Мои университеты

Общество
КодинЕвгений Кодин - о том, что ждет СмолГУ в 2013 году, ликвидируют ли аспирантуру и зачем нужно возвращать советскую систему распределения.
Разговаривать с ректором Кодиным одно удовольствие. Ничего лишнего, все предельно просто, вещественно и доказательно. Даже вопросы можно не задавать - бросаешь слово - ассоциацию, и она тут же обрастает подробностями.
- Новый год - хорошее время подводить итоги и загадывать желания. Что пережил университет в 2012-м и какие перемены его ждут?
- Прошлый год стал переломным в материально-технической базе. Новые объекты пока не введены в строй, но мы уже подвели их под крышу и подключили тепло. Сейчас заканчиваем внутренние отделочные работы. По сути, за год мы построили новый учебный корпус в 9 тысяч квадратных метров. Там разместится психолого-педагогический факультет. 
Думаю, что к весне откроем и многофункциональный спортивный комплекс. Огромный! С залами для фитнеса, самбо, дзюдо... Еще будет общежитие-гостиница. В Смоленске вообще нет ни одного места, где гости нашего города могли бы не только жить, но и проводить семинары, устраивать совещания и т. п. Стандартный западный вариант проведения коллоквиумов и других мероприятий. Наш конференц-зал будет рассчитан на 100 мест.
Причем мы специально подняли его высоко, на пятый этаж, чтобы за чашкой кофе люди могли не только общаться, но и наслаждаться замечательными смоленскими панорамами - видами на Заднепровье и Успенский собор.
В 2012 году мы провели оптимизацию структурных подразделений. По образцу МГУ создали филологический факультет - объединили иняз и филфак. В результате получилась хорошая «взрывная» смесь, которая дает прекрасный результат в научных исследованиях и магистратуре.
Мы объединили еще два факультета - начального и специального образования с психфаком. В итоге получилась хорошая коллекция специальностей. Этот факультет оказался самым большим - вместе с заочниками - 1200 человек.
А еще объединили социальные науки и создали факультет, который так и называется - «Социальный». Меня на первом этапе все пугали: «Название какое-то неправильное, абитуриенты туда не пойдут». Но конкурс на этом факультете оказался одним из самых высоких.
Еще мы интегрировали две специальности «Историю» и «Юриспруденцию» - так появился факультет истории и права.
В 2012 году мы начали реализацию программы стратегического развития университета. При ее воплощении процентов на 90 - уже сможем стать системообразующим вузом западного региона России. Мы уже подали документы в министерство на расширение спектра специальностей. Хотим, например, открыть «Бизнес-информатику», как добавку к уже существующей «Логистике и управлению цепями поставок». Мы единственные в нашем регионе, кто готовит специалистов по «Земельному кадастру».
Весьма популярно и «Промышленное и гражданское строительство» (ПГС). Сейчас думаем открыть заочную форму на бесплатной основе. В новых зданиях у нас есть возможность создать семь лабораторий: строительных материалов, почв, вентиляции, водоотвода, строительных машин и т. д.
На это будет выделено порядка 50 млн. рублей. И мы по-прежнему говорим абитуриентам и их родителям: «Приходите к нам, если хотите учиться. А если просто нужен диплом - это не к нам». К примеру, на ПГС в первый год мы набрали 50 человек. К четвертому курсу их осталось всего 20. Большую часть мы совершенно спокойно отчислили по принципу «тянешь - не тянешь». То же самое касается и гуманитариев. Наше кредо остается неизменным: имидж университета дороже всего. И результат уже есть. В 2012-м по министерским показателям СмолГУ стал третьим в стране по росту среднего балла ЕГЭ среди абитуриентов, которые поступали в этом году. Да, может быть, потеряли деньги, но приобрели статус. Мне кажется, мы на правильном пути. Поэтому СмолГУ не вошел в число неэффективных вузов.
- Как председатель совета ректоров вузов Смоленской области, расскажите, что с такими будет?
- В перечень неэффективных вузов попали пять смоленских филиалов. Департамент по образованию согласился с результатами мониторинга о неэффективности филиала МАДИ. У них меньше сотни студентов, специальности не развиваются, своих кадров нет, москвичи не ездят, в аренде только небольшая площадь автодорожного техникума... Было решено поставить в этом вопросе точку. О самоликвидации объявил Сафоновский филиал МГОУ им. Черномырдина. Правда, там есть тонкость - такой же филиал остается в Смоленске, и он будет использовать сафоновскую базу. Всем остальным дано право на дальнейшее существование. Что будет дальше - неизвестно.
Скорее всего, в марте 2013 года проведут еще один мониторинг вузов, включая негосударственный сектор.
- Что будет с аспирантурой? Говорят, что ей вообще нет места в новой системе образования.
- Шесть лет назад у нас было 45 бюджетных мест в аспирантуре на разные направления. В прошлом году дали только три.
- Такое сокращение?
- Нет, уничтожение. Мы переходим в Болонский процесс, и если ты хочешь посвятить себя науке, то после бакалавриата идешь в магистратуру, два года учишься и готовишься к научно-исследовательской деятельности. Бесплатные места каждый год урезают практически всем вузам. Официально аспирантура, как структура постдипломного образования, еще не упразднена. Если закон примут, то она ликвидируется. Плохо это или хорошо - с какой стороны посмотреть.
Я не стесняюсь об этом говорить: очевидно, что актуальность некоторых тем в диссоветах надумана. В результате многие работы скатываются в плагиат. Мы уже поставили систему антиплагиата и две диссертации сняли с защиты - точнее, рекомендовали их доработать.
- Вы за возврат старой советской системы распределения выпускников?
- В Смоленской области 40 процентов учителей пенсионного возраста. И если они вдруг решат уйти на заслуженный отдых, школа рухнет. Мои однокурсники работают на селе. Я знаю, что там один учитель ведет не только физкультуру и труд, но и иностранный язык, историю и многое другое! О каком качественном и равноправном образовании в сельской глубинке и специализированной школе возле МГУ мы можем говорить? А ведь ЕГЭ спрашивает со всех одинаково. Я считаю, что мы не решим проблему кадрового дефицита в сельских школах и районных больницах, если не вернемся к практике распределения. Но сегодня для этого нет никаких условий - ни жилищных, ни финансовых. Да, сейчас дается «подъемный» миллион для медиков. Но этот миллион никем не востребован. Хорошо, я построю на эти деньги что-нибудь себе, а жить-то на что? Обеспечивать семью? Нужно создавать инфраструктуру, а государство пока к этому не готово. Да, распределение - это непопулярная мера. Но я сам после окончания вуза работал в руднянских Любавичах. Мне дали там половину финского домика, который продувался со всех сторон. Я уезжал в пятницу в Смоленск, возвращался в воскресенье и в ведре с водой, которое стояло зимой в комнате, топором пробивал дырку. Потом три часа топил печь, чтобы хоть немного согреться и уснуть. Но это нормально, мы через это закалялись, чтобы держать жизненные удары.
- Какими качествами должен обладать студент-историк, чтобы стать ректором?

- Я был студентом, лаборантом, ассистентом, завкафедрой... Первое: нужно работать. И над собой в том числе. Второе: поднимаясь на социальном лифте, оставаться человеком. Сможешь - достигнешь чего-то. Не сможешь - лучше уйти сразу.







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 16:09
Восстановление систем отопления инфекционного корпуса и стом...
сегодня, 15:31

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

46 минут назад
Глава города заявил, что обязательно примет участие в суббот...
27.03.2024 23:33
Вторая игра интеллектуального турнира BrainShaker 2024 от се...
Новости партнеров