Записки всю жизнь непостороннего

Общество
ОрловНедавно вышла в свет книга бывшего председателя Смоленского облисполкома Алексея Орлова «Смоленск. 1961 - 1991. Записки непостороннего». Это история развития Смоленска и области, описанная очевидцем и участником событий, под влиянием которых мы живем и сегодня.
Тишина, безлюдье, гладкий асфальт и равнодушные глазницы окон огромных пустых коттеджей. Хозяевам не до них. Работа, бизнес... А построенные впрок дома - не теплый семейный очаг, а зачастую законсервированные в квадратных метрах лишние деньги. Сегодня от некогда уютной пригородной смоленской деревеньки Боровая сохранились название да пара стареньких развалюшек. Местечко стало престижным, песчаная земля, облюбованная соснами, - дорогой. Найти дачу Алексея Ивановича Орлова оказалось нетрудно. Обложенная силикатным кирпичом строительная бытовка с пристроенной верандой не очень-то вписалась в безликий ряд «резных оград особняков», поэтому заметна сразу.
Чем больше совести, тем меньше дача
Сказать честно, сначала я проскочил мимо этого домика, даже не взглянув на номер, прибитый на заборе. Не ожидал, что бывший председатель облисполкома, человек, курировавший строительную отрасль всего региона на протяжении почти полувека, так и не отгрохал себе приличный коттедж. И только дозвонившись до него по мобильнику, понял свою ошибку и толкнул неприметную калитку внутрь двора. А там все оказалось так, как бывает осенью на старых, давно обжитых дачах. Рядок почти скинувших листву яблонь, перекопанные грядки, остов теплицы и окутавшая этот клочок земли серая осенняя дремота.
Алексей Иванович наскоро показал свое домовладение: прихожая, в которой мы едва уместились вдвоем, маленькая кухонька, где постоянно хлопочет хозяйка, Евдокия Семеновна, пара маленьких комнатушек. И всего-то, с пристройкой, 30 кв. м летнего жилья.
- Нам хватает, зачем больше? - искренне удивляется Алексей Иванович.
Действительно, зачем? Тесно, шумно и весело в этом доме бывает лишь пару недель в году, когда в отпуск приезжают дети.
- Неужели в то время, когда вы работали председателем облисполкома, а стройматериалы стоили не так дорого, как сегодня, у вас не было возможности построить на этом участке жилой дом?
- Времени не хватало, да и не принято было лакировать свою жизнь за счет должности. Мы строили и благоустраивали Смоленск и всю область. Интересно работалось и жилось. Воспоминания о тех людях и годах стали основой для моей книги «Смоленск. 1961 - 1991. Записки непостороннего». Понятно, что «в карете прошлого» далеко не уедешь, но уроки, которые оно нам преподносит, необходимо учитывать.
Насчет дач и личного благополучия могу сказать точно - никто из руководителей советской поры не ставил свои интересы выше дела, которое ему поручили. Поэтому не только у меня, но и ни у кого из нашей управленческой команды не найдете ни особняков, ни счетов в швейцарских банках.
В то время совесть еще не заменили «откаты», а здоровый коллективизм - совершенно не свойственный русским людям принцип «каждый за себя».
Записки всю жизнь непостороннегоЧто тогда было не так, как сегодня?
Горячие блинчики с медом от Евдокии Семеновны сотворили в маленькой комнатке сказочный уют. За окном - тяжелая осенняя сырость, а в бытовочке (так и не могу привыкнуть называть этот домик дачей) - тепло и хорошо. Набросанный в редакции план интервью с заранее сформулированными вопросами за ненадобностью остался в барсетке. Разговор сам выбрал свое русло.
- Алексей Иванович, сегодня разруха, царящая в Смоленске, стала притчей во языцех. Люди старшего поколения помнят наш город чистым, светлым, ухоженным. Почему тогда это было возможно, а сегодня нет?
- Если внимательно прочитал книгу, то заметил, что в те годы постоянно шла очень серьезная работа по комплексному благоустройству улиц и внутридворовых территорий. Не было никаких целевых программ. Обходились деньгами, которые могли выделить из своего бюджета. Но реконструкцию того или иного участка дороги или тротуара всегда начинали с хорошего основания. Перед этим чуть ли не за год запрашивали у всех строительных организаций, заказчиков строящихся объектов сведения, связанные с дальнейшим развитием улиц. И даже если сегодня там не предполагалась прокладка инженерных коммуникаций, то все равно вставляли специальные обоймы для будущих водопровода, канализации, связи... За восемь лет моей работы в горисполкоме реконструировали улицу Н.-Неман, дамбу (тогда не было улицы Нахимова), улицы Шевченко, Румянцева, 25 Сентября, Рыленкова, Соколовского, проспект Строителей, улицу Николаева продлили до нынешнего троллейбусного кольца на Краснинском шоссе. Эти вехи пришлись на 1967 - 1970 годы. Ноу-хау тех лет стало создание института магистральных архитекторов. Такому архитектору давали улицу, и он должен был контролировать все, что там делалось: оформление фасадов домов, ремонт проезжей части, тротуаров, благоустройство, разбивку зеленых зон. Но перед этим он выдавал свои решения и защищал их. Это был творческий и продуктивный труд на благо Смоленска. Таким образом прошла реконструкция Центрального парка культуры и отдыха (ныне Лопатинский сад), Блонье, сквера Памяти героев, улицы Октябрьской революции, захоронений времен Великой Отечественной войны на улицах Зои Космодемьянской и 25 Сентября. Почему бы не применить такой опыт и сегодня?
- Приходилось, как сейчас, бороться с точечной застройкой?
- Даже не знали, что это такое. Все делалось по генеральному плану, в котором предусматривалось использование каждого клочка городской земли. Мною был создан градостроительный совет, в который входили архитекторы, все коммунальные службы, энергетики, строители. Раз в две недели заседали, выдавали технические условия на новые объекты. Все происходило без всяких поборов. Такого понятия, как «откаты», вообще не существовало. Это сегодня, чтобы построить новое здание, приходится собирать 120 бумаг и обойти 35 организаций. На это тратится больше времени, чем на само строительство. К тому же надо везде «отстегнуть», а потом еще и заплатить официально. В итоге, по некоторым данным, от 30 до 50 процентов денег от стоимости объекта «уходит» на стадии проектирования.
Записки всю жизнь непостороннего- Как вы сегодня оцениваете подготовку Смоленска к празднованию 1150-летнего юбилея?
- Я участвовал в подготовке 1100-летия города, поэтому с грустью и болью смотрю на то, что делается сегодня. Тогда, полвека назад, мы собрались за пять лет до празднования, разработали четкий план действий, определились с финансированием буквально всех работ и объектов. Юбилей прошел отлично, но это стоило неукоснительного соблюдения намеченного графика работ и постоянного контроля качества.
По поводу нынешнего юбилея можно сказать: дело успешно провалено.
Коммунальный апокалипсис уже наступил
- Смоленск стоит на пороге больших потрясений в коммунальной сфере. На ваш взгляд, можно ли сегодня что-то предпринять, чтобы избежать самых тяжких последствий?
- В городе сложилась очень опасная ситуация, корни которой уходят в перестроечные десятилетия. Вкратце вернемся к событиям, описанным в книге. Они изложены на волне позитива, царившего в те годы. Например, тогда остро встала проблема обеспечения города питьевой водой. Для ее решения началось строительство двух водозаборов - Верхнеясенного и Бабьегорского. Запроектировали и начали строить Пасовский в Заднепровском районе, где успели оборудовать и задействовать всего пять скважин. В Красном Бору разведали большие запасы воды, которая по количеству и качеству оказалась самой лучшей в Смоленске. Но добывать ее уже не придется - там теперь частные дома.
Тогда же на Кловке построили городские очистные сооружения. Сейчас они предельно перегружены, но еще как-то работают. На годы моей работы пришлись и сдача в эксплуатацию первой очереди ТЭЦ-2, и модернизация и реконструкция ТЭЦ-1. Это дало возможность избавиться от 180 котельных, гревших воду на сафоновском буром угле, а остальные перевести на газ. Выбросы сажи и копоти, из-за которых весь город стоял закопченный, прекратились. Из квартир «ушел» холод, появилась горячая вода. Недавно я слышал об идее нового губернатора возвратиться к отоплению торфом, но это не лучше, чем бурый уголь... С 1961 по 1991 год построены десятки километров водопровода, канализации, коллекторы. За 20 лет разрушительных реформ ничего не добавилось...
Проживаем то, что сделало предыдущее поколение, и это опасно! Городские инженерные системы предельно перегружены, а Смоленск продолжает развиваться. Если сегодня не предпринять срочных мер, то катастрофа неизбежна в течение ближайших двух-трех лет. Похоже, опасения бывшего председателя облисполкома имеют под собой реальную почву. О том, что какие-то срочные меры по развитию городских инженерных сетей будут приняты в самое ближайшее время, можно и не мечтать. Хозяев города заменили временные «смотрящие», видящие перед собой единственную перспективу - проскочить через очередные выборы и остаться при должности на следующий срок. Даже если выборный срок закончится тюремным.







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 17:10
Смоленской региональной общественной организации ветеранов л...
8 минут назад
Доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей в Смо...
Новости партнеров