Смоленским бомжам дают второй шанс. А затем – третий, четвертый…

Общество
бомжи Три года назад в деревне Мощинки Смоленского района при Центре социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий открылось отделение временного проживания бомжей на 50 койко-мест. Там они могут находиться до полугода, пока сотрудники не приведут в порядок (а часто просто не сделают заново) все необходимые для нормальной жизни документы: паспорт, медполис, историю болезни, группу инвалидности и пенсии для тех, кому они положены.
- Самое сложное - установить, проживал ли человек на территории России на 6 февраля 1992 года, - рассказывает директор центра Виктор Кулаков. - Для этого мы сотрудничаем со смоленскими структурами УФМС, РОВД, Пенсионного фонда, УФСИН, администрацией Стабенского поселения, областной и психиатрической больницами.
Бывает, что после ухода из центра бомжи теряют или пропивают документы. Тогда они возвращаются и бумаги делают по новой.
По закону, насильно забрать бомжа с улицы и привести в центр нельзя. Это должно быть его добровольное решение. Поэтому бродяги приезжают сами, некоторых, опять же с их дозволения, сдают соседи или родственники. Был случай, когда из Смоленска, шагая вдоль обочины, пешком пришла целая колонна людей.
Чем не санаторий?
Как только человек попадает в центр, он проходит полную санитарную обработку. В изоляторе ему травят вшей и прочих паразитов, обрабатывают или попросту сжигают совсем уж непригодную для носки одежду. Затем у бомжей берут анализ крови, делают флюорографию. За несколько лет работы учреждения СПИД был обнаружен всего у одного человека. Многие поступают со страшными диагнозами - открытыми формами гепатита, сифилиса, туберкулеза. Важно, что таких людей убирают с улиц Смоленска, де они могли бы заразить других горожан.
Еженедельное мытье в центре строго обязательно, но доступ в душевые постоянный. Кормят три раза в день. Несмотря на то, что большинство подопечных не интересуется происходящим в окружающем мире, в их распоряжении телевизор, книги, газеты.
- К нам иногда попадают люди творческие, - вспоминает старшая медсестра Татьяна Новикова. - Здесь они могут заниматься своими хобби. Например, один художник рисовал великолепные иконы, которые потом подарил центру.
Большинство бомжей - морально опустившиеся личности, а вовсе не инвалиды. Поэтому в центре главенствует «сухой закон». Об этом бездомных предупреждают еще при поступлении. Плата за попойки строгая - отчисление. Но русская душа, не обремененная строгими принципами, находит выход везде. Одни срываются и уезжают, к другим приезжают сердобольные родственники с заначками, третьи находят собутыльников из местных.
Бывают и светлые моменты маргинальной жизни. Года полтора назад в центре сложилась весьма необычная пара: слепая и колясочник. Они сыграли свадьбу уже после перевода в интернат для инвалидов.
Трудотерапия
Во время нахождения в центре бродяг не могут заставить работать, иначе права человека будут нарушены. Максимум, что в силах персонала, - отправить людей на очистку территории.
Однако необходимость трудотерапии признают все. Два года назад директор центра договорился с одной фирмой на сборку пластиковых ковриков. Работа велась полгода, но заключить официальный договор так и не получилось: оплачивать труд маргиналов приходится наличными, на что фирма пойти не может из-за отсутствии документов у временных работников.
Совместно с центром занятости Виктор Васильевич подыскивает желающим работу, часть доходов от которой идет на оплату госпошлины за документы.
Сейчас из областного бюджета выделено более 300 тысяч рублей на постройку столярного цеха и закупку оборудования, который будет находиться по соседству здесь же.
А что дальше?
Именно этот вопрос больше всего волнует и работников центра адаптации, и представителей департамента по соцразвитию, и самих бродяг. Тех бомжей, кому положена группа по инвалидности, переведут в специнтернат, им назначат пенсии. С остальными дело обстоит гораздо сложнее: многие вернется к прежнему образу жизни.
Даже если огромные усилия службы занятости и сотрудников центра не пойдут прахом, и бродяге с документами удастся найти работу, ему все равно негде будет жить. Неужели выход один - бомжевание?
Виктор Кулаков видит решение проблемы в создании подсобного хозяйства на базе одного из заброшенных совхозов. Он старается договориться, чтобы помещения были предоставлены в аренду бессрочно и безвозмездно. Если вопрос удастся решить положительно, то и для местных жителей найдется дело, и своих подопечных на работу можно будет устроить. Главное - в деревнях можно найти заброшенные здания и переделать их под общежития для бывших бродяг.







Загрузка комментариев...
Читайте также
4 минуты назад
Из-за этого по нескольким адресам отключили холодное водосна...
35 минут назад
Авария случилась вчера вечером на ул. Кирова.
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
Новости партнеров