Памятник обманутому мужу, эльфийский храм и слоник на комоде в Смоленске

Общество
Грустный домКто такой Володя Каменный, где находится «грустный домик», «балкончик Джа» и «Слоник на комоде»? Сегодня около 200 оригинальных,  порой пикантных названий зданий, памятников и прочих знаковых мест Смоленска, существовавших лишь в разговорной речи обывателей, впервые нашли научное обоснование и вошли в «Словарь неофициальных топонимов».
Первопроходцем создания словаря (такого издания пока нет ни в одном из регионов России) стала группа энтузиастов «Бессеребряный век», в которую вошел кандидат филологических наук Дмитрий Бутеев. Соавторами Бутеева, еще в середине 90-х «заболевшего» этой темой, выступили сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника. Вадим Сергеев (автор 140 иллюстраций) и Вероника Никифорова, а также студенты СГИИ.
- Мы поставили перед собой задачу создать языковой портрет нашего времени, - говорит Дмитрий Валерьевич. - Процесс подготовки словаря, начавшийся в середине 90-х, был длительным и трудоемким, но временная дистанция оказалась необходима для того, чтобы проследить языковые явления в динамике и дать каждому из них научное обоснование. Это – коллективный, большой труд  всех смолян, и мы посвящаем его доктору филологических наук Вере Картавенко - нашей идейной вдохновительнице.
От темы неофициальных топонимов долгое время стыдливо отворачивались лингвисты, отдельные представители научного сообщества до сих пор склонны видеть даже некоторую угрозу, которая может принести обществу наша деятельность: возникли подозрения, что «Бессеребряный век», прикрываясь студентами, работает на… ЦРУ, подрываем устои государственности. Но мы учитываем все критические замечания, потому что в любой критике всегда есть рациональное зерно.
 Если приглядеться к причудливой смоленской топонимике, можно увидеть много интересного…      
«Балкончик Джа». Спустившись по улицам Твардовского и Запольной к Чертову мостику, можно увидеть замурованный балкон, «украшающий» одно из зданий. Совершенно непонятно, какую функцию он выполняет? Джа  (Jah) — одно из имен Бога в растафарианстве. Джа понимался также как воплощение природы и естества. Растаманы  убеждены, что  Джа  объединяет позитивных людей, и вообще Иисус Христос был первым воплощением Джа на земле. Их религия не возбраняет употребление легких наркотиков, которые, если следовать учению растафари, позволяют человеку отстраниться от западного рационализма, и этот балкончик, по мнению смолян, служит яркой иллюстрацией победы над рационализмом, свойственным европейцам.
«Грустный домик».  Дом на ул. Тимирязева своими очертаниями действительно похож на грустное человеческое лицо.  
«Ноябрь». Так игроки клуба интеллектуальных игр «Дикси» называют площадку за кинотеатром «Октябрь».  Когда летом они собираются в сквере за «Октябрем», то так и говорят: «Встретимся в «ноябре».
Кладбище «Клинок». По соседству с польским кладбищем возле костела расположено захоронение в форме клинка.  Посетители Смоленского форума высказали предположение, что кладбище когда-то называлось «Кленок» - из-за высаженных здесь кленов. В краеведческой литературе нашлось и подтверждение этого факта – когда-то горожане посадили здесь то ли 27, то ли 28 кленов. В неофициальной топонимике все версии имеют право на жизнь! 
Церковь Вознесения (в разговорной речи - «Авраамиевский храм»)  слывет в народе «эльфийским храмом» из-за причудливой барочной архитектуры, хотя само название (Авраамиевский храм) также является неофициальным топонимом, поскольку архитектурный памятник находится на территории Авраамиевского монастыря.
«Хасан». Почему площадка напротив Дома специалистов называется Хасан? Когда-то здесь было озерцо, которое засыпали на рубеже 1940-1950 годов. Топоним возник, скорее всего, в связи с событиями, произошедшими  на о. Хасан в 1938 году. Но почему место получило именно такое название, краеведы так и не смогли объяснить. Быть может, после издания словаря ситуация с «белым пятном» на карте неофициальных топонимов прояснится?
«Сортировка». Топоним «Сортировка» произошел от слова «сортировочная». Это - явно разговорный вариант, возникший благодаря  упрощению и суффиксу – К. Однако в век демократии даже народные наименования получают официальный статус -  ДК «Сортировка». «Сортир» - еще одно, достаточно обидное название района. Казалось бы, топоним неблагозвучный, но и ему нашлось место в «Словаре неофициальных топонимов». Слово «сортир» («выход» – с фр.) обогатило русский язык как эвфемизм, заменив неблагозвучное слово «уборная», оскорблявшее слух дворян. Во время войны 1812 года, французские пленные просились «до ветру»: «Сортир!» Русские крестьяне тут же взяли языковую новинку «на вооружение» и слово, заменившее  просторечную лексическую единицу, вновь приобрело грубое звучание.
И все же вспомним о том, что «сортир» означает  «выход», следовательно, «Сортировка» («Сортир») является  выходом в город! Гости из городов-побратимов наверняка бы обрадовались такому топониму. Не пора ли его «обелить»?
 «Паровоз». По мнению смолян, несколько домов, стоящих в ряд напротив памятника Федору Коню и башни Громовой, напоминают паровозик.
 «Памятник обманутому мужу» - «памятник пьяному поэту». Новое наименование памятника Михаилу Исаковскому возникло из-за ассоциации с ветвистыми рогами, «растущими» над головой статуи. С другой стороны, скульптура напоминает… подвыпившего интеллигента, который устало прислонился к дереву.
«Володя Каменный». Неофициальный топоним памятника В.И. Ленину звучит фамильярно, зато к монументу Володи Куриленко подходит как нельзя кстати. Скульптура вылита из бронзы, однако выражение лица героя неприступное. Каменное! Да и обращение «Володя» по отношению к молодому человеку - уже не фамильярность.
«Слоник на комоде». Так по внешнему сходству смоляне называют памятник Михаилу Микешину.
«Терка». Сквер на площади Победы, в котором установлен памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину, совсем недавно получил новое наименование – «Терка».  «Перетереть» - «поговорить», «решить проблему». Твардовский и не подозревал, что имя его героя приобретет такую оригинальную мотивацию благодаря молодежному сленгу.  
 В словаре собрано множество смоленских топонимов, которые приобрели иное звучание, нежели в других регионах. Во многих городах есть своя «Бастилия» - женское общежитие, неприступная крепость, которую за честь взять любому мужчине. Однако наша «Бастилия», бывшее общежитие Облпотребсоюза, действительно  похожа на крепостное сооружение в Париже!
- Содержит ли словарь неприличные, скабрезные топонимы?
- До революции известный языковед И.А. Бодуэн де Куртенэ опубликовал третье и четвертое издание «Толкового словаря В.И. Даля» со всей нецензурщиной, свойственной живому языку, которую Даль предпочел оставить в своих записных книжках.  «Бодуэновский» вариант «Словаря неофициальных топонимов» включает и такие материалы, но к  изданию  не планируется, поскольку среди собранных топонимов есть наименования, способные унизить людей с ограниченными возможностями. Есть и другие кощунственные, оскорбляющие историческую память  топонимы.  Например, памятник малолетним узникам фашизма в бывшем Сквере пионеров называют «Чупа-чупс». Зато речушке «Вонючке» нашлось место в  словаре - по экологическим соображениям. До чего же нужно было довести реку Ясенную, получившую такое название за чистую, ясную воду, чтобы она превратилась в  «Вонючку»?! Ясенная, в которой в 20-е годы водились раки, взывает к экологической совести! Впрочем, есть и другое толкование топонима водоема. Есть предположение, что в дохристианскую эпоху река Ясенная называлась Есеной. Название напоминало о переселившихся сюда с Урала финно-угорским племенах. Позже оно было переосмыслено потомками.







Загрузка комментариев...
Читайте также
8 минут назад
Самый вкусный театр «Вишневый пирог» привез две награды с пр...
31 минуту назад
Реклама. 6+ ООО «Т2 Мобайл». 2SDnjdJk3VT

Tele2 к началу...
сегодня, 16:49

Глава региона ответил на вопросы военкора Семена Пегова,...

59 минут назад
Команда регионального ГУ МЧС победила на межрегиональном эта...
Новости партнеров