Четверг, 19 января 2017 года

Погода -2..-4 С о

Школьная проза

Общество 15:03, 05 июня 2013
Школьная прозаЧто узнал корреспондент «Рабочего пути», работая в сельской школе.
По словам известного публициста, школа похожа на черный ящик. Родители «закладывают» туда детей, государство - стандарты и педагогические кадры, учителя - умения, знания и навыки. Потом все «вынимают» оттуда оценки и результаты ГИА и ЕГЭ. Но что происходит внутри этого ящика - тайна за семью печатями. Моя работа в качестве сельской учительницы была попыткой заглянуть в глубь этого чемодана. 
Сначала я думала, что стану учительницей, которая не будет ставить «двойки». Но уже на второй день поняла, что такой метод неэффективен: дети планомерно начинают садиться на шею и ласково величать меня «Машенька Андреевна». Пришлось переквалифицироваться в «железные леди». Но той, от одного голоса которой дрожат, из меня так и не получилось.
Поначалу у меня спрашивали: «Ну как они? Булавками не кидаются? А то по телевизору такие ужасы показывают...» Ответственно заявляю: не знаю, где федеральные телеканалы берут школьные «ужастики» для своих эфиров. Отношения с детьми строятся, как и в большой жизни, по принципу: как ты ко мне, так и я к тебе. Значит, можно жить без эксцессов. Восьмиклассники даже разделили со мной разочарование от первой учительской зарплаты: «А мы вам сразу говорили, что ваша идея о покупке машины на школьную зарплату - это у-то-пи-я!»
Словом, школьная волна меня захлестнула: я стала возмущаться бумажной волокитой, малым количеством часов на важные темы. А после педсоветов вообще впадала в депрессию: по всей видимости, ничего хорошего по отношению к сельским школам в политике государства не предвидится. Их планируется укрупнять и реорганизовывать, а заполнение всяких отчетов и планов - увеличить в разы.
Я стала с усмешкой слушать по телевизору министров, вещающих о модернизации образования. Господи, о чем это они? Содержание школьного образования зависит не от заполненных документов и хваленой мультимедийности, а от учителя, его личности, его искренности, его картины мира, его мировоззрения.
Моя подруга, преподающая в одной из самых элитных городских школ, недавно рассказала: «На родительском собрании я говорю: мол, так и так, был неприятный инцидент - пошли с вашими детьми на воинское захоронение цветы возлагать, а они бегали по клумбам и газонам, кидали мусор...» Родители сидят, хлопают глазами. «Это, - говорят, - их в школе не научили». Я возмущаюсь: «Они в школе-то меньше года, это же первый класс!» Но те не сдаются: «Значит, - утверждают, - нашим детям в детском саду дань уважения не привили!». Родители полностью снимают с себя ответственность и перекладывают ее на школу. Понимаешь?» Если честно, не очень.
Сельские дети, видимо, более сознательные, чем городские.
И это независимо от возраста. Урок в 9-м классе. Завуч делает объявление, что завтра все пойдут на уборку воинского мемориала. Просит не забыть инвентарь - принести из дома мешки для мусора и косы. Я ожидала услышать: «А чего мы?», «Ой, мне как раз завтра в больницу надо...», «А у меня аллергия на пыль!». Нет. Все согласно кивают. И только одна девочка растерянно спросила: «Ой, а что же делать? У меня нет косы...»
Сегодняшние дети другие, чем, скажем, 15 лет назад. Вполне возможно, что, пока вы покупаете для ребенка «Приключения желтого чемоданчика», он идет на первое в свое жизни свидание. Второклассница Лиза Галкина делится со мной переживаниями по поводу скудного интерфейса в «Одноклассниках»:«Я вас как лучшую подругу обозначила. Ну там никак по-другому было нельзя! Не могу же я вас «второй половинкой» назвать!»
Одно из самых главных моих открытий: с ребятами нужно разговаривать. Они нуждаются во взрослых собеседниках. Многие родители из-за своей занятости или в силу других причин с детьми почти не общаются. Если средства позволяют (не раз была свидетелем такой картины), они предпочитают занять ребенка телевизором или компьютером: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы меня не трогало.
...У меня «окно» - свободный урок. Я скучаю в классе. В дверь кто-то скребется. На пороге возникает вихрастый мальчик. Удивляюсь: он учится в 5-м классе, а я никаких предметов там не веду.
- Здрасьте, Андреевна! Простите, имени вашего не знаю: то ли Мария, то ли Марина... В общем, дело одно есть.
- Давай,
- улыбаюсь я.
- Это вы 8-му классу два месяца назад сказали, что учитель за плохое поведение не имеет права ставить «двойку» в журнал?
- Ну да, -
осторожно признаюсь я, осознавая, какими могут быть последствия сказанного.
- Вот! Только что чуть не нарушили мои права! Но я к вам, собственно, не за этим. Давайте поболтаем!
Я удивляюсь и... болтаю. В итоге Родион забегает поговорить каждый день. Детей нельзя разочаровывать: вспоминаю, как я на каникулах развлекала учеников начальной школы на оздоровительной площадке. Подошел первоклассник, протянул вырванный из альбома листок: «Сделайте мне самолетик!» Я опешила: «Ой, а я не умею!» Мальчик потрясенно перевел взгляд с листка на меня и обратно: «Ка-а-ак не умеете?» Глаза ребенка наливались слезами: «А вот Анна Викторовна умела...»
Учитель в сельской школе - как маяк, к которому ученики тянутся за помощью, советом и... правдой. От вопросов, на которые они хотят знать ответы, голова идет кругом: «А каучук - это город?», «Чем отличается льночесальная фабрика от льнозавода?», «Почему если оппозиция так вредна, как утверждают по телевизору, то ее нельзя уничтожить?»
Больше всего дети любят, чтобы им рассказывали истории. А вот с чтением учебников беда. Некоторые книги написаны так, что академики РАН сломали бы голову. Предложения - как шарады: хорошо, если в них есть какая то мысль, а то ведь попадаются путаные и пустые абзацы. Об этом, кстати, совсем недавно говорили в Вязьме - на «круглом столе» по вопросу создания единого учебника по истории. А там присутствовали ученые и учителя со всей России.
Шестиклассники любят легенды. Если я рассказываю про подвиг Меркурия или предание о девушке, которую заживо замуровали в крепостную стену, в классе происходит нечто странное: никто не шушукается и не предпринимает попыток изучить свой мобильный. Девочки со слезами на глазах слушают легенду о возникновении Астрахани: «И что? Неужели так оно и было? Астра так любила хана, что бросилась от горя в реку?»
Со старшими проще: в 9-м классе мы проходим право. Поэтому в качестве разминки я таскаю им пресс-релизы, которые присылает в редакцию УВД, и прошу определить статьи Уголовного кодекса, по которым совершены описываемые преступления. Им нравится. А еще им нравится читать большие информационные журналы - там много написано о противоречивых проектах, которые принимает Госдума. И дети выносят свой вердикт: можно назвать тот или иной закон «драконовским» или нет.
***
Май заканчивается. Уже одурманивающе пахнет сиренью, солнце заливает своим светом весь класс, учиться и учить совершенно не хочется. Ребята из 8-го класса окружают мой стол и требуют опровергнуть слухи, которые поползли по школе: я ухожу. В ответ бормочу что-то невнятное: про свою работу журналиста и про то, что мне неудобно ездить в деревню из города. Один ученик отмахивается: «Бросьте, Марь Андреевна! Если дело только в этом, то я согласен вас на машине возить!»
Он может. Ему скоро уже 18, а он все еще в 8-м...
Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
В Смоленске на Кловке отключат горячую воду и отопление
5 минут назад
16
20 января сотрудники «Квадры» проведут плановые ремонтные ра...
Стала известна личность смолянина, прославившегося галантным поступком на дороге
10 минут назад
112
Сколько добавят?
29 минут назад
77
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в 2017 году госу...
Алексей Островский провел прием граждан по личным вопросам
43 минуты назад
73
Губернатор Алексей Островский провел очередной прием граждан...

Опрос

Что вы любите делать больше всего?


   Ответили: 426