Смоленская область останется без электричек?

Общество

Электричка18 февраля на селекторном совещании, посвященном организации пригородных железнодорожных перевозок пассажиров в 2014 году, министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что бюджетные средства на поддержку этого вида деятельности (25 млрд. рублей) запланированы только на 2014 год. В 2015-м сумма снизится до 6 млрд. А с 2016 года выделение средств, по крайней мере в рамках текущего бюджета, прекращается вообще.
О каких миллиардах идет речь? С 2011 года из федерального бюджета ОАО «РЖД» выделялись деньги на полную компенсацию инфраструктурной составляющей в тарифе. Соответственно, эти суммы не перекладывались на конечных потребителей - пассажиров - и являлись существенным подспорьем для 72 субъектов Российской Федерации в организации пригородного железнодорожного сообщения. Разумеется, речь шла только о части средств, необходимых РЖД для компенсации выпадающих доходов от этой деятельности. Остальное в своих бюджетах должны были предусматривать субъекты РФ. Схема достаточно проста, если бы не одно но: большинство регионов России, в том числе и наша область, финансово несостоятельны, а значит, денег на полное возмещение своих обязательств перед железной дорогой нет.

Смоленская область останется без электричек?

«Если в 2010 году общий объем кредиторской задолженности всех субъектов перед РЖД составлял 12,1 млрд. рублей, то к концу 2013 года он увеличился до 31,5 млрд.» - такая цифра прозвучала в ходе совещания.
И к этим «неслабым» долгам, по оценкам железнодорожников, в текущем году может добавиться еще 10 млрд. рублей. Ситуацию в нашей области можно обрисовать так. Сотрудничество ОАО «РЖД» со Смоленщиной строится в рамках Генерального соглашения, подписанного в 2005 году. Администрация Островского в 2013-м заключила с ОАО «РЖД» «Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2013 - 2015 годы», в котором стороны договорились проводить мероприятия, направленные на организацию безубыточных пригородных пассажирских перевозок, взяв на себя определенные обязательства. РЖД отвечают за содержание и работоспособность всей инфраструктуры, участвуют в формировании маршрутов, расписания движения. Область - за заказ на сами перевозки, определяя их важнейшие параметры (количество поездов, число вагонов, маршруты, согласовывает тариф на перевозку и взаимодействует в вопросах софинансирования или компенсации выпадающих доходов в рамках существующего бюджета). Все прошлогодние маршруты по региональному заказу сохранены в 2014 году.
Камнем преткновения между администрацией и железной дорогой стала сумма компенсации выпадающих доходов. 23 января на расширенном совещании членов администрации первый зам губернатора Александр Медведев назвал необоснованным увеличение размера компенсации ОАО «РЖД» с почти 40 до 140 млн. рублей. Пообещав, что «администрация будет разбираться с этим вопросом». Губернатор Алексей Островский на пресс-конференции 27 февраля высказался по этому поводу в том духе, что «нас не устраивает, что ОАО «РЖД» производит сокращение маршрутов движения пригородных электропоездов. Все те средства, которые оно просит, чтобы компенсировать выпадающие доходы, администрация области через региональный бюджет дает в полном объеме. Мы в рамках корректировки бюджета, как уже это было ранее, найдем дополнительные средства. Но только если нам докажут обоснованность этого шага». Заметим, в бюджете на 2014 год общие расходы «на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении ...» определены в размере 30 млн. рублей.
К ним добавляются траты «в связи с принятием решения об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций ...», прописанные в размере 5,654 млн. рублей. На круг получается почти 40 млн. Министр транспорта Соколов на упомянутом «селекторе» назвал Смоленскую область в числе регионов, установивших уровень покрытия убытков ОАО «РЖД» в рамках 10 - 20%.

Смоленская область останется без электричек?

И при этом выразил недоумение попытками ряда региональных властей поставить под сомнение обоснованность тарифов, предъявляемых железнодорожниками. Ему в своем блоге вторит главный железнодорожник Владимир Якунин: «Система расчета оплаты за пригородное сообщение утверждена Правительством РФ и Министерством юстиции. Эту методику считают недостаточно прозрачной, но никто из критикующих до сих пор не предложил альтернативную схему для расчетов, поэтому мы используем ту, что действует сейчас». Но главное дальше: «В 2013 году на компенсацию убытков своих пригородных пассажирских компаний регионы выдали только около 50%, а где, спрашивается, взять остальные? Отрицательный баланс покрывает ОАО «РЖД». На самом деле реалии таковы, что компромиссная практика с нынешнего года действовать не будет. Сегодня мы не имеем такой возможности, поэтому вынуждены формулировать свои предложения регионам, исходя из правовой и экономической логики».
Автор: Михаил Матюшенков.


Авторитетное мнение
Андрей Бахов, заместитель начальника департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству:
- Ситуация крайне неоднозначная, но здравый смысл должен возобладать. Представьте, что к уже имеющемуся долгу перед ОАО «РЖД» (41,5 млрд. рублей) добавятся еще 25 млрд. Субъекты, за редким исключением, не смогут «поднять» эти суммы. ОАО «РЖД» прекрасно об этом осведомлено и не желает усугублять шаткое равновесие. А регионы не могут отказаться от пригородного сообщения. В нашей области есть ряд направлений, где мы не можем наладить качественное автобусное сообщение - нет нормальных дорог. На Глинку, до Красного, Голынок и Починка сегодня лучше добираться железной дорогой. Поэтому все будет зависеть от способности всех заинтересованных сторон находить консенсус и поступаться частью своих интересов ради общего дела. Иначе трудно представить, что может произойти.
Напоминалка «РП»
С 11 по 29 апреля 2014 года, в связи с ремонтными работами на перегоне Малая Вишера - Бурга, отменяются поезда №88 Смоленск - Санкт-Петербург (с отправлением из Смоленска 13, 15, 17, 20, 22, 24, 27 апреля) и №87 Санкт-Петербург - Смоленск (с отправлением из Санкт-Петербурга 11, 14, 16, 18, 21, 23, 25, 28 апреля).








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:17
Александр Новиков рассказал о рабочей поездке в социальных с...
вчера, 21:40
Тему, актуальную и для Смоленщины,  обсудили сегодня до...
вчера, 21:05

Александр Новиков рассказал в социальных сетях о ходе работ...

вчера, 23:04
«Днепр» и «Университет спорта» стартовали в третьем дивизион...
Новости партнеров