Какой должная быть школа будущего в Смоленской области?

Общество
Потребность в модернизации отечественного образования назрела давно. Ситуация, когда детские сады, школы, сузы, творческие кружки и физкультурные секции работают автономно, практически не пересекаясь, привела к упадку всей системы. В результате она разделилась на множество секторов, у каждого из которых свои собственные заботы. Пришло время активного диалога и взаимопомощи, ведь решить наиболее злободневные проблемы можно только совместными усилиями представителей всех ступеней образования. Об этом «РП» рассказал начальник Департамента Смоленской области по образованию и науке Михаил ЛЕОНЕНКОВ.
- Михаил Владимирович, многие смоляне уже не чают когда-либо избавиться от ЕГЭ. Родителям выпускников приходится нанимать репетиторов, чтобы их дети могли поступить в престижные столичные вузы. А недавно г-н Фурсенко предложил ввести единый госэкзамен и для бакалавров. Неужели мы никогда уже не отойдем от тестирования?
- Проблема не только и не столько в ЕГЭ, сколько в качестве образования, которое получает ребенок в школе. Оно не соответствует высоким родительским амбициям отправить свое чадо учиться именно в московский университет. Поэтому приходится тратиться на дополнительную подготовку выпускников. Однако существует и другая сторона вопроса: тестирование дает действительно уникальную возможность одаренным ребятам из провинции поступить в престижнейшие вузы страны. Столичные институты и академии облегченно вздохнули, ведь они были перенасыщены детьми из определенного сословия, нередко с ограниченными умственными способностями. Сегодня же высшее образование благодаря ЕГЭ получает серьезную подпитку - талантливых выпускников, которые через пять-восемь лет проявят себя.
- Но вы же знаете, что до недавнего времени, став победителем олимпиады, можно было совершенно без всякого конкурса поступить в любой столичный вуз. Иногда лучшими становились благодаря взятке - и двери московских альма-матер перед ними открывались.
- Я бы не сводил разговор в эту плоскость под одной простой причине: победителей региональных олимпиад можно пересчитать по пальцам одной руки. Если у ребенка действительно есть задатки, то он реализовывает свои способности именно с помощью ЕГЭ. Другое дело, мы очень часто отправляем детей на обучение исходя из наших, родительских, желаний, а вовсе не из их реальной предрасположенности (психологической, умственной, физической). Зачастую такое происходит без глубокого изучения этих наклонностей. Поэтому я, являясь максималистом в своем деле, хочу ввести в систему образования инструмент серьезной диагностики предрасположенности человека к какому-либо роду занятий уже в дошкольном возрасте. Ее результатами родители смогут пользоваться на протяжении всего пути ребенка - от детского сада до студенческой скамьи. В этом случае количество неуспешных людей снизится в разы.
- Расскажите тогда о конкретных действиях, которые вы планируете провести в этом направлении.
- Наверно, вы уже слышали, что дошкольное образование хотят ввести в систему общего. Исходя из этого, нужно прописать в госстандарты основные навыки и умения, которые ребенок должен приобрести по окончании детского сада. Поэтому я поставил задачу до сентября все дошкольные учреждения оснастить современными образовательными программами раннего развития. На сегодняшний день основная - «Программа воспитания и обучение в детском саду» (Под редакцией Васильевой М.А.) - лицензирована Минобразования РФ. Но мы еще анализируем рынок, и с помощью рекомендаций министерства и своих специалистов найдем наиболее оптимальную. Педагоги, которые будут заниматься с детьми по этим методикам, в обязательном порядке пройдут подготовку.
Какой должная быть школа будущего в Смоленской области?- За основу берется зарубежный опыт?
- Да. Конкретно - японский. Там как раз уделяют особое внимание дошкольному возрасту. Доказано: то, что заложено в ребенке до пяти лет, становится основой для развития человека на протяжении всей его жизни. Например, тестирование позволило определить, что у ребенка математический склад ума. Мы дадим родителям рекомендацию обратить внимание на эту особенность. Сейчас в Смоленске и области некоторые школы имеют специализацию: точные, гуманитарные науки, естествознание... Но каким образом дети попадают в учебное заведение с углубленным изучением определенного блока предметов? Как правило, мама судит по успеваемости ребенка и выбирает школу, находящуюся неподалеку. Мы же хотим внедрить альтернативный, более верный способ определить дальнейшую судьбу человека. 
- А как быстро будут введены подобные российские методики, написанные отечественными специалистами?
- Необходимо создать технологию развития ребенка, основанную на нашем менталитете и философии. Российская академия наук под руководством Минобразования эти вопросы в проработку уже взяла. Думаю, потребность в изменении политики министерства назрела: сейчас оно проведет серьезную ревизию всех имеющихся на рынке учебников. В скором времени органы управления образования, а не директор школы будут решать, по каким программам обучать детей. 
- Дополнительное образование дает самые широкие возможности для развития ребенка, и важно, что это происходит на некоммерческой основе. Будут ли такие структуры образовывать и дальше, ведь один Дворец детского творчества в Смоленске принять всех желающих не может?
- Руководством страны поставлена задача довести общее количество услуг по дополнительному образованию и вовлеченность в него детей до 70 процентов. И мы ведем работу в этом направлении. А будущая методика определения наклонностей ребенка -хорошее подспорье в выборе определенного направления развития. Ведь цель существования человека - достижение успеха. К сожалению, на каком-то этапе это понятие разбивается о воспитательные и образовательные проблемы. Мы не видим конечной цели! И здесь встает животрепещущий вопрос о качестве образования в наших учреждениях и материального обеспечения. Позвольте привести пример из истории на тему роли личности руководителя. Директор-математик решает сделать профильную площадку СФ МЭИ на базе 33-й школы. Но к появлению таких учебных заведений нужно идти целенаправленно, выстраивая работу в контексте региональных экономических интересов. Из 454 общеобразовательных школ на территории области всего лишь четыре - с углубленным изучением предмета. А только по городу Смоленску эта цифра должна быть увеличена в 3 - 4 раза.
- Кузницей каких кадров станет Смоленщина?
- Стратегия развития региона еще формируется. Поэтому конкретно сказать, какие именно специалисты нужны нашей промышленности, пока нельзя. На заседании областного Научно-промышленного союза мы предложили предпринимателям, директорам госпредприятий составить заказ на ближайшие годы, потому что они прекрасно понимают: через три-пять лет люди преклонного возраста покинут свои рабочие места.
- Недавно вы обмолвились, что собираетесь налаживать контакт между школами и учреждениями начального и среднего специального образования. Расскажите об этом поподробнее.
- Это сотрудничество будет основываться на взаимовыгодных интересах. Сегодня материально-техническая база учреждений начального и среднего специального образования позволяет ставить заборы, красить стены, ремонтировать парты, делать уголки и стенды, которые очень-очень нужны нашим школам. Я предупредил всех директоров: если эта здравая мысль будет проигнорирована, не обижайтесь, увольнение из-за профессиональной несостоятельности вам гарантировано. Так что в конце весны и летом такая работа начнется.
- Как вы собираетесь решать проблему низкого уровня компетентности директоров школ?
- Грамотных руководителей общеобразовательных учреждений мало. Директор школы обязан быть хорошим менеджером. И здесь на сцену должен выйти институт развития образования (бывший институт усовершенствования учителей. - «РП»), в котором произошли серьезные структурные изменения и модернизация материально-технической базы. Бюджет института в части повышения квалификации директоров и учителей - 45 млн. рублей. Дополнительно по программе модернизации образования в этом году поступили еще 10 млн. рублей. В области будет создано 17 ресурсных центров, и уже наши специалисты поедут в наиболее крупные районы. А для тех, кому все же придется посещать Смоленск, мы создаем общежитие на 50 - 100 мест в помещении одного из техникумов по улице Попова.

Какой должная быть школа будущего в Смоленской области?- Заканчивается учебный год. Наверняка уже есть прогнозы по закрытию малокомплектных сельских школ.
- По эффективности использованию бюджетных средств Смоленщина занимает 76 место в стране только потому, что в свое время губернатор принял решение максимально сохранить все малокомплектные школы. В результате сегодня некоторые сельские дети получают недостаточно высокий уровень образования, воспитания и заботы о здоровье и физическом развитии. Когда решается, быть или не быть той или иной школе, мы ставим вопрос ребром: если глава администрации муниципального образования в состоянии гарантировать приемлемое качество образования в этом конкретном учебном заведении, речь о закрытии не идет. Но если заведомо понятно, что ребенок в селе обречен на необразованность, я, как руководитель департамента, не имею никакого права сохранять такую школу. Мы создали рабочую группу, в которую входят руководители органов управления образованием, научная общественность, представители института развития образования и эксперты. В таком составе мы создавали примерную модель разумной филиальной сети, в которой при помощи дистанционного обучения дети смогут получать знания у специалистов высокого уровня. Конкретно, сколько школ перейдет на дистант, будет решаться на уровне местного самоуправления. Сегодня решается судьба порядка 10-12 школ. Например, в Краснинском районе, есть такие, где 2-3 ученика и 5 педагогов.
- Какова судьба учеников мазальцевской школы?
- По решению суда здание 1938 года постройки признано аварийным, школа закрыта. В середине июля прошлого года там обучалось 12 человек, работали 6 преподавателей и 5 человек обслуживающего персонала. Ученики посещают стабнинскую школу, находящуюся рядом. Специально для этого даже отремонтировали дорогу. Насколько мне известно, школу в Мазальцево снова открывать не будут.
- Накануне юбилея Смоленска улицы продолжают «украшать» обшарпанные здания школ. Почему их никто не приводит в порядок?
- Проблема многих образовательных учреждений - не в недостаточном финансировании, а в низкой компетентности руководства. К сожалению, на ситуации в областном центре сказывается равнодушие муниципальных властей, в то время как ответственность за состояние школ лежит на органах местного самоуправления. И как только область в лице губернатора из резервного фонда и других источников начала через департамент финансировать ремонтные работы, многие муниципальные образования, мягко говоря, предпочли не обращаться внимания на состояние средних учебных заведений. Им проще попросить деньги у Сергея Владимировича, а не покрывать эти расходы из своей казны. В прошлом году на капитальный ремонт школ в совокупности в бюджетах области и муниципального образования было выделено порядка 200 миллионов рублей. В этом году Министерство направило 444 миллиона рублей на модернизацию общего образования на Смоленщине, из них 125 пойдет именно на ремонт. Еще 70 миллионов рублей на эту статью расходов заложено в областном бюджете.
Какой должная быть школа будущего в Смоленской области?- В смоленских школах существует кадровая проблема?
- Конечно, особенно это касается учителей-мужчин. Они не идут в школу из-за низких зарплат, ведь им нужно кормить свои семьи. Недавно на встрече с коллективом одного из образовательных учреждений района мы решили продумать меры социальной поддержки мужчин. Ведь сегодня в школах очень много детей из неполный семей, которые испытывают острый дефицит отцовского воспитания. В сфере образования закрывать на это глаза нельзя.
- Мужчин-педагогов ждет доплата... по половому признаку?
- Не обязательно, стимулирование может быть не только материальным. Мы будем применять дополнительные меры по привлечению мужчин в школы. Пока мы ищем этот инструмент. К тому же уровень средней зарплаты в образовании начал расти.
- А сколько сейчас получают педагоги?
- В январе-августе прошлого года средняя зарплата молодого учителя составляла 8 305 рублей, после первого повышения с сентября по декабрь - 11 157 рублей. Абсолютный рост - 2 852 рубля. Средняя зарплата остальных учителей в эти периоды - 9 774 и 13 572 рубля соответственно. Повышение составило 3 798 рублей. Директора школ в Смоленске в 2011 году получали в среднем 24 129 рублей. А средняя зарплата в малокомплектных сельских школах варьируется от 12,5 до 16 тысяч. В 2012 году мы доведем зарплаты учителей до среднего по экономике региона - до 17 тысяч рублей. Кроме того, молодые специалисты, пришедшие работать в село, имеют целый спектр мер социальной поддержки. Выпускники, закончившие вуз с синим дипломом, получают ежемесячную доплату в 2000 рублей, отличники - 3000 рублей. Плюс 100-процентная компенсация за коммунальные платежи. Если в сельской местности есть возможность для строительства дома для молодого учителя, 95 процентов ее стоимости покроет субсидия из бюджета.
- Какова очередь в детские сады на сегодняшний день?
- На 1 января 2012 года общая очередь составила 19 тысяч мест. Но здесь нужно понимать такой момент: на очередь ставят детей с самого момента рождения. Я сам подал документы в управлении образования на следующий день после рождения младшей дочери. Реальная потребность в местах в дошкольных учреждениях намного ниже: от года до семи лет - 13 тысяч детей, от трех до пяти - 1347. В прошлом году на Смоленщине открылось порядка полутора тысяч мест, а этом году планируется появление еще 1000-1200 мест. В Сафоново проблема дефицита закрыта, в Гагарине это произойдет осенью, в Вязьме - в ближайшее время. Самая сложная ситуация, помимо Смоленска, сложилась в Ершичском районе, где нет ни одного детского сада. В течение ближайших 3-4 лет очередь в детские сады на территории субъекта исчезнет полностью.
- Говорят, в только что открывшемся детском саду «Звездный» уже появилась дыра в стене. Это так?
- Да, но аварийной ситуации там нет, все под контролем. Сейчас мы выставляем претензию строителям.
- Расскажите, чем вы занимаетесь в свободное время?
- Катаюсь на горных лыжах, для этого выезжаю в Андорру, Болгарию, Домбай. Еще в студенческие годы начал играть в футбольном клубе «Кривичи». Этому хобби не изменяю уже около двадцати лет, всегда был нападающим. Очень люблю технику: свой первый велосипед «Орленок» собрал сам. Потом взялся за конструирование двухскоростного мопеда из хлама. Лучший друг, который живет в Орле, отдал мне «Москвич 2140». Я сдал на права, по косточкам перебрал машину (всю, кроме двигателя) и три года колесил на ней по городу. Теперь вожу «Тойоту», но до сих пор в гараже латаю старую «Хонду» жены. Обожаю собак, у нас немецкая овчарка. Правда живет она в будке на цепи, ведь в доме маленький ребенок.








Загрузка комментариев...
Читайте также
11 минут назад
Стелы с барельефами разместят возле главных исторических объектов...
56 минут назад
К утру субботы дождь закончится, и уик-энд пройдет без осадк...
сегодня, 16:09
Восстановление систем отопления инфекционного корпуса и стом...
сегодня, 15:31

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

Новости партнеров