Смоленские ветераны воюют снова – теперь за достойное жилье

Общество

87-летний Владимир Васильевич Балобин  назло судьбе выжил в кровавых сражениях Великой Отечественной.  Теперь   вместе с женой он ютится  в ветхой избенке, принадлежащей благодарной внучке, и воюет с чиновниками за обещанное президентом достойное жилье. И в своей борьбе он не одинок.
Виноват в том, что уехал из «мертвой» деревни?
В 43-м Владимир Балобин ушел на фронт. Одолевая врага,  дошел до Прибалтики. В неравном бою солдат получил тяжелое ранение. После длительного лечения в разных городах огромной страны на костылях  вчерашний боец Балобин вернулся в родную деревню Чернавка, в то время Стодолищенского района. Вернее, на то место где была родная деревня, сожженная  врагами во время оккупации. И здесь выстоял солдат: построил дом, создал семью, вырастил двоих детей. Не надеясь на пенсию инвалида, трудился  в местном хозяйстве.
К 2006 году в Чернавке Шмаковского сельского поселения (Починковский район), кроме 83 летнего ветерана  и его жены, никого не осталось -  только  дачники летом приезжали.   В деревне  не было даже магазина.   А случись болезнь, что в таком возрасте не мудрено, до ближайшего медучреждения - целых 15 километров.
Проживающая в Рославле внучка не забывала дедушку. Но приезжать часто не удавалось – не ближний свет. Оставлять стариков в заброшенной деревне тоже было нельзя – им требовалась постоянная помощь, не только в быту, но и медицинская. В Рославле  в собственности Елены была часть старого дома. Удобства во дворе, но зато печь топить не надо – есть газ. Внучка с ребенком перебрались в общежитие, где у мужа имелась комната,   уступив свою жилплощадь старикам.
Осиротевший дом в Чернавке  без ухода был обречен на медленное умирание. В феврале 2008 года его решили продать, получив  символическую сумму – 5 тысяч рублей. «Сделал я это с болью в сердце и только потому, что не хотел, чтобы он сгнил», - вспоминает  Владимир Васильевич.
А  спустя несколько месяцев, 7 мая  того же 2008-го,  вышел Указ президента  № 714, в котором велено  «завершить обеспечение жильем нуждающихся в этом ветеранов и членов семей, погибших (умерших), инвалидов и участников ВОВ».
Ветеран Балобин обратился в администрацию МО «Рослальский район» с просьбой поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Однако  4 марта 2010 года   комиссия по жилищным вопросам при администрации муниципального образования отказала В. В. Балобину, мотивируя тем, что он с супругой проживает на жилплощади (42 кв м) внучки, с частичным благоустройством, куда она вселила их как членов семьи. Вторым поводом для отказа  стал проданный дом в Чернавке.
– Однако внучка не проживает вместе с ветераном, совместное хозяйство не ведет, поэтому членом его семьи не считается, - рассказывает адвокат Александр Ефимович. - Продажа Балобиным дома также не является основанием для отказа - договор был заключен до издания указа президента, знать о котором Владимир Васильевич  не мог.  По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ  ограничение в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы лишь в тех случаях, если ими совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Владимир Васильевич, как свидетельствуют факты, действовал добросовестно  при осуществлении своих прав на жизнь, медицинское обеспечение, выбор места жительства и других гарантий, определенных Конституцией и федеральным законом «О ветеранах». В 2009 и 2010 годах Балобин находился на стационарном лечении в областной больнице. После этого нуждался в стационарном лечении у окулиста  по месту жительства. То есть его переезд был связан с состоянием здоровья и невозможностью проживания в заброшенной деревне. В настоящее время ветеран-инвалид проживает в  неблагоустроенном деревянном доме, износ которого, по данным почти десятилетней давности, уже  составлял более 40 процентов.  На праве собственности жилплощадь ему не принадлежит.
В связи с необоснованным отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, 1 февраля 2011 года  В. В. Балобин подал исковое заявление в Рославльский городской суд.
За поддержкой – в прокуратуру
Восстановлением справедливости по поводу отказа в жилой площади вдове инвалида Великой Отечественной войны В. А. Науменковой в Смоленске занималась прокуратура Заднепровского района.
Всю жизнь Науменковы проживали  в частном доме без удобств в Рудне. После похорон мужа в 1993 году пенсионерка осталась одна и, как не тяжело было, никуда уезжать со своего угла не собиралась. Но с каждым годом все труднее становилось топить печку, таскать дрова, воду в ведрах, справляться по хозяйству. Поэтому престарелая женщина не устояла от очередного предложения одной из дочерей  перебраться к ней в Смоленск, в ведомственное общежитие. В 2006 году  дом в Рудне пришлось продать. Накануне 65-летнего юбилея Победы, в апреле 2010 года, 82-летняя вдова ветерана, узнав об Указе президента об обеспечении жильем не только ветеранов, но и членов их семей,  подала заявление в администрацию Смоленска о постановке на учет.   Но в июне того же года старушка получила уведомление об отказе. Чиновники, как и в случае с Балобиным,  сослались на то, что вдова ветерана продала свой дом в Рудне, намерено ухудшив жилищные условия.
Дочь Науменковой обратилась за помощью в прокуратуру Заднепровского района, где получила поддержку.
В ходе проверки установлено, что В. А. Науменкова действительно проживает в общежитии колледжа, которое является собственностью области и находится в оперативном управлении учебного заведения. Другого жилья у пенсионерки нет. Факт продажи ею дома в Рудне значения не имеет, так как сделка состоялась задолго до указа президента об обеспечении жильем ветеранов ВОВ. Поэтому прокуратура обратилась в суд с требованием  обязать администрацию города зарегистрировать  вдову ветерана в  очереди  нуждающихся в жилье.
В 2010 году прокурором Заднепровского района   в интересах участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших или умерших ветеранов по постановке  на учет нуждающихся в жилье за счет бюджета, было направлено в суд восемь  исковых заявлений. Три  из них удовлетворены, сообщает старший помощник прокурора области Александр Боровиков. Еще два аналогичных заявления поданы уже в новом году.
***
Право господа, нехорошо воевать с теми, кто защищал Родину. Пусть хоть немного поживут достойно те,  кто с оружием в руках гнал фашистов, жены ветеранов. А если несколько квадратных метров достанется их детям или внукам - и они имеют на это право.








Загрузка комментариев...
Читайте также
57 минут назад
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
сегодня, 18:38
Делегация нашего региона работает на выставке «Отдых» - круп...
сегодня, 18:03
сегодня, 15:57
ПАО «Дорогобуж» (входит в Группу «Акрон») и Правительство Смоленской...
Новости партнеров