Четверг, 08 декабря 2016 года

Погода -4..-6 С о

Смолянин собирает аэромобиль

Общество 17:11, 03 апреля 2014
Смолянин собирает аэромобиль
Великий Генри Форд еще Справка «РП» в 1940 году утверждал, что автомобиль и аэроплан однажды сольются в едином порыве и изменят мир к лучшему. Намекая, что траектория развития всего автопрома была прозрачна еще на рассвете его существования. Но с аэромобилями заминочка вышла. Первый был создан Штефаном Кляйном только через 50 лет - в 1990 году, а образец конца 2013-го - это всего лишь третье поколение крылатых авто. Однако до массового производства подобных трансформеров далеко, как до Луны. Поэтому информация о том, что смолянин мастерит аэромобиль в своем гараже, стала для «рабочепутейцев» чем-то из области научно-технической фантастики. Неужели такое возможно?
Узнав об этом, мы на редакционной машине отправились в Ситники. Встретивший нас мужчина лет 40 представился Александром и тут же попросил его не фотографировать, на видео не снимать и фамилию не называть. Объяснил свою конспирацию так: меньше тебя знают в лицо, лучше спишь. Между тем чудеса начались практически с порога гаража. Зайдя внутрь, я сразу же увидела источник тепла - компактную печь. Александр, поймав мой взгляд, объяснил: это одно из его изобретений, печь с 90-процентным КПД, и предложил потрогать выходящую из нее трубу. Та была холодной, несмотря на объятые пламенем внутренности топки. Теплообмен у этой «горячей штучки» просто сумасшедший, «аппетит» же, наоборот, весьма скромный: хозяина она уж точно не разорит. Для обогрева гаража заготавливать дрова не надо. Для поддержания комфортного тепла даже зимой вполне хватает мусора - опилок и деревянных обрезков, остающихся после изготовления пропеллеров (они являются основным источником дохода умельца - Прим. ред.). Кстати, как выяснилось уже через несколько минут, еще одного чуда мастера Александра... Хотя, казалось бы, пропеллеры сейчас делают многие фирмы, и с их изготовлением все проще пареной репы. Покупаешь станок с числовым программным управлением (ЧПУ), пишешь программу - и умный агрегат вырезает нужную заготовку. Потом остается покрыть ее лаком и продать.
- Я придумал такую хитрую технологию, а еще копировальный станок, который в итоге не только повысил прочность винтов и до мизера сократил время их изготовления (до двух-трех часов вместо одной-двух недель), но и сбил в два раза цены, - признается Александр.
- Вы, видимо, и радиоприемники умеете ремонтировать? (Киваю головой в сторону двух устройств родом из СССР, приютившихся на гаражной полке.)
Хозяин гаража почему-то вздыхает и начинает перечислять, как на допросе:
- Умею! А еще телевизоры ремонтирую. Стихи пишу, прозу, у меня есть сайт в Интернете... Играю на всех музыкальных инструментах, которые когда-либо приходилось держать в руках. Умею вышивать крестиком, вязать носки на четырех спицах, освоил швейную машинку.
- Домашние животные есть? Кошки, собаки?
- Только кролики. Да, чуть не забыл сказать, чего я не умею: ри-со-вать!
- А чем любите заниматься больше всего?
- Что-то придумывать-изобретать, а потом все это воплощать в жизнь, но непременно своими руками - от начала до конца. А еще подниматься в воздух - на всем, что летает. Кроме, пожалуй, воздушных шаров. Люблю фотографировать, снимать видео... Вы бы знали, какая сверху открывается красотища!
- Если бы завтра оказались на необитаемом острове, то явно не пропали бы?
- Пожил бы там немного, а потом улетел.
- Александр, а это не вы, случайно, летали под мостом через Днепр в районе Большой Советской?
- Я, причем два раза.
- То есть плаваете вы тоже хорошо?
- Скорее хорошо не плаваю, а ныряю. Правда, однажды по глупости тонул на Ольшанском озере. Давно это было. Летел на параплане сначала над водной гладью, а потом опустил ноги вниз, чтобы как на водных лыжах было. И в это время ветер чуть сильнее дунул, и я даже зубами не успел клацнуть, как пошел на дно. А за плечами-то снаряжение в 35 кг. Только подумал: «Вот так люди и тонут...» Уже в воде отстегнул стропы, выплыл на поверхность чуть в стороне, чтобы не запутаться, затем вытянул параплан, просушил, воду из бака слил, заправился и улетел.
- Чтобы летать на параплане, нужно быть мужественным человеком?
- Мужественным человеком нужно быть, чтобы ездить в смоленских маршрутках. На параплане я всегда выбираю время, погоду, на чем и куда лететь, а вот те, кто сидит за рулем маршрутки или такси и кому именно вы доверяете свою жизнь, - еще большой вопрос... А на парапланах летают даже десятилетние детишки, получая от этого огромное удовольствие.
- Но бывают и трагические случаи...
- Бывают. Я и сам падал. По дурости. В 2001 году, когда снимался в художественном фильме «Порода». Полетел в такую погоду, когда летать было нельзя. Киноискусство затмило разум.
- Был ветер? Дождь?
- Для нас, воздухоплавателей, плохой погодой считается та, которая для всех остальных просто сказочная, например, днем, когда светит солнце. Мы же летаем в «молоке», утром или вечером, чтобы атмосфера «стояла и не шевелилась». Хотя как-то раз летел я из деревушки Бобыри, и все вроде было просто замечательно - тишина и полный штиль. Но над Смоленском висела здоровенная туча. Я к этой красотке подобрался, на 3,5 км над ней поднялся, а там холодина, караул, руки отмерзают... На другую сторону перелетаю, оказываюсь над Днепром, снижаюсь. Все хорошо, тепло, до земли остается метров 500, и тут меня начинает сильно трясти. Ниже опускаюсь, а там ветрище такой, что я вообще вперед не могу лететь. Еле-еле до дома добрался... Вот так-то. Случаи бывают, прямо скажем, непредсказуемые.
Смолянин собирает аэромобиль

А месяц назад на Псковщине, где проходил слет пилотов, один из моих товарищей разбился. Полетел в такую погоду, когда этого лучше было не делать. Или другой неприятный эпизод - год или два назад это было (задумывается), одну парапланеристку в «термичке» в грозу засосало, она потеряла сознание, но, слава богу, в итоге осталась жива. В общем, всегда нужно думать, когда и куда лететь. Это как в шторм или в цунами - ты же не поплывешь по огромным волнам на утлой лодочке.
А если ума нет, опасно все, даже на табуретке качаться. Я летаю тихенько-тихенько и низенько-низенько. Правда, и я падал, бился, но, как видите, жив-здоров.
- У вас, наверное, и девиз есть?
На секунду задумывается:
- Лестницу к небесам ты выбираешь сам.
- У вас столько изобретений... Насколько я знаю, «в свете есть такое чудо» - какая-то диковинная лебедка, чтобы на параплане можно было и человека с инструктором в небеса поднимать. Вы все это запатентовали?
- Нет, времени как-то не хватает...
Александр открывает потаенную дверь между двумя гаражами, и я вижу то, что через несколько месяцев станет настоящим аэромобилем. И прошу мастера рассказать о своем очередном детище.
- Сначала я сделал аэросани. Покатались мы на них по Ситникам. Но вытянуть из гаража даже самые простенькие и легонькие «аэрокаталки» - большая проблема. Доехать на них до поля практически невозможно. Аэросани надо поднимать, грузить, куда-то везти... Долго, муторно и неудобно. И я начал думать. Решил, что это должен быть автомобиль, на колеса которого можно нацепить лыжи.
Смолянин собирает аэромобиль

- База - «Ока»?
- Она, родимая. Двигатель - от «Ауди-80», 90 «лошадок». Сначала хотел поставить 50-сильный мотор, но потом решил: маловато будет. Ведь на лыжах с места сдвинуться проблема. Они прилепают к снегу, поэтому тяги нужно много. И если учесть, что аэромобиль будет весить примерно полтонны, то тяги должно быть где-то пунктов 250. Это больше, чем у боинга, который при весе в 300 тонн может «похвастаться» тягой в «соточку». Вот и получается, что реактивному самолету хватает 30 процентов тяги, чтобы он мог летать с огромной скоростью, а у меня будет 50.
Поэтому максимальная скорость в моем аэромобиле мало чем ограничена, теоретически можно и до 300 км в час разогнаться. А если сделать крылья - лететь. Но только зачем?
- Когда вы планируете закончить работу?
- Если работать каждый день по восемь часов, то за три-четыре месяца реально было бы осилить. Это быстро, потому что подавляющую часть времени я сижу и думаю, как и что здесь сделать. Подсмотреть-то не у кого, спросить тоже. Собираюсь сделать амфибию на воздушной подушке, чтобы ездить везде - и по снегу, и по воде. Подушку мне уже смастерили, и мотор полусобранный для нее лежит.
- А настоящий самолет собрать смогли бы?
- Думаю, что за полгода и эту задачу осилил бы.
Мы потом долго разговаривали с Александром о его изобретениях, начинке его очередного аэродетища, но потом решили приехать к нему еще раз, когда оно будет полностью готово. А по дороге в редакцию, что вполне естественно, разговаривали об этом удивительном человеке, который так смог организовать свою жизнь и каждый день занимается только тем, что действительно его окрыляет и вдохновляет. Это ли не счастье? А в памяти почему-то всплыли написанные им строки: «Я вижу свой мир. Но во мне пустота. Не хочу вниз. Хочу вверх».
Параглайдинг - полеты во сне и наяву
Появлению параплана мы обязаны космической гонке, возникшей между США и СССР в шестидесятых годах. Он был изобретен американским инженером Дэвидом Бэришем для спуска космического корабля на землю. Идея Бэриша сразу же пришлась по вкусу спортсменам-экстремалам. Сейчас же парапланеризм - очень популярный и доступный вид спорта во всем мире. Еще бы, для того, чтобы летать на параплане вам не потребуется особой физической подготовки. Курс для начинающих длится всего неделю, а летать с инструктором вы можете и после часа теоретического курса. Парапланеризм - наименее травмоопасный вид аэроспорта. Для полетов на нем не нужны аэродромы и команда техподдержки.
Зато ощущения, получаемые при полетах, сравнить практически не с чем. Ведь параплан позволяет вам свободно парить в воздухе несколько часов, совершая маневры и управляя своим движением, причем на скорости до 20 км в час. Рекордное для параплана нахождение в воздухе - 36 часов подряд, а покрываемое расстояние - до сотни километров на высоте в тысячу метров.
Параплан
При полетах используется энергия восходящих и нисходящих потоков воздуха. Параплан - дитя компьютерных технологий. Специальная нейлоновая ткань раскраивается лазерной установкой всего на трех-четырех фабриках, а сшивается вручную особыми швейными машинками. К куполу привязываются стропы из кевлара в оплетке. Для поворота налево нужно потянуть левую стропу, направо - правую. Для торможения следует натянуть обе стропы. При этом все оборудование парапланериста вмещается в рюкзак и весит не более 20 кг.
Парамотор
Сейчас популярность набирают парамоторы, это тот же параплан, только с мотором. Принцип действия и управления у них одинаков, но парамотор дает дополнительные преимущества. Он развивает скорость до 40 км/час и позволяет набирать высоту до 6 000 метров. С парамотором вы можете летать при неустойчивом ветре и плохой погоде, а вес его, как правило, не превышает 30 кг. Сложить парамотор можно в два рюкзака.
Цены
Парапланеризм не самый дешевый вид спорта. Хороший качественный аэроплан, который при правильной эксплуатации прослужит вам несколько лет, стоит примерно 1500-2000 долларов. Вам предстоит приобрести также одежду для парапланеризма: комбинезон, шлем, ботинки, перчатки, очки, стоимость которых сильно варьируется в зависимости от фирмы производителя.
Автор Татьяна Андреева. 
Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
Куда перенесут выходные
3 минуты назад
5
В Новый год россияне будут отдыхать девять дней подряд, а в ...
В Смоленском зоопарке поселились бородатые агамы
40 минут назад
90
Среднее на высшем уровне
55 минут назад
69
Рабочие профессии в России гораздо популярнее, чем принято с...

Опрос

Новогодние желания, которые вы загадывали в прошлом году, исполнились?


   Ответили: 111