"Антисволочи":школа малолетних разведчиков фашистского абвера находилась под Смоленском?

Общество

В 2006 году на киноэкраны вышел фильм Александра Атанесяна «Сволочи», снятый по сценарию Владимира Кунина. В картине рассказывается о существовавшей в годы Великой Отечественной войны под Алма-Атой спецшколе НКВД по подготовке диверсантов-смертников  из числа малолетних преступников-сирот. Фильм «Сволочи», разрекламированный, как основанный на реальных событиях, взорвал общество не хуже бомбы. Зрители плевались, спецслужбы обвинили создателей картины в преднамеренном искажении исторической правды. К тому же автор сценария, уверявший, что сам был выпускником  чекистской школы малолетних диверсантов в горах Алатау, в это время обучался в… обычном военной училище.   И то правда – кому понадобилось столь цинично «пудрить мозг» молодежи? 
На церемонии вручения премии МТV за «Лучший фильм 2007 года» Владимир Меньшов бросил конверт с результатами голосования и сказал: «Я надеялся, что пронесёт — не пронесло. Вручать приз за лучший фильм этому фильму, достаточно подлому и позорящему мою страну, я попросил бы Памелу Андерсон. Я этого делать не буду». Резкая категоричность Меньшова вполне объяснима. Перед премьерой «Сволочей» чекисты выступили с официальным опровержением, заявив, что «в архивах ФСБ и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД на территории СССР такого рода «детских диверсионных школ», аналогичных описанной в фильме, не имеется».
Так были ли лагеря юных уголовников и будущих диверсантов в Великую Отечественную, или это очередной миф? Были. Только не советские, а – нацистские. 
Кино и немцы

Фальсификация…
В «Сволочах» малолетних урок выбрасывают на базу горных стрелков «Эдельвейс». Смерть детей - отвлекающий маневр спецслужб. Однако сердобольный начальник школы, которого играет Андрей Панин, успевает предупредить любимчиков о затяжном прыжке. Всех остальных мальчишек сбрасывают прямо на немецкий пулемет. Слезы на глаза наворачиваются, когда седенький фашист-офицер, сняв фуражку, плачет над трупами русских диверсантов, проклиная безжалостные к «людям-винтикам» Советы: «Боже мой... Боже мой!.. Это же дети!.. Что же они делают?»
… и правда жизни
1 сентября 1943 года в районе Хатунского сельсовета Михневского района Московской области сброшен с парашютом агент-диверсант Дмитрий Репухов, 1927 года рождения, уроженец Смоленской области, образование семь классов, который в тот же день явился с повинной и на допросе показал следующее: «После оккупации села  Богородицкое я был направлен немцами в лагерь, расположенный в четырех километрах от Смоленска, в здании бывшей МТС, где подготавливались кадры для так называемой «Русской освободительной армии». 
14 июля немцы отобрали из этого лагеря 30 подростков в возрасте от 14 до 16 лет и под видом экскурсантов отправили их в местечко Вальдек, близ немецкого города Кассель. В течение месяца они обучались на специальных курсах германской разведки, где проходили топографию, строевую подготовку и парашютное дело. 25 августа все 29 подростков были доставлены в Оршу. В ночь с 31 августа на 1 сентября Репухова сбросили с парашютом в Подмосковье.
А вот весьма любопытный факт из сборника статей «На охране тыла страны. Все судьбы в единую слиты…», подготовленного смоленскими краеведами на основе документов ГАСО.  «Интересна история задержания «парашютиста Цветкова» на территории Холм-Жирковского района, подробно описанная в отчётах начальника Смоленского управления НКВД за июль 1943 года. Шестнадцатилетний Женя Цветков из Оленинского района Калининской области стал диверсантом  по воле обстоятельств. Насильно угнанный в немецкий тыл, вчерашний школьник был зачислен в Серебрянскую разведшколу под Смоленском. В ней 150 юношей и девушек в возрасте от 13 до 16 лет готовились к проведению диверсий на железных дорогах.
 На предварительном следствии несостоявшийся диверсант сообщил, что из Серебрянской школы  в наш тыл будут заброшены ещё 15 девушек-разведчиц. Всех задержанных оперативники передавали в отделы контрразведки СМЕРШ, где и велось дальнейшее расследование».
 Малолетки – камикадзе. «Взрывная» идея Фрица Больца
В рапорте о привлечении русских детей к выполнению диверсионных заданий начальник абвергруппы-209 капитан Фриц Больц предложил «усовершенствовать» подрывную работу в тылу врага, используя агентов… от 10 до 16 лет: «На подготовку команды в составе 30-40 подростков потребуется гораздо меньше средств и времени. В России они не имеют никаких документов, ими забиты все крупные прифронтовые вокзалы и станции, отношение к ним военных и охраны участливое и снисходительное. Поэтому появление их у объектов диверсий не вызывает подозрений». В результате летом 1943 года при подразделении абвер-209 (радиопозывной — «Буссард») была создана рабочая группа по руководству «Особой командой Гемфурт», которую возглавил разведчик, обер-лейтенант германской армии Юрий Евтухович. По крайней мере, именно так утверждают авторы книги «Русские эсэсовцы» Д. Жуков и И.Ковтун. Этот предатель участвовал в карательных экспедициях против партизан Смоленской области, принимал участие в допросах  и расстрелах.
Так где же находилась разведшкола-209 - в Гемфурте, родовом поместье лейтенанта  абвера  Фрица Больца (он же - Бухгольц), или все-таки под Смоленском? В любом случае, ничто не мешало абверу открыть «филиалы» на оккупированной территории. Помимо Гемфуртской,  существовал ряд аналогичных школ и курсов по подготовке малолетних разведчиков и диверсантов. Подготовкой подростков в Минске занималась абвергруппа-203. Подобные спецшколы существовали в Бобруйске, Райгородке, Славянске, Краснодаре и Краматорске, где подростков готовили для роли «спящих» агентов для длительного оседания в советском тылу».
Евтухович лично набирал в детдомах оккупированной Смоленщины мальчиков и девочек 10-14 лет, отвозил их в Гемфурт. Создатели документального фильма «Дети-диверсанты» («ОРТ», 2007 год) утверждают, что Евтухович с июня 1943 года по январь 1945 года подготовил к выполнению диверсионных заданий 110 подростков. Первая операция состоялась в самом конце лета 1943 года в районе железнодорожных узлов Ржев — Тула — Курск.
Справка «РП»
Юрий Евтухович родился в 1913 году в Тамбове, русский, гражданин СССР, беспартийный, с незаконченным высшим образованием, до войны — воспитатель детского дома, в августе 1941 года сдался в плен, где был завербован германской разведкой. После войны предателя судили и расстреляли, а Больц-Бухгольц исчез. Сегодня в родовом особняке Фрица Больца живут его сын и внук.  
Из допроса Евтуховича: «Дети скитались, никто не пытался выяснять их личности, они вне подозрений. Психология подростка такова, что его тянет к путешествиям, приключениям, подражанию, во время войны - военным. Мы использовали их желание иметь оружие, испытать опасность».
Как детдомовцы становились  смертниками
Срок готовности к проведению первой операции (по заданию отдела штаба 9-й армии и штаба группы армий «Центр») был определен на 30 августа 1943 года. В Гемфурте смоленским сиротам и беспризорникам  давали несколько дней отдыха и кормили досыта. Обездоленных детей запугивали, внушали им, что на родине их ждут допросы в НКВД, а потом - расстрел.  Единственный выход - вооруженная борьба против Красной Армии в рядах РОА, девочки попадали в «заботливые руки» фрау Элеоноры Гайдар, бывшей сотрудницы Красного Креста. В школе одновременно обучались 25–75 человек. Срок обучения — 1–2 месяца, некоторые воспитанники «сидели за партой» полгода. Заброска детей-диверсантов производилась самолетами со  Смоленского  и Минского аэродромов. Агенты забрасывались парами в гражданской одежде и без документов. В советском тылу подростки должны были выдавать себя за потерявших родителей. Диверсанты  снабжались взрывными устройствами, замаскированными  под  куски каменного угля, и получали задание: подрыв  железных дорог и коммуникаций.  Перед посадкой в самолет детям наливали по 100 граммов водки.
Фашистов не заботила безопасность учеников диверсионной спецшколы. «Не стреляйте, я друг лейтенанта Бухгольца, мне нужен офицер» - фраза, сказанная по-немецки при пересечении линии фронта, и была паролем возвращения на базу. Тем, кто был не способен ее заучить, выдавали «шпаргалку», вставленную в резиновую трубочку. Этот клочок бумаги, найденный у агента-малолетки, становился для ребенка приговором. «Даже если один подросток из группы выполнит задание - это уже хорошо. Остальные пусть погибнут, наберем новых», - признался на допросе Евтухович.
«Ни один из подготовленных русских подростков к выполнению диверсионных заданий не приступил, все заброшенные агенты явились с повинной в органы «СМЕРШ». Этой версии придерживается и генерал-майор КГБ СССР Н.В. Губернаторов во втором издании книги «СМЕРШ против «Буссарда» - «отповеди» скандальной повести Владимира Кунина «Сволочи». Губернаторов стремится доказать читателю, что подростки-диверсанты все равно оставались «советскими патриотами», а Юрий Евтухович – впоследствии перевербованный советскими агентами, - отчаявшийся человек, искренне любящий свое Отечество, но запутавшийся в политических взглядах. Конец «раскаявшегося белоэмигранта» красив и предсказуем — он застрелился из-за неразделенной любви к чекистке 18 февраля 1945 года. В реальности все было иначе. Трибунал, серая стена расстрельного каземата, пуля в затылок.
Только в августе 1944 года Абвер забросил на территорию Советского Союза свыше двухсот  диверсантов, половина из них были дети подростки. В донесении ГУКР «СМЕРШ» от 21 сентября 1943 года сообщается об аресте 28 агентов  германской военной разведки в возрасте от 14 до 16 лет, переброшенных немцами в советский тыл на самолетах. Из числа арестованных 15 подрывников явились добровольно с повинной, а остальные были задержаны в результате организованного розыска.
Вот история воспитанника Евтуховича – смолянина Саши Строганова. Деревенскому пареньку к началу войны едва исполнилось 12 лет. С отцом и двумя братьями он ушел в партизаны, сражался с карателями. В одном из жестоких боев погиб его старший брат, а Сашу поймали фашисты. Он пережил кошмар концлагеря и после недолгой вербовки оказался в  Гемфуртской школе. В августе 1944-го на парашюте подростка забросили в район Бреста на подрыв железной  дороги. У мальчишки хватило ума отказаться от проведения диверсии. Саша  добрался до родной деревни и узнал, что все его близкие погибли. В октябре того же года подростка арестовали, обвинили по статье 58, пункт «а» (измена Родине), дали три  года ИТЛ.   Все же чекисты учли, что задание ребенок не выполнил. Семнадцатилетнего Сашу отпустили на свободу. В 50-х годах Александр Евсеевич Строганов был полностью реабилитирован.
Судьба выживших детей (тех, кто не затерялся, а был разоблачен) стандартна. Тем, кто не убивал и не взрывал, зачли в наказание срок предварительного заключения и выпустили на свободу. Их ждала тусклая бесперспективная жизнь. Настоящие диверсанты получили от 10 до 25 лет лагерей. Некоторых из них в 90-е годы реабилитировали. Погибшим не ставили памятников, выкрашенных серебряным «кузбасслаком», на безымянные могилы маленьких «сволочей» не возлагали венков. Генерал КГБ Губернаторов смог привести лишь один «положительный» пример: бывший диверсант Дмитрий Репухов окончил институт и руководил в Свердловске строительным трестом. Правда ли это, или очередная легенда?   Кто знает…







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров