Смоленск посетил король "Таганки" Валерий Золотухин

Общество
ЗолотухинВалерий Золотухин сыграл моноспектакль по рассказу Василия Шукшина «Думы». Он выступил в областной филармонии совместно с ансамблем «Россия» им. Людмилы Зыкиной в рамках Глинковского фестиваля.
Зал аплодировал стоя, а Золотухин скромно прятал нос в подаренных ему ландышах: «В Смоленске они пахнут лучше!». Публике было чем восторгаться: 70-летний актер искрометно играл, читал стихотворение «Клеветникам России», плясал и пел всем известную «Ходют кони» из фильма «Бумбараш». Именно по этой роли его когда-то узнал весь СССР. Но в отличие от других артистов, Золотухина «приклеивание ярлыков» не раздражает:
- Я вам расскажу такую историю. Однажды, это было уже давно, мне исполнилось 50 лет. А накануне этого замечательного события у меня сперли автомобиль - «шестерку», причем новую. А поскольку я - почетный милиционер Советского Союза, моя милиция мне открытым текстом заявила: «Валера, мы новые не ищем!». Я, как нормальный человек, спросил: «А какие Вы ищете?». «А какую найдем - твоя и будет!». «Ох, и подведете вы меня, мужики, с такой конституцией!». Мой день рождения грандиозно отмечался в театре - юбилей, конечно, не угон. Хотя я прекрасно понимаю, что в несчастье ближнего есть что-то веселящее. И Леня Филатов на торжестве спел мне такую частушку: «Кто, скажите, матерь вашу, спер «жигуль» у Бумбараша? Почему же Бумбараш не загнал его в гараж?».
«Шукшин не дожил до Нобелевской премии»
- Валерий Сергеевич, были какие-то сложности при подготовке спектакля «Думы»?
- Я земляк Василия Макаровича - родился на Алтае. Почти каждый год бываю на Шукшинских чтениях. И там борюсь вот с чем: Шукшина слишком часто путают с его героями, представляют в гимнастерке, фуфайке и кирзачах, как какого-то чудика. Но это же не так! И когда мы стали работать над этим спектаклем, то столкнулись с этой проблемой. А к прозе Шукшина надо тянуться, а заодно и «подтягивать» публику до музыки Гаврилина и Свиридова. Вот тогда это звучит! А если просто насытить рассказ частушками и заезжими припевками из «Калины красной», то получится чепуха. Это принижает прозу. Уже лет 30 я пытаюсь доказать: Шукшин немножко не дожил до Нобелевской премии. Его лучшие рассказы - на уровне Чехова.
- А каким Вы представляете своего зрителя?

- Представлять зрителя - это мне до фонаря, понимаете? Каждый раз зритель новый. Какой бы он не пришел - моя задача его «взять». Сегодня мы играли для филармонического зрителя - более культурного, он чаще ходит на концерты инструментальной музыки и лекции. Публика никогда не бывает виновата, виноватыми бывают только плохие артисты.
Много лет я играл в театре Кузькина в спектакле «Живой». Наступил момент, когда мы поняли: зрителю нужно расшифровывать, что такое «трудодень». И проза Шукшина становится исторической. По ней даже можно какие-то выражения изучать.
После спектакля в Южно-Сахалинске ко мне подошел молодой человек и сказал: «Я ненавижу советскую литературу, хотя по образованию филолог. Но вы изменили мое отношение к ней - я сейчас приду домой и сяду читать Шукшина!». В этом, наверное, успех спектакля.
Смоленск посетил король "Таганки" Валерий Золотухин- К вопросу об упрощении творчества... Когда праздновали 100-летие Твардовского, сложилось впечатление, что весь Василий Теркин - это... гармошка и гимнастерка. У вас нет такого ощущения?
- Это наша общая беда. Но мы сами в этом виноваты! У меня был моноспектакль по «Книге про бойца» Твардовского. Конечно, если браться за него сейчас, то нужно пересматривать позиции. Гармонь останется - она никуда не исчезнет. Но можно же насытить этот материал высокой музыкой и слогом! Замылить и зашоркать - это очень просто. А «Книга про бойца» - книга века. Если уж желчный и придирчивый Бунин отсыпал ей такие комплименты!
К Твардовскому у меня особое трепетное отношение. Когда ехал поступать в Москву, у меня в чемодане было две книги: «Отцы и дети» Тургенева и «Василий Теркин» Твардовского.
- А современную поэзию читаете?
- К сожалению, нет. Понимаете, какая штука происходит - всему нужно свое время. Мы были молоды, когда были молоды Вознесенский и Евтушенко, Ахмадуллина, Высоцкий, Бродский... Это как в театре - призыв одного поколения. Кстати, Евгений Александрович Евтушенко каждый день звонит завлиту, настаивает на том, чтобы мы поставили его поэму «Коррида». «Корриду» мы поставим, но еще я хочу взять «Голубь в Сантьяго».
О дружбе с Высоцким и гриме Безрукова
- Валерий Сергеевич, вы - друг Высоцкого. Совсем недавно вышел нашумевший фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». А как отнеслись к нему Вы?
- Мне фильм понравился - я это всем говорю. Но каждый раз делаю небольшую оговорку. Мои отношения с семьей Высоцкого особые, они вышли за рамки дружбы. Уже после смерти Владимира Семеновича, когда его старший сын Аркадий не поступил в «бауманку», я устраивал его во ВГИК на сценарный факультет. О, это была целая история! Я даже был на его свадьбе посаженным отцом. А младшего, Никиту, я готовил к поступлению в школу-студию МХАТ. Они мне как дети. Хочется, чтобы у них все было хорошо, чтобы они были достойны своего отца. Аркадий отказался написать сценарий к фильму, хотя он замечательный литератор. А Никита взялся: «Ну и ладно. Я сам!». Знаете, там можно много, к чему придираться. А я доволен. Не считаю, что работа Безрукова была плохой. Это был настоящий человеческий подвиг! Новые технологии грима... Его гримировали по четыре часа, а потом он еще должен был играть! И какую ответственность он взвалил на себя! Тут можно много спорить. Может быть, я желаемое выдаю за действительное. Конечно, это мишень, особенно для тех, с кем Высоцкий был знаком. Но фильм получился настоящим, артисты там играют блестяще! А ведь взят всего один день из жизни Высоцкого - 25 июля 1979 года. Он умер, его мозг не работал 8 минут - это же с ума сойти! Так не бывает! Он воскрес, но спустя год, 25 июля, ушел навсегда. Это еще ждет своего воплощения и объяснения. Каждый художник, взявшийся за эту тему, истолкует ее по-своему.
Смоленск посетил король "Таганки" Валерий Золотухин
Волшебный перстень маэстро Золотухина
- Как Вам удается совмещать гастроли с ансамблем «Россия» и руководить театром на Таганке?

- Я еду в поезде, а мне звонит актер Николай Николаевич Губенко - он меня все в театре никак застать не может: «Как ты им руководишь? То на Сахалине, то где-то еще... Вот сейчас ты где?». «В поезде, еду играть в Смоленск!». «Ну ты даешь! Прямо как Копелян - тот тоже в «стреле» жил!». Но директор из меня хороший, потому что у меня прекрасные заместители. Скажу так: если у тебя нет людей, на которых можно опереться, тогда нечего и браться за руководство. Когда назначали, мне сказали: пока на документе не будет стоять три подписи, ничего не подписывай. Что будет дальше - неизвестно. Я хорохорюсь, а у меня контракт до 15 октября. Когда назначали, сказали: «Вообще-то мы 70-летних на работу не берем». Потом нам удалось в один сезон поставить пять премьер, чего никогда не было! Ведь артисту что нужно? Играть! Загрузи его работой, чтобы он не сплетничал, не судачил, не пил и не ел, а целыми днями репетировал. И все будет хорошо!
- А злопыхатели поутихли?

- Что вы! Театр держится на сплетнях, он живет интригами, а как же без них? Без этого было бы скучно, он сразу бы умер ...
- У вас на пальце очень оригинальный перстень...

- Я не снимаю его уже много лет. Как-то мы играли с Ириной Линдт (третья жена Золотухина. - Прим.автора) в спектакле «Моцарт и Сальери». Известный художник-ювелир Людмила Копырина делала для спектакля реквизит - кубки, серебряное перо, чернильницу, а два перстня подарила нам. В них есть турмалин, гранат и рубин. Эти камни помогают от сглаза, зависти и прочих недугов.
- Когда Вы сыграли в фильме «Утомленные солнцем 2», Михалков сказал, что это будет Ваша лучшая роль. Насколько его предсказание сбылось? Какую роль Вы считаете лучшей?

- А тут ответ один: она еще не сыграна. Вчера я играл спектакль по пьесе Эжена Ионеско «Король умирает». Партнеры перепугались. Но этот спектакль доставляет мне безумное актерское наслаждение: нырять туда, куда вообще нырять не рекомендуется. Но актер, как ребенок: игрушку он расковыряет обязательно - надо же посмотреть, что там внутри! Ему надо по-настоящему умереть на сцене, чтобы зритель вздрогнул. Как говорил замечательный артист Толчанов из театра им. Вахтангова, играть нужно так, чтобы тыкнул ему в глаз, а оттуда брызнуло! Сейчас мне предложили роль короля Лира. Вот там-то и брызнет!







Загрузка комментариев...
Читайте также
8 минут назад
сегодня, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
сегодня, 18:38
Делегация нашего региона работает на выставке «Отдых» - круп...
сегодня, 18:03
Новости партнеров