«На Смоленщине нельзя втыкать лопату глубже грядки на огороде»

Общество

«На Смоленщине нельзя втыкать лопату глубже грядки на огороде»В прошлом году на чтениях, посвященных памяти крупного ученого-археолога Даниила Авдусина прозвучало, что «вся территория Смоленска - памятник культурного значения. А в течение 2006 - 2013 годов идет планомерное уничтожение культурного слоя города». Корреспондент «РП», побеседовав с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры «Всеобщая история» СмолГУ Демьяном ВАЛУЕВЫМ, выяснил, что такое культурный слой и что надо для того, чтобы его сохранить.
- Демьян Валерьевич, когда человек собирается что-то построить на земле, на что он должен в первую очередь обратить внимание?
- Прежде всего нужно выяснить, не попадает ли пятно застройки в границы охранной зоны. Данные о границах охранных зон находятся в облдепартаменте имущественных и земельных отношений, а также должны быть в любой администрации. Поэтому, если человек планирует строительство, он должен ответственно относиться к согласованию плана застройки с администрацией, обществом охраны памятников архитектуры. И при этом важно понимать, что за несоблюдение Закона №73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» он несет не только административную, но и уголовную ответственность, которая в этом году стала еще суровее.
- Какие траты несет застройщик на археологические исследования?
- Это зависит от того, насколько мощный культурный слой находится под пятном застройки, какова площадь раскопа. Если культурный слой перекопан и попадает на задний двор построек не старше ХVII века - то эти работы не имеют большой ценности, а соответственно и цены. А если речь идет о церкви ХII или ХIII века, стоимость, напротив, возрастает. Важно еще знать: если проводятся такого рода работы, затраты будут делиться между застройщиком и соответствующими государственными органами, которые заинтересованы в их проведении.
- Предусмотрено ли какое-либо софинансирование государства или субсидирование для этого вида деятельности?
- Сейчас большинство серьезных экспедиций, значимых археологических исследований, которые у нас проводятся, работают за счет грантов. Тем не менее часть финансирования ложится на плечи застройщика. Так, к примеру, смоленская экспедиция уже второй год работает на археологических раскопках в Старой Руссе (город областного значения в Новгородской области. - «РП»), там собственник курорта запланировал строительство нового, большого по площади лечебного корпуса. Выделил средства на археологические исследования, и за два года ученые вскрыли участок территории с не очень мощным культурным слоем, но приличным количеством различного рода археологических находок. Одних печатей было найдено около пятидесяти. Когда застройщик платит сам, он может диктовать свои условия, чтобы археологи не увлеклись находками древности и не остались на раскопе дольше, чем нужно. Когда дело касается археологии, возникает вопрос общей культуры участников строительства.
Вот, например, в Смоленске на улице Козлова запланировано строительство офисного центра. Подрядчик, который будет заниматься археологическими исследованиями, найден. Однако все верхние слои сняты бульдозером. Притом что в Новгородской области, в той же Старой Руссе, бережно относятся к исследованиям ХIХ века. Большую роль в этом процессе играет общественность - в качестве независимых комиссий, экспертиз. Это то, о чем сейчас говорит центральная власть.
- Были ли в Смоленске случаи, когда удалось безболезненно решить проблему строительства?
- К сожалению, в последнее время с этим сложно. Я не беру советскую эпоху, когда собственником было государство, хотя не нужно этот период идеализировать, проблем тоже было немало. Но какие-то вопросы решались легче, чем сейчас. В качестве благоприятного разрешения ситуации можно обратиться к примеру новонайденного храма на улице Студенческой. В том месте собирались строить торговый центр, застройщик пригласил археологов, как полагается по закону. Но застройщика подгоняли сроки. Верхние слои земли стали снимать бульдозером, но, к счастью, вовремя остановились - обнаружив развалины храма ХII - ХIII веков. Большую роль сыграло вмешательство областных властей. Были проведены полноценные археологические исследования. Последние подобные этим раскопки были проведены в 1997 году на Смядыни. Там раскопали часть комплекса монастыря, камень с древнерусской надписью, который сегодня хранится в музее. Но в 1998-м случился дефолт, и все работы остановились. К счастью, до серьезного грабительства и разрушения памятника не дошло.
- Как, на ваш взгляд, можно избежать конфликта?
- В середине декабря в Общественной палате РФ прошел «круглый стол», на котором были обозначены приоритеты празднования Года культуры в стране. Я считаю, что наша главная задача - просвещение. Иначе у людей не сформируется грамотное отношение к археологическим памятникам. Там, где ведется просветительская работа, где существуют стабильные традиции археологических исследований, где на протяжении многих лет работают энтузиасты, дело обстоит иначе. Тому пример Псков, где нельзя втыкать лопату глубже грядки на огороде.
- В Смоленской области работает поисковое движение «Долг», вредит ли оно как-то археологии?
- Они копают неглубоко. Их интересуют останки, предметы, относящиеся к Великой Отечественной войне, на остальное они могут не обратить внимания. Но это не их вина - зачастую военные погребения находятся ближе к горизонту земли. Хотя однажды поисковики нашли обгорелые кости, которые определили как останки жителей сожженного села во времена Великой Отечественной войны. А потом, при ближайшем рассмотрении, оказалось, что они обнаружили курганы ХII - ХIII веков, только самих курганов уже не осталось, насыпи снесены, а погребения были под грунтом. Инвентаря не было, это были христианские времена, трупы людей даже не сжигали, а опаляли факелом. Упираемся в такую проблему. Перед началом поисковых работ необходимо проводить инструктаж. Ведь не исключено, что, отправившись в тот или иной район, поисковики обнаружат памятники. Нужно донести до них, что в том месте может находиться городище, селище, стоянка... А в идеале было бы хорошо, когда с поисковиками ездил бы пусть не дипломированный археолог, но хотя бы человек, закончивший исторический факультет и получивший элементарные знания в археологии. При грамотном подходе поисковики сами будут рады, если откроют какую-нибудь археологическую редкость.
Автор: Татьяна ПАСТЕРНАК


МНЕНИЕ
Илья Гуреев, заместитель центра героико-патриотического воспитания «Долг»:

- В процессе работы нам приходилось находить старые деревни, но к объектам археологического наследия наша организация не имеет никакого отношения. Тем не менее в прошлом году на закрытии очередного сезона Вахты памяти поисковикам объявили о вступлении в силу ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В свою очередь начальник департамента по культуре и туризму Владислав Кононов обещал передать карты, на которых обозначены памятники археологии. И мы, копая в этих местах, сможем соблюсти все археологические требования. Наша организация всегда старается быть на стороне закона, другое дело - независимые поисковики, которые не принадлежат ни к какой организации. Вот когда они нарушают культурный слой, ругают сразу нас.








Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 20:02
сегодня, 19:26

Эта работа займет не менее пяти дней. Подробнее об этом ...

сегодня, 18:15

Владимир Николаевич Полозов пропал в поселке Стодолище Починковского...

сегодня, 15:30
Подписано соглашение о сотрудничестве. Этот шаг направлен на...
Новости партнеров