Смоленская область: мясокомбинат на человеческих костях

Общество
Уже несколько лет сюда съезжаются люди со всей страны и бывших советских республик – несут цветы и свечи к бетонному забору мясокомбината и частным огородам. Здесь находился дулаг-184 - огненная пасть, сожравшая тысячи человеческих жизней. Много лет родственники погибших ждут, когда здесь появится хотя бы обозначенное захоронение. Ведь этот лагерь стал братской могилой для их отцов, дедов и прадедов – по подсчетам некоторых историков, больше 80 тысяч пленных. По иронии судьбы это случилось не где-нибудь, а в Вязьме - городе воинской славы….
Огороды вместо мемориала

 «Никто не забыт, ничто не забыто» - говорили в советском прошлом. «Будем помнить всегда» - говорят сейчас, повязывая на груди георгиевские ленточки. Но, когда слышишь историю про дулаг-184, эти лозунги кажутся нелепыми и кощунственными.
В сопровождении вяземского краеведа Игоря Долгушева я иду по улице Репина – именно здесь находился лагерь военнопленных. В 90-ые годы Игорь Викторович работал в администрации Вяземского района, отвечал за социальное и культурное развитие: «Честно признаюсь, до культуры руки почти не доходили. Главной задачей было накормить людей». Теперь он как будто наверстывает упущенное: пишет книги по краеведению и ратует за сохранение культурного наследия. Недавно хотел восстановить старинный колодец, но так и не решился - немцы, когда уходили из Вязьмы, бросали в воду ядовитую соль. С тех пор прошло много лет, но кто знает… Это кажется, что война далеко, на самом деле, протяни руку – и вот она…
К памятному знаку идем гуськом – иначе по узенькой тропинке никак не пробраться: слева – свинарник и мясокомбинат, справа – чужие огороды. Это здесь, под нашими ногами похоронено более 80 тысяч солдат. Долгушев и я иногда спотыкаемся – ноги предательски застревают в снегу.
- Наших солдатиков закапывали вот здесь, в 45  рвах шириной в 4 метра и длиной в 100. Представьте себе четыре футбольных поля, начиненных человеческими костями…
Зажмуриваюсь. Представить это очень сложно, почти невозможно. Теперь тут на костях делают колбасу. Случилось такое где-нибудь в Прибалтике – про это бы написали все российские газеты, народ поднялся бы на митинги... Но это происходит  в Вязьме, под Москвой.
В плену у вечности?
Пересыльный лагерь дулаг-184 создан в октябре 41-ого и просуществовал до марта 43-го.  Пленных кормили один раз в сутки болтушкой из протухшей картофельной муки, первое время хлеба вообще не выдавали. Часто на обед подавали дохлых животных - кошек и собак. Ежедневно от голода, жажды, грязи и холода в лагере умирали сотни человек – русские, татары, узбеки, белорусы и грузины. Вовсю свирепствовали сыпной тиф, желудочные болезни, гангрена, дистрофия, обморожение. Отстающих и обессиленных, как обычно, просто пристреливали. Старожилы до сих пор помнят душераздирающие стоны и крики, которые раздавались из лагеря, а на колючей проволоке для устрашения висели трупы расстрелянных. Надзиратели забавлялись тем, что швыряли в толпу пленных банку консервов, а потом бросали гранаты в тех, кто обезумев от голода, пытался ее поднять. Бывшая узница София Анваер вспоминала: «Через колючую проволоку жители города видели наши страдания и пытались помочь.  Закутанные в тряпье женщины и дети подходили к проволоке и перебрасывали сверточки с какой-то едой. Пленные бросались к ним, на вышке стучал пулемет. Люди падали с протянутыми к пище руками. Падали и женщины по другую сторону забора. Помочь нам было невозможно. К мукам голода и холода присоединилась жажда. В подвал, где была вода, пройти уже было нельзя – вход в него закрывала гора трупов. Люди пили, отцеживая через тряпку, жидкую грязь со двора, перемешанную тысячами сапог».
Рвы, куда сбрасывали трупы, и бетонные коробки, в которых частично размещался лагерь, уже были готовы – до войны на этом месте начали строить авиационный завод. А после войны здесь же вырос мясокомбинат. Справедливости ради нужно отметить: его построили не вчера, и даже не десять лет назад. Возводили тогда, когда кровоточили воспоминания
Сколько людей погибло в вяземском дулаге, знает один только Бог. И архивы. Но у Бога не спросишь, а открывать архивы никто не спешит. По предположению генерал-майора запаса, начальника управления Министерства обороны РФ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества Александра Кириллина, в пересыльном лагере погибло около 89 тысяч человек.
Вяземские краеведы более осторожны в цифрах:
- Несколько лет назад в подольском архиве были обнаружены документы -  списки умерших советских военнослужащих в лагерном лазарете за январь, февраль, март, июль, август, сентябрь, октябрь 1942 года. Это около 6 тысяч человек. Из них 4 тысячи указаны в списках с фамилиями, именами и домашними адресами, -  рассказывает один из авторов книги про дулаг-184 «Долг памяти» Альфред Какуев. – С помощью этого удалось найти некоторых родственников погибших.
«Мы не знаем, куда возложить цветы»
В сентябре 2008 года в квартире москвички Рамили Низаметдиновой раздался телефонный звонок. «Мы нашли вашего деда», - сказали на другом конце провода. Бабушка рассказывала Рамиле, что ее дед, работавший на «РотФронте», был призван на фронт в первые дни войны, с которой так и не вернулся. В 45-ом родные получили «похоронку»… Спустя 60 лет оказалось, что Айся Макжанов погиб в пересыльном лагере – дулаге-184. Через месяц Рамиля Идрисовна вместе с другими родственниками военнопленных приехала в Вязьму:
- Мне сложно пересказать, какие чувства нас переполняли, когда мы увидели те места! Захоронение находится в ужасном состоянии - могилы воинов не обозначены, кости погибших лежат под плитами, частными огородами и производственными зданиями предприятий. Мы до сих пор не знаем, куда возложить цветы. Да, там есть скромный памятный знак и табличка: мол, здесь, в годы войны, расстреляны люди… Но нет ни слова о лагере и тысячах погибших военнопленных! Эта двухдневная поездка нас очень сблизила, и мы решили объединиться в организацию «Вяземский мемориал».
Обращались к Президенту России Дмитрию Медведеву, в Общественную приемную партии «Единая Россия» В. В. Путина, в администрацию Смоленской области, в администрацию муниципального образования «Вяземский район»… Нигде не отказали, но и не сказали «да». Письма уже несколько лет путешествуют из кабинета в кабинет, но толку от этого нет. Недавно мы опять пошли по второму кругу и в марте 2011-го вновь написали Президенту.
Уже несколько лет родственники требуют «создания на месте немецкого пересыльного лагеря дулаг-184 мемориального комплекса для поименного увековечивания памяти защитников Родины, принявших нечеловеческие муки и страдания в немецко-фашистском плену». По мнению Александра Кириллина, силами только местной власти тут не обойтись – цифра погибших слишком велика, необходимо специальное постановление правительства о создании мемориала.
- На территории бывшего дулага-184 лежит от 35 до 80 тысяч пленных, - с болью в голосе говорит Рамиля Идрисовна. - Чуть больше десяти лет назад на этом месте велись раскопки. Поисковики собрали 20 ящиков с человеческими костями. А потом им по каким-то причинам запретили копать. Часть останков была перезахоронена на Фроловском кладбище.
Благодаря  стараниям поисковиков Бориса Рытикова и Ирины Воробьевой мы нашли уже больше ста семей – родственников военнопленных. Среди них очень много детей бывших узников - дочерей и сыновей преклонного возраста. Если они едут в Вязьму в первый раз, я обычно подхожу к ним со словами: «Мне стыдно вам об этом говорить, но захоронения находятся в ужасном состоянии. Будьте готовы, что Вы увидите разруху и бомжей…» Мне до сих пор непонятно: как жители Вязьмы могут выращивать овощи на человеческих костях? Так не должно быть. Получается, что люди, отдавшие жизнь за Россию, оказались не нужны ей ни сразу после войны, ни спустя 70 лет… Знаете, я очень часто беру с собой в Вязьму своего десятилетнего сына. Не удивлюсь, если очень скоро он скажет мне: «Мама, зачем я буду защищать свою родину, если она так относится к своим воинам?». Разве я что-то смогу возразить ему в ответ?

КСТАТИ
В 1941 году на территории бывшего аэродрома в Дорогобуже тоже был создан этапный лагерь. В нем содержались и погибали тысячи советских военнопленных. Это место до сих пор никак не обозначено. Кроме того, летом 41-го года здесь при авиационном налете был полностью уничтожен цыганский табор. Однако в конце прошлого года лед наконец-то тронулся - администрация Дорогобужского района приняла решения установить на территории аэродрома закладной камень с табличкой.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:03
Одни хотели разбогатеть с помощью инвестиций, другие давали ...
вчера, 21:51
Жители райцентров отмечают мужество и отвагу сотрудников МЧС...
вчера, 21:08
вчера, 20:35
В свидетельстве о браке днем рождения семьи у них будет знач...
Новости партнеров