Наталья Сухая: «У ЕГЭ много минусов, но его главный плюс - мои ученики поступили в МГУ, МГИМО и другие ведущие вузы»

Общество
СухаяВ преддверии Дня учителя гостем «РП» стала Наталья Викторовна Сухая, преподаватель русского языка и литературы смоленской школы №34, победитель областного этапа конкурса «Учитель года-2011». В откровенной беседе за чашкой кофе с главным редактором газеты Наталией Кимовной Бондаренко и журналистами она рассказала о своей работе и жизни, затронула тему грамотности подрастающего поколения и отношения к школе государства.
- К сожалению, большинство современных детей редко берут в руки художественные книги. Что теряют школьники? К чему может привести такая тенденция?
- Мышление современных детей клиповое, заполнение внутреннего мира происходит в основном рекламой и видеофильмами. Ребята не пропускают через себя содержание художественной литературы. Конечно, с классическими произведениями они знакомятся, но делают это с помощью краткого содержания. Мне это кажется плоским: прочитав выдержку изложенных в пересказе фактов, человек лишается самого главного, что может дать литература, - возможности переживать чувства героев и анализировать их поступки. Ведь мало знать название книги и ее фабулу. Подрастающему поколению важно научиться чувствовать, пропускать через себя духовные метания персонажей, следить за развитием созданных автором характеров. Получается, школа дает ученикам отстраненные знания, которые даже не пригодятся им в жизни. Мои нынешние выпускники - чудесные, добрые, внимательные, отзывчивые дети. Но лишь четверых из 77 я могу назвать начитанными. Только с ними я могу разговаривать на одном языке, не боясь, что меня не поймут. Мы теряем это поколение... Но не могу не сказать: они лучше нас ориентируются в мире современных технологий, освоить компьютерные программы - обычное дело для них. Молодежь постоянно общается в соцсетях на форумах, для подготовки рефератов и докладов школьники уже не ходят в библиотеки. Теперь им достаточно «войти в Сеть», чтобы найти всю необходимую информацию. Нынешние школьники не разбрасываются в потоке познания - объять необъятное, берут очень прагматично то, что им необходимо для будущей профессии, для выживания в обществе.
- Но хоть одно из произведений затрагивает в их душах какие-то нотки?
- У детей совершенно другое восприятие по сравнению с людьми более старшего поколения. В свои школьные годы, когда мы проходили «Поднятую целину» Шолохова, очень смеялись над дедом Щукарем. Современная молодежь видит в этом образе только негатив: чему радоваться, если над персонажем издеваются? Зато у них вызывает улыбку поведение Шарикова из «Собачьего сердца». А я, помню, приходила в ужас от тех параллелей, которые проводил Булгаков в своем произведении. Мы с ними совершенно разные, приходится искать точки соприкосновения и учиться понимать своих учеников.
- А можно ли как-то изменить ситуацию?
- У пятиклассников всего два урока литературы. Как учитель может привить ученикам любовь к чтению, если им всего дважды в неделю нужно открыть книгу? И это не политика школы, это политика государства. В июле этого года я была на съезде учителей русского языка и литературы в МГУ, в рамках которого работало множество различных секций. На одной из них обсуждался вопрос «списка 100 книг», рекомендованных детям президентом. Тендер на его составление выиграл один из вузов Санкт-Петербурга. Причем сделано это было, на мой взгляд, не совсем профессионально. Например, Виктор Цой и Игорь Тальков были отнесены к зарубежным авторам. Нам, участникам «круглого стола», предложили утвердить этот перечень. Видя все недостатки списка, учителя не стали этого делать. На отказ нам ответили: «Значит, вы против Путина». Но мы остались при своем мнении - резолюция съезда в изначально предложенном виде не была принята. Однако Министерство образования и науки РФ пока никак не отреагировало на наши предложения.
- Наталья Викторовна, каково ваше отношение к ЕГЭ?
- Двоякое. Конечно, с одной стороны, тестирование по литературе вызывает много вопросов. Начиная от некорректно составленных заданий и заканчивая примитивными критериями оценки экзаменационных сочинений. Подготовить учеников к ЕГЭ по русскому языку намного легче. Однако в определенный момент учитель перестает развивать грамотность школьников и начинает натаскивать их по тестам. Но в то же время приятно, когда мои бывшие ученики поступают учиться на бюджетные места в МГУ, МГИМО, Санкт-Петербургский педагогический университет имени А. И. Герцена и другие ведущие вузы страны. За такую возможность я благодарна ЕГЭ.
- Но ведь в результате всех этих процессов страдает культура речи ребенка.
- Да, мы не развиваем речь в нужной степени. Подготовка к тестам начинается уже с пятого класса, поэтому на мои вопросы ученики дают односложные ответы. Да и количество часов, отведенных для литературы, заставляет экономить время на уроках. Причем эта тенденция тянется еще с начальной школы. Дети не умеют пересказывать прочитанное и не знают элементарных вещей в русском языке. Начинаем наверстывать упущенное и теряем драгоценные уроки.
- Скажите, а в начальной школе возможно научить грамоте?
- Все азы в учащегося закладываются именно с первого по четвертый класс. И учитель должен, я убеждена именно в этом слове, должен научить детей грамотно говорить, читать, писать, считать и любить Родину. Я очень скучаю по старым советским учебникам. В них был заложен стержень знаний, а еще - позитив и нравственность.
- Вас можно назвать учителем- новатором или консерватором?
- Что касается определенных догм в русском языке, я стараюсь сделать все, чтобы не страдала грамотность, не размывались границы и правила, речь была максимально правильной с научной точки зрения. Но чтобы говорить с учениками на одном языке, приходится применять в процессе обучения новые технологии. Например, в нашем классе установили замечательную интерактивную доску. На компьютерах занимаемся монтажом социальных роликов, учу детей верстке школьной газеты. Нужно быть современным учителем: только в этом случае мы оказываемся на одной волне, становимся интересны нашим ученикам. Возможно, именно использование технических новинок способно привлечь молодежь к чтению. Ведь читать произведения на электронной книге или планшете модно, да и обращаться к скудному библиотечному фонду не придется.
- Такая дополнительная нагрузка не отвлекает от прямых обязанностей?
- Конечно, на воспитание остается очень мало времени. Сейчас педагоги загружены заполнением всевозможных отчетов и прочей бумажной волокитой. Но все равно я стараюсь выкроить полдня, чтобы сходить с учениками на каток или прогуляться всем классом по парку. А когда ребята участвуют в подготовке фильмов или газеты, они пробуют свои силы в различных профессиях. Это и есть социализация.
- Наталья Викторовна, чем вы занимаетесь в свободное время?
- Его у учителя нет. По вечерам проверку тетрадей и подготовку к урокам на следующий день прерывают пятиклассники, интересующиеся, как делать домашнее задание. Ведь не откажешь, начнешь объяснять. Возможности тратить личное время на себя практически нет.
- А как обстоят дела с оплатой такого самоотверженного труда?
- Громкие слова об увеличении зарплаты учителям, к сожалению, не приносят заметных результатов. Например, моя базовая ставка, которой касается 30-процентное повышение, составляет 3 400 рублей. Остальные надбавки (за проверку тетрадей, классное руководство и преподавательский стаж) остаются прежними. Таким образом, чтобы сводить концы с концами, приходится брать дополнительную нагрузку - две ставки и репетиторство. А для этого нужно иметь железное здоровье и забыть о любых увлечениях. Поэтому у меня нет никакого хобби.
- Вы и ваши коллеги можете позволить себе поехать в отпуск за границу?
- Сомневаюсь. Разве что в деревню, если там есть родственники. Путешествуют те, у кого хорошо зарабатывает муж. Санаторно-курортного лечения, которое предоставляется служащим многих ведомств, нам не дают. А если все-таки вырвешься на море, потом сложно прожить месяц до зарплаты. Вернувшись из отпуска, я получила 4 тысячи. Как можно прожить на эти деньги? А ведь профессия выжимает все соки: каждый день нужно держать большую аудиторию подростков, тратить нервы, чтобы контролировать учеников в классе. Способов восстановиться, к сожалению, мало. Мои коллеги в лучшем случае получают 15 тысяч рублей, а в основном - от 7 до 12. Хорошо начинают жить только те учителя, которые отработали в школе по 25 лет и имеют доплату за выслугу и пенсию. Городские конкурсы на звание лучшего педагога года, конечно, помогают поправить материальное положение на 10 тысяч рублей. Но ведь, чтобы в нем победить, нужно затратить уйму сил.
- Если бы была возможность, куда бы вы отправились?
- В Европу: хочу посетить Польшу, Швейцарию, Финляндию. Но, наверное, для российского учителя это неосуществимая мечта.
- Если бы было больше времени, какое хобби себе завели?
- Уделила бы больше времени семье и книгам.
- Что вы читаете для души?
- Постоянно перечитываю большую часть школьной программы, чтобы освежить в памяти детали классических произведений. А для себя недавно открыла таких авторов, как Людмила Улицкая и Паисий Святогорец.
СКАЗАНО
Наталья Сухая, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года-2011»: Большое спасибо за вашу газету от всего коллектива нашей школы. К сожалению, многие преподаватели настолько стеснены в средствах, что не могут покупать каждый номер «толстушки». Поэтому подписка от нашего депутата и вашего главного редактора позволяет нам узнавать обо всем, что происходит в городе и области.







Загрузка комментариев...
Читайте также
16 минут назад
При поддержке «Единой России» приведут в порядок воинские за...
сегодня, 10:36

О данной проблеме они сообщили в социальных сетях.

53 минуты назад
Интересную статистику опубликовало ГУ ЗАГС Смоленской област...
сегодня, 10:07
Сенатор от Смоленской области занимает 48 позицию в медиарейтинге...
Новости партнеров