Смоленский Пророк. Продолжение

Общество
корейшаВ этом году исполняется 230 лет со дня рождения нашего земляка, прославившегося своими необычными, как сказали бы сегодня, экстрасенсорными способностями.
Смоленского блаженного Ивана Яковлевича Корейшу (1783 - 1861) из-за его странного поведения многие современники называли чудаком и даже дураком. Вне всякого сомнения, человеком он был экстравагантным и вел себя крайне вызывающе. О себе он всегда говорил в третьем лице, величая себя исключительно по имени-отчеству. На вопросы Иван Яковлевич зачастую отвечал по-литературному аллегорично и иносказательно, с цитатами из духовных книг, а поэтому некоторым казалось, что он уклоняется от прямого ответа. А кого-то, видимо, раздражали его ирония и всевозможные «подковырки». Возможно, мещанам не нравилось и то, что он - образованный человек - вел крайне аскетичный образ жизни юродивого: ходил в рубище и босиком, ел хлеб с водой, спал на земле, мылся крайне нерегулярно и вообще не соблюдал правил гигиены.
Но юродивым, по русской традиции, многое было негласно разрешено и многое прощалось. И Корейша этим явно пользовался. Например, в Смоленске, когда он понял, что его пророческий дар людям нужен сугубо в утилитарных целях, а не для духовного обогащения, то специально над входом в свое жилище повесил издевательскую табличку, что принимает только тех, кто вползет к нему на четвереньках.
Обыватели считали, что одно его присутствие приносит счастье. Поэтому Корейшу часто в свои дома приглашали смоленские купцы. Богатые торговцы угощали его дефицитным тогда чаем с дорогими булочками. Но зачастую Иван Яковлевич чай разбрызгивал по комнате, а булки скармливал птицам и собакам. Такие манеры, не вписывающиеся в нормы поведения, очень сильно поспособствовали тому, что его объявили сумасшедшим. Хотя, конечно, если говорить о смоленском периоде его жизни, то можно точно утверждать: тогда Корейша не был сумасшедшим. Некоторые современники и исследователи его жизни считали, что Иван Яковлевич специально изображал умалишенного, чтобы иметь возможность говорить правду, как настоящий юродивый-шут. Сегодня такое поведение назвали бы девиантным. Кое-какие признаки слабоумия врачи у него стали фиксировать только после нескольких лет пребывания в московской Преображенской больнице. И это неудивительно, так как в те времена данное учреждение, по сути, больницей не являлось. Это скорее была тюрьма с очень жесткими и жестокими условиями содержания, напоминающими концлагерь. Пациенты содержались в холодных помещениях полураздетыми и полуголодными, многих приковывали цепями к столбам на несколько месяцев.
Некоторые больные, в том числе и Корейша, не только приковывались цепью, но и содержались в каменных подвалах на соломе. Иван Яковлевич провел в таком «лечебном» подвале почти 11 лет! Лечили тогда умалишенных тоже весьма своеобразно: прикладывали пиявок к вискам или к заднему проходу, делали кровопускание, подолгу держали лед на голове, давали рвотный винный камень и такие «слабительные» средства, как ядовитая белена и сладкая ртуть, делали «успокаивающие» прожоги на руках и т. д.
Думается, что от такого «лечения» и «заботы» у любого здорового и сильного человека вполне может «поехать крыша» уже через несколько месяцев. А Иван Яковлевич прожил в стенах этой «больницы» 44 года!
Впрочем, никакие официальные диагнозы и заявления о сумасшествии Корейши, а также его стиль общения с посетителями не могли убить веру людей в его пророческую силу. И к нему всегда народ валил толпами. Как ясновидящий, он не терял популярности среди россиян вплоть до самой смерти, то есть практически полвека.
Надо сказать, что формы и методы общения Ивана Яковлевича со своими просителями были, мягко говоря, необычными. Многие побывавшие у него в Преображенской больнице рассказывали, что смоленский юродивый иногда обливал или обмазывал гостей своими экскрементами, кидался в них всем, что попадалось под руку, задирал юбки женщинам, заставлял пить грязную воду, которую мешал в стакане пальцем, вываливал гостям на голову свою еду, ругался на них, а некоторых так и вообще выгонял.
Методы его лечения были такими же экстравагантными, как и он сам. Рассказывали, что однажды к Корейше пришла одна знатная княгиня, которая чем-то тяжело болела. Врачи не могли ее лечить - не удавалось поставить диагноз. Поэтому она решилась обратиться к смоленскому блаженному. Лечение Корейши было крайне необычным - он неожиданно ударил княгиню двумя яблоками по животу. От жуткой боли она упала в обморок, но на следующий день... была здорова.
Один из очевидцев так описывал действия Корейши по лечению женщины, у которой были сильные головные боли: «Иван Яковлевич повалил ее на землю и, усевшись верхом на девушку, стал бить ее по голове моченым яблоком до тех пор, пока окончательно не раскрошил его. Оригинальное средство Корейши помогло».
ПророкОднако никто из посетителей не возмущался всеми этими «странностями», а все смиренно ждали самого главного - чудесного исцеления или его пророчества. Видимо, поэтому известный историк Михаил Петрович Погодин записал в своем дневнике 10 мая 1849 года: «Ездил в Преображенское смотреть Ивана Яковлевича. Примечательное явление. Как интересны приходящие. Некоторые особо».
Несмотря на то что через 11 лет ему все-таки выделили отдельную палату с кроватью и бельем, Корейша все равно спал на грязном полу. Вот как описывал его палату один из докторов: «Иван Яковлевич лежал на полу, на слое песка, прикрытый лоскутным и настолько грязным одеялом, что от одного его вида тошнота подступала к горлу ... а грудь покрыта волосами и грязью. Подушки тоже покрыты грязью и жуткими слоями сала. Странно, что такой грязный человек, вызывающий омерзение, был объектом поклонения».
Будучи уже стариком, Иван Яковлевич мочился под себя прямо на песок, который периодически подсыпали на пол санитары. Среди поклонников Корейши этот песок считался тоже целебным, и предприимчивые сотрудники клиники продавали его как средство от всевозможных заболеваний. Причем так удавалось дурачить людей даже после смерти блаженного.
При этом образованные люди отмечали не только его огромную популярность, но и необыкновенные пророческие способности. Поэтому многие писатели того времени вставляли образ Ивана Яковлевича в свои произведения. Первым это сделал в 1857 году Л. Н. Толстой в знаменитой повести «Юность». В главе «Задушевный разговор с моим другом» великий русский писатель посвятил Корейше следующие строки: «Ты слышал, верно, про Ивана Яковлевича, который будто бы сумасшедший, а действительно - замечательный человек. Любовь Сергеевна чрезвычайно религиозна, надо тебе сказать, и понимает совершенно Ивана Яковлевича. Она часто ездит к нему, беседует с ним и дает ему для бедных деньги, которые сама вырабатывает. Она удивительная женщина, ты увидишь. Ну, я съездил с ней к Ивану Яковлевичу и очень благодарен ей за то, что видел этого замечательного человека. А матушка никак не хочет понять этого, видит в этом суеверие».
Упоминается смоленский блаженный и в нескольких произведениях А. Н. Островского. Например, в пьесе «Женитьба Бальзаминова» главный герой бросает такую реплику: «Солидные-то люди, которые себе добра-то желают, а всякой малостью ездят к Ивану Яковличу, в сумасшедший дом, спрашиваться; а мы такое важное дело да без совета сделаем!»
А в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» богатая вдова Турусина грустит после смерти Корейши: «Какая потеря для Москвы, что умер Иван Яковлич! Как легко, просто было жить в Москве при нем. Вот теперь я ночи не сплю, все думаю, как пристроить Машеньку: ну, ошибешься как-нибудь, на моей душе грех будет. А будь жив Иван Яковлич, мне бы и думать не о чем: съездила, спросила и покойна».
Ф. М. Достоевский упоминает Корейшу в своей повести «Село Степанчиково и его обитатели», а также под именем Семена Яковлевича в романе «Бесы».
Сюжет святочного рассказа Н. С. Лескова «Маленькая ошибка» строится на том, что родители, обеспокоенные судьбой двух своих дочерей, обращаются к Ивану Яковлевичу с запиской, где неверно сформулировали вопрос к прорицателю. В результате его ответ их сильно удивил и озадачил, хотя Корейша, как потом выяснилось, все им напророчил правильно.
Фигура Ивана Яковлевича еще при жизни вызывала в российском обществе большие споры о его ясновидческом даре и вообще о нем как о явлении русской действительности. Эти споры продолжаются и поныне - вот уже более 200 лет. Кто-то считал и считает Корейшу сумасшедшим и шарлатаном, а кто-то - блаженным, юродивым и великим прорицателем.
Сегодня точно можно сказать только одно - наш земляк был необыкновенным человеком, который о себе оставил такие же необыкновенные воспоминания как в народной памяти, так и в великой русской литературе. А такое удается далеко не всем.
Автор Дмитрий Тихонов.
 







Загрузка комментариев...
Читайте также
9 минут назад

Глава региона ответил на вопросы военкора Семена Пегова,...

44 минуты назад

С 15 по 25 марта прошли VIII всероссийские соревнования ...

сегодня, 15:09
О ходе работ на пл. Победы рассказали в Смоленскавтодоре.
сегодня, 15:41
Новости партнеров