось там оставить. Вчера были в поликлинике и Софиюшка увидела микроволновку, похожую на нашу: «Мама! Нашу микроволновку несут!» Без этих вещей тяжело. Мы приехали сюда с одной столовой ложкой... Кушали по очереди. Слава богу, сафоновцы оказались людьми с добрым сердцем и распахнутой душой: принесли нам и одеяла, и подушки...
- Когда вы поняли, что нужно уезжать из Славянска?
- Мы вообще-то не собирались в Россию. 29 мая запаковали вещи и двинулись в город Изюм - к крестному сына. Думали, переждем немного и вернемся домой. Но в Славянске становилось все хуже и хуже. В мае там функционировало всего треть магазинов и несколько банков. Предприятия в городе не работали, зарплаты не платили, денег у людей не было...
Инкассаторские машины грабили, хлеба периодически не хватало... И мы месяц прожили так! Каждый день сидели и думали: «Это пройдет!» А после 9 мая стало еще хуже: стрелять начали прямо под окнами...
- А мои родственники - тетя, брат и сестра - давно звали меня в Сафоново, - заканчивает невеселый рассказ жены Саша-муж.
- До этого вы бывали в Смоленской области?
- Ни разу.
- Как вас встретили в Сафонове?
- Родственники, слава богу, приняли. На первое время сняли нам вот эту квартиру. А какие люди здесь хорошие, отзывчивые - вы просто не представляете! Нам на днях даже курицу домашнюю притащили. А одна бабулечка меня до слез растрогала - последние 500 рублей, оставшихся с пенсии принесла! Мужчина с огромной коробкой пришел: «Это вам мультиварка. Я с женой развелся, мне этот прибор только глаза мозолит, а вам в хозяйстве пригодится!» Нам она действительно пригодилась - сковородка у нас старенькая, на ней все пригорает, а в мультиварке все очень вкусно получается!
Нам очень помог глава района Вячеслав Балалаев - он дал распоряжение оформить нашу Софию в детский сад. Очень хочется поблагодарить сафоновских медиков - врачей детского отделения: Татьяну Владимировну Кристалинскую и Галину Павловну Захарову.
- Есть то, что вам остро необходимо?
- Жилье. Эту квартиру нам на месяц сняли родственники за 10 тысяч рублей - по нашим меркам, это очень дорого для «двушки», в которой нет ни стиральной машины, ни холодильника.
- Как построен ваш день сегодня?
- Чтобы выйти на работу, нам нужны документы. К сожалению, очень дорого стоит сдать анализы. Вместе с детьми я сдала кровь на ВИЧ и заплатила за это 2 500 рублей - то, что нам удалось здесь заработать уже потратили.
А в Смоленске в вендиспансере справка оценивается в 900 рублей. Подошла к заведующему, он вошел в мое положение и я сдала анализы бесплатно. Сразу же после вас мы пойдем к начальнику местного УФМС и будем просить оформить нам статус беженца. А потом, наверное, гражданство... Будущее у нас пока очень расплывчатое.
«Нам важно знать, что мы не одни…»
Луганск. «3Д»
Семье Комановых повезло чуть больше. Им районная администрация уже выделила квартиру. Новые книги, игрушки, жилье, а главное свободу и спокойствие - семья Комановых из Украины все это обрела не в родном Луганске, а в смоленском Сафонове. Каждый день Анжела Команова созванивается с родными, оставшимися на Украине, и расспрашивает о прошедшей ночи: «Опять бомбили? Электричества нет? Кошмар...»
Из Луганска Анжела взяла только самое необходимое. Фразой «3Д» беженцы обозначают три компонента, без которых не обойтись при побеге - это Дети, Документы и Деньги.
- Слава богу, недавно ко мне приехал муж из Луганска, - рассказывает Анжела. - Он оставался ухаживать за больным отцом. Он очень долго думал. Я две недели сидела как на иголках, пока Дима не приехал. Теперь мы здесь все вместе: я, муж и двое дочерей. Сразу скажу: мы хотим приносить пользу стране, в которой к нам проявляют участие. Мы не привыкли сидеть сложа руки и не приехали сюда развлекаться. Я швея, а муж по образованию программист, но работал электромонтажником.
- Как давно вы в Сафонове?
- Месяц. Нас приютили знакомые знакомых - за это огромное спасибо Инне и Саше Сахань. Хотим получить статус беженца, но наслышаны, что сбор справок обходится в среднем в 5 тысяч рублей. Хотя для украинцев обещают послабления. Знаете, мы бы не уехали, если бы не дети. Старшая дочка у меня очень впечатлительная.
А в Луганске над головами летали самолеты, все вздрагивали от ночных выстрелов. Конечно, мы пытались «пидмануть» детей: говорили, что это салют или раскаты грома. С другой стороны, мы одновременно пытались рассказать девочкам, как вести себя при бомбежке: прятаться под подоконник, а если бросают горючую смесь, то не заливать ее водой...
- И все это время вы ходили на работу?
- Да. Но были и те, кто этого не делал или самовольно сокращал рабочий день. Например, круглосуточные магазины в последнее время работали только до обеда.
- А какой он, благоприятный исход для вашего города?
- Присоединение к России. Но, к сожалению, этого хотят не все. У меня есть знакомая, у которой сын служит в украинской армии. Она звонит ему: «Ты знаешь, что у нас происходит в Луганске?» - «Да, мама. Но вы сами виноваты...» Я не знаю, что они с ними там делают...
В общем, на Украине действительно идет гражданская война.
- Вы планируете вернуться?
- Мой муж еще питает надежду. А я, как мать, понимаю, что не хочу, чтобы мои дети возвращались в Луганск. До сих пор мои девочки вскакивают по ночам даже от шума поездов. Сегодня я звонила сестре, она говорит: «Стреляют целый день. Но мы уже привыкли, просто сидим дома и стараемся отвлечься. А недавно и бомбить начали. Даже стекла в квартире дрожат! Сейчас вот к этому стараемся привыкнуть».
А мы просто не захотели привыкать...
На прощание Анжела просит разрешения обнять меня: «Нам важно знать, что мы не одни...»
СПРАВКА РП
Как помочь беженцам?
Пункты приема гуманитарной помощи в Смоленске:
- в Ленинском районе: ул. Октябрьской революции, д.21, клуб «Пламя». Тел. 52-11-43, 8 (910) 711-27-41, 8 (910) 711-27-96.
- в Промышленном районе: ул. Крупской, д.37, МБОУ МУК № 2. Тел.: 31-33-87
- в Заднепровском районе: Витебское шоссе, д.42, МБОУ МУК № 1. Тел.: 27-03-14, 39-56-08.
Режим работы пунктов приема помощи в Смоленске: Пн., вт., чт., пт. - с 10:00 до 12:00 и с 15:00 до 16:00 Ср. - с 16:00 до 19:00. Сб., вс. - выходные.
Смоляне, готовые предоставить нуждающимся жилье или разместить их у себя, могут обратиться по телефону: (4812) 38-65-11.

Видео Антон Павленок.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров