Вторник, 23 мая 2017 года

Погода 9..11 С о

Смолянин собирает аэромобиль

Общество 17:11, 03 апреля 2014
Смолянин собирает аэромобиль
Великий Генри Форд еще Справка «РП» в 1940 году утверждал, что автомобиль и аэроплан однажды сольются в едином порыве и изменят мир к лучшему. Намекая, что траектория развития всего автопрома была прозрачна еще на рассвете его существования. Но с аэромобилями заминочка вышла. Первый был создан Штефаном Кляйном только через 50 лет - в 1990 году, а образец конца 2013-го - это всего лишь третье поколение крылатых авто. Однако до массового производства подобных трансформеров далеко, как до Луны. Поэтому информация о том, что смолянин мастерит аэромобиль в своем гараже, стала для «рабочепутейцев» чем-то из области научно-технической фантастики. Неужели такое возможно?
Узнав об этом, мы на редакционной машине отправились в Ситники. Встретивший нас мужчина лет 40 представился Александром и тут же попросил его не фотографировать, на видео не снимать и фамилию не называть. Объяснил свою конспирацию так: меньше тебя знают в лицо, лучше спишь. Между тем чудеса начались практически с порога гаража. Зайдя внутрь, я сразу же увидела источник тепла - компактную печь. Александр, поймав мой взгляд, объяснил: это одно из его изобретений, печь с 90-процентным КПД, и предложил потрогать выходящую из нее трубу. Та была холодной, несмотря на объятые пламенем внутренности топки. Теплообмен у этой «горячей штучки» просто сумасшедший, «аппетит» же, наоборот, весьма скромный: хозяина она уж точно не разорит. Для обогрева гаража заготавливать дрова не надо. Для поддержания комфортного тепла даже зимой вполне хватает мусора - опилок и деревянных обрезков, остающихся после изготовления пропеллеров (они являются основным источником дохода умельца - Прим. ред.). Кстати, как выяснилось уже через несколько минут, еще одного чуда мастера Александра... Хотя, казалось бы, пропеллеры сейчас делают многие фирмы, и с их изготовлением все проще пареной репы. Покупаешь станок с числовым программным управлением (ЧПУ), пишешь программу - и умный агрегат вырезает нужную заготовку. Потом остается покрыть ее лаком и продать.
- Я придумал такую хитрую технологию, а еще копировальный станок, который в итоге не только повысил прочность винтов и до мизера сократил время их изготовления (до двух-трех часов вместо одной-двух недель), но и сбил в два раза цены, - признается Александр.
- Вы, видимо, и радиоприемники умеете ремонтировать? (Киваю головой в сторону двух устройств родом из СССР, приютившихся на гаражной полке.)
Хозяин гаража почему-то вздыхает и начинает перечислять, как на допросе:
- Умею! А еще телевизоры ремонтирую. Стихи пишу, прозу, у меня есть сайт в Интернете... Играю на всех музыкальных инструментах, которые когда-либо приходилось держать в руках. Умею вышивать крестиком, вязать носки на четырех спицах, освоил швейную машинку.
- Домашние животные есть? Кошки, собаки?
- Только кролики. Да, чуть не забыл сказать, чего я не умею: ри-со-вать!
- А чем любите заниматься больше всего?
- Что-то придумывать-изобретать, а потом все это воплощать в жизнь, но непременно своими руками - от начала до конца. А еще подниматься в воздух - на всем, что летает. Кроме, пожалуй, воздушных шаров. Люблю фотографировать, снимать видео... Вы бы знали, какая сверху открывается красотища!
- Если бы завтра оказались на необитаемом острове, то явно не пропали бы?
- Пожил бы там немного, а потом улетел.
- Александр, а это не вы, случайно, летали под мостом через Днепр в районе Большой Советской?
- Я, причем два раза.
- То есть плаваете вы тоже хорошо?
- Скорее хорошо не плаваю, а ныряю. Правда, однажды по глупости тонул на Ольшанском озере. Давно это было. Летел на параплане сначала над водной гладью, а потом опустил ноги вниз, чтобы как на водных лыжах было. И в это время ветер чуть сильнее дунул, и я даже зубами не успел клацнуть, как пошел на дно. А за плечами-то снаряжение в 35 кг. Только подумал: «Вот так люди и тонут...» Уже в воде отстегнул стропы, выплыл на поверхность чуть в стороне, чтобы не запутаться, затем вытянул параплан, просушил, воду из бака слил, заправился и улетел.
- Чтобы летать на параплане, нужно быть мужественным человеком?
- Мужественным человеком нужно быть, чтобы ездить в смоленских маршрутках. На параплане я всегда выбираю время, погоду, на чем и куда лететь, а вот те, кто сидит за рулем маршрутки или такси и кому именно вы доверяете свою жизнь, - еще большой вопрос... А на парапланах летают даже десятилетние детишки, получая от этого огромное удовольствие.
- Но бывают и трагические случаи...
- Бывают. Я и сам падал. По дурости. В 2001 году, когда снимался в художественном фильме «Порода». Полетел в такую погоду, когда летать было нельзя. Киноискусство затмило разум.
- Был ветер? Дождь?
- Для нас, воздухоплавателей, плохой погодой считается та, которая для всех остальных просто сказочная, например, днем, когда светит солнце. Мы же летаем в «молоке», утром или вечером, чтобы атмосфера «стояла и не шевелилась». Хотя как-то раз летел я из деревушки Бобыри, и все вроде было просто замечательно - тишина и полный штиль. Но над Смоленском висела здоровенная туча. Я к этой красотке подобрался, на 3,5 км над ней поднялся, а там холодина, караул, руки отмерзают... На другую сторону перелетаю, оказываюсь над Днепром, снижаюсь. Все хорошо, тепло, до земли остается метров 500, и тут меня начинает сильно трясти. Ниже опускаюсь, а там ветрище такой, что я вообще вперед не могу лететь. Еле-еле до дома добрался... Вот так-то. Случаи бывают, прямо скажем, непредсказуемые.
Смолянин собирает аэромобиль

А месяц назад на Псковщине, где проходил слет пилотов, один из моих товарищей разбился. Полетел в такую погоду, когда этого лучше было не делать. Или другой неприятный эпизод - год или два назад это было (задумывается), одну парапланеристку в «термичке» в грозу засосало, она потеряла сознание, но, слава богу, в итоге осталась жива. В общем, всегда нужно думать, когда и куда лететь. Это как в шторм или в цунами - ты же не поплывешь по огромным волнам на утлой лодочке.
А если ума нет, опасно все, даже на табуретке качаться. Я летаю тихенько-тихенько и низенько-низенько. Правда, и я падал, бился, но, как видите, жив-здоров.
- У вас, наверное, и девиз есть?
На секунду задумывается:
- Лестницу к небесам ты выбираешь сам.
- У вас столько изобретений... Насколько я знаю, «в свете есть такое чудо» - какая-то диковинная лебедка, чтобы на параплане можно было и человека с инструктором в небеса поднимать. Вы все это запатентовали?
- Нет, времени как-то не хватает...
Александр открывает потаенную дверь между двумя гаражами, и я вижу то, что через несколько месяцев станет настоящим аэромобилем. И прошу мастера рассказать о своем очередном детище.
- Сначала я сделал аэросани. Покатались мы на них по Ситникам. Но вытянуть из гаража даже самые простенькие и легонькие «аэрокаталки» - большая проблема. Доехать на них до поля практически невозможно. Аэросани надо поднимать, грузить, куда-то везти... Долго, муторно и неудобно. И я начал думать. Решил, что это должен быть автомобиль, на колеса которого можно нацепить лыжи.
Смолянин собирает аэромобиль

- База - «Ока»?
- Она, родимая. Двигатель - от «Ауди-80», 90 «лошадок». Сначала хотел поставить 50-сильный мотор, но потом решил: маловато будет. Ведь на лыжах с места сдвинуться проблема. Они прилепают к снегу, поэтому тяги нужно много. И если учесть, что аэромобиль будет весить примерно полтонны, то тяги должно быть где-то пунктов 250. Это больше, чем у боинга, который при весе в 300 тонн может «похвастаться» тягой в «соточку». Вот и получается, что реактивному самолету хватает 30 процентов тяги, чтобы он мог летать с огромной скоростью, а у меня будет 50.
Поэтому максимальная скорость в моем аэромобиле мало чем ограничена, теоретически можно и до 300 км в час разогнаться. А если сделать крылья - лететь. Но только зачем?
- Когда вы планируете закончить работу?
- Если работать каждый день по восемь часов, то за три-четыре месяца реально было бы осилить. Это быстро, потому что подавляющую часть времени я сижу и думаю, как и что здесь сделать. Подсмотреть-то не у кого, спросить тоже. Собираюсь сделать амфибию на воздушной подушке, чтобы ездить везде - и по снегу, и по воде. Подушку мне уже смастерили, и мотор полусобранный для нее лежит.
- А настоящий самолет собрать смогли бы?
- Думаю, что за полгода и эту задачу осилил бы.
Мы потом долго разговаривали с Александром о его изобретениях, начинке его очередного аэродетища, но потом решили приехать к нему еще раз, когда оно будет полностью готово. А по дороге в редакцию, что вполне естественно, разговаривали об этом удивительном человеке, который так смог организовать свою жизнь и каждый день занимается только тем, что действительно его окрыляет и вдохновляет. Это ли не счастье? А в памяти почему-то всплыли написанные им строки: «Я вижу свой мир. Но во мне пустота. Не хочу вниз. Хочу вверх».
Параглайдинг - полеты во сне и наяву
Появлению параплана мы обязаны космической гонке, возникшей между США и СССР в шестидесятых годах. Он был изобретен американским инженером Дэвидом Бэришем для спуска космического корабля на землю. Идея Бэриша сразу же пришлась по вкусу спортсменам-экстремалам. Сейчас же парапланеризм - очень популярный и доступный вид спорта во всем мире. Еще бы, для того, чтобы летать на параплане вам не потребуется особой физической подготовки. Курс для начинающих длится всего неделю, а летать с инструктором вы можете и после часа теоретического курса. Парапланеризм - наименее травмоопасный вид аэроспорта. Для полетов на нем не нужны аэродромы и команда техподдержки.
Зато ощущения, получаемые при полетах, сравнить практически не с чем. Ведь параплан позволяет вам свободно парить в воздухе несколько часов, совершая маневры и управляя своим движением, причем на скорости до 20 км в час. Рекордное для параплана нахождение в воздухе - 36 часов подряд, а покрываемое расстояние - до сотни километров на высоте в тысячу метров.
Параплан
При полетах используется энергия восходящих и нисходящих потоков воздуха. Параплан - дитя компьютерных технологий. Специальная нейлоновая ткань раскраивается лазерной установкой всего на трех-четырех фабриках, а сшивается вручную особыми швейными машинками. К куполу привязываются стропы из кевлара в оплетке. Для поворота налево нужно потянуть левую стропу, направо - правую. Для торможения следует натянуть обе стропы. При этом все оборудование парапланериста вмещается в рюкзак и весит не более 20 кг.
Парамотор
Сейчас популярность набирают парамоторы, это тот же параплан, только с мотором. Принцип действия и управления у них одинаков, но парамотор дает дополнительные преимущества. Он развивает скорость до 40 км/час и позволяет набирать высоту до 6 000 метров. С парамотором вы можете летать при неустойчивом ветре и плохой погоде, а вес его, как правило, не превышает 30 кг. Сложить парамотор можно в два рюкзака.
Цены
Парапланеризм не самый дешевый вид спорта. Хороший качественный аэроплан, который при правильной эксплуатации прослужит вам несколько лет, стоит примерно 1500-2000 долларов. Вам предстоит приобрести также одежду для парапланеризма: комбинезон, шлем, ботинки, перчатки, очки, стоимость которых сильно варьируется в зависимости от фирмы производителя.
Автор Татьяна Андреева. 
Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
Студент смоленского училища выиграл «золото» на турнире серии «Большого шлема» по дзюдо
22 минуты назад
33
Смоляне сдали полиции пьяного водителя
39 минут назад
130
Как оказалось, 57-летний мужчина не в первый раз садится за ...
Цены на бензин в Смоленске «замерли»
сегодня, 16:33
87
Третью неделю цены на смоленских заправках не меняются.