Смоленск, о котором мечтали...

Общество
Сегодня мало кто из горожан доволен видом Смоленска. Причины для этого весомые, особенно у людей старшего поколения, которые помнят город чистым, светлым, ухоженным. Но и тогда требовательным скептикам казалось, что по многим вопросам управленцы сильно не дорабатывают. Наверное, так оно и было... Кто же мог предвидеть то, что еще будет? И сегодня нам остается лишь сожалеть о том, чего не успели сделать руководители советской эпохи. Гость «РП» - Алексей Иванович Орлов - около восьми лет проработал на посту градоначальника. Он был свидетелем того, что происходило в Смоленске в период его расцвета.
 
«Нельзя ли у вокзала трамвай остановить?»
Смоленск, о котором мечтали...


- Больше десяти лет прошло с тех пор, как с Большой Советской убрали трамвайные пути. Однако споры о целесообразности такого решения не утихают до сих пор. А какое ваше мнение?
- Наш город очень древний, поэтому в его историческом центре улицы особенно узкие и не приспособлены для большого транспортного потока. Еще в годы моей работы мэром напряженность ощущалась. Уже тогда была разработана транспортная схема по строительству новых и реконструкции существующих улиц города. В частности, Большую Советскую планировалось освободить от трамвая. Но при этом ни в коем случае нельзя было нарушать связь центра города, а особенно двух больниц, областной и «Красного Креста», с вокзалами. Тот проект предусматривал, что после пересечения моста от Колхозной площади к Большой Советской рельсы завернут на улицу Соболева. Для них предполагалось расширить дорогу за счет края Соборного холма, потом они должны были пройти по рву в район пересечения улиц Твардовского и Крупской, где намечалось строительство двухуровневой развязки, а затем выход на улицы Урицкого и проспект Гагарина. Теперь, из-за частной застройки Соборного холма, этот проект неосуществим. В итоге нарушена связь центра с Заднепровьем, с авто- и железнодорожным вокзалом. Как показала практика, автобусные перевозки на этом направлении потребностей жителей города полностью не удовлетворяют. Там нужен добротный, вместительный трамвай, потому что больным людям, приехавшим из районов, трудно добираться до больниц. При мне трамвайные пути пролегли по улицам Рыленкова и Маршала Еременко, связав с центром микрорайоны Киселевка и Ситники.

...А троллейбус лучше!
Смоленск, о котором мечтали...


- Планировалось, что на смену городским железным дорогам придет троллейбус. Однако развитие этого вида транспорта остановилось на двух маршрутах. Почему?
- К сожалению, это так. Никаких других причин, кроме изменений, произошедших в стране, не вижу. В те годы троллейбусную линию хотели продлить от завода «Кристалл» до ТЭЦ-2. Тогда Управлением «Смоленскэнерго» руководил опытный и дальновидный И.А. Басин. Он пришел ко мне с предложением продлить туда троллейбусный маршрут. Энергетики взяли на себя установку опор и монтаж контактной сети, а за городом оставалось строительство дороги. Частично эти работы были выполнены. Началась перестройка, и я ушел. А опоры стоят и по сей день.
Второе направление - от «Шарма» по Кирова, с поворотом на Крупскую (ныне улица Тенишевой), далее через площадь Победы на Барклая-де-Толли, мимо кинотеатра «Смена», на улицу Жукова, а оттуда на улицу Ленина. Троллейбус должен был пойти и по улице 25-го Сентября, по проспекту Строителей... Далее транспортное кольцо замыкалось в районе микрорайона Южный.
 
Всегда найдем для деревца хоть капельку земли?
 
- Наш город всегда восхищал гостей пышной зеленью, красивыми парками. Как планировалось озеленять город в доперестроечное время?
- По тому же генплану обустройству подлежали 70 гектаров в Реадовке. В рамках благоустройства города и развития парковых зон намечалось сооружение памятника Победы в Смоленском сражении, который должен был быть установлен в начале улицы Октябрьской революции. Предусматривалось также благоустройство склона оврага до берега Днепра. Автором мемориального комплекса стал наш земляк, народный скульптор СССР Л. Е. Кербель. Эскалада лестниц с площадками и скульптурами, символизирующими победу в Великой Отечественной войне, на улице Студенческой - здание панорамы Смоленского сражения. Для этого запретили все стройки между улицами Ногина и Воровского, а те частные дома, которые там уже были, предстояло снести. Вдоль всего мемориального комплекса планировали разбить парк, укрепив склон оврага. Сейчас все это заброшено, эрозия почвы подходит почти к самым многоквартирным домам. Естественно, ведь перепад высот между местом установки памятного камня и долиной Днепра превышает 90 метров.
И был такой негласный порядок: построили детский сад, все родители, чьи дети его посещают, должны были посадить возле него по деревцу. Школа - с ученика по дереву. Новоселы получили квартиры в новом доме - посадите по саженцу. Так всю Поповку превратили в огромный парк.
 
Планировали пять микрорайонов - не построили ни одного
Смоленск, о котором мечтали...
- Как по Генплану должен был разрастаться Смоленск?
- Сегодня город строится и расширяется хаотично. Каждая строительная компания стремится «отхватить» клочок земли поближе к застроенному сверх всяких норм центру. По утвержденному Генплану жилищное строительство относилось в районы Семичевка и Миловидово. Это с южной окраины. С юго-западной - вдоль Краснинского шоссе (ныне ул. Николаева) на уровне технико-экономического обоснования разработали проекты пяти микрорайонов. Но прежде жилья там появились никем не предусмотренные автосалоны. А должно было быть более 1,5 млн. квадратных метров жилой площади, две школы, четыре детских сада, Дом культуры... Это говорит о том, что сегодня никто не руководствуется Генпланом города.
 
Для того чтобы строить, приходилось сносить
 
- А правда ли, что хотели следственный изолятор на проспекте Гагарина вынести за пределы города?
- Да, я обращался с этим вопросом к министру внутренних дел СССР Щелокову. Получил ответ от его зама генерал-лейтенанта Богатырева. В письме было сказано, что министерство не против, но сначала надо за счет города построить новый СИЗО. Тогда таких денег в казне не нашлось.
- Как планировали использовать освободившиеся здания в центре города?
- Думаю, снесли бы, и все. Тюрьма - не памятник.
- Что еще приходилось сносить?
- Здание бывшей обувной фабрики, на месте которой сейчас дом быта «Гамаюн». Было много работы, когда убирали с Колхозной площади дореволюционные торговые ряды. Кирпичи там были клейменые, каждый с фамилией хозяина завода Молокова. По ним шли бульдозеры- «сотки», так они не крошились. На том месте поставили девятиэтажку. А на площади Ленина стояли три екатерининские казармы без отопления и канализации. Вот и представьте себе - горы дров, уличные туалеты там, где сейчас стоит памятник вождю работы знаменитого Кербеля.
Хочется отметить заслуги и поблагодарить архитектора Смоленска Даниила Петровича Коваленко, который после войны сумел возродить по крупицам лицо нашего города. Нынешний исторический центр - его заслуга и сорокалетний, неустанный труд. До сих пор спонтанно возникают разговоры о дальнейшем развитии троллейбусных маршрутов, горнолыжном спуске, возведении стелы в память о воинах Великой Отечественной войны, подземных торговых центрах и переходах... На деле строятся одни торговые центры, магазины и магазинчики. И не важно где: на детских площадках, впритык к жилым домам, лишая света и солнца жильцов первых трех этажей и все больше загоняя город в тупик.
Автор Андрей Завьялов.







Загрузка комментариев...
Читайте также
3 минуты назад
Трагедия случилась вчера вечером в Холм-Жирковском районе.
47 минут назад
Это связано ликвидацией пожара в Кардымовском районе.
сегодня, 07:25
Губернатор В.Н.Анохин вновь обратился к смолянам в своих соц...
сегодня, 05:28
Губернатор Смоленской области Василий Анохин в соцсетях прок...
Новости партнеров