Смоленская земля подорожала в десятки раз

Общество

В редакцию «РП» поступают звонки и письма от владельцев земельных участков, встревоженных ожидаемым ростом налога  на недвижимость. У многих из них нет ничего, кроме огорода, когда-то выделенного местными властями  и десятилетиями кормившего их семьи. Сегодня многие дачники и сельские жители готовы  расстаться с землей, навсегда сменив грядку под окном на прилавок магазина. Причина – драконовский, по мнению людей, налог на землю, которым местные власти будут бить по рукам тех, в ком еще сохранились «крестьянские корни».
И вновь мы возвращаемся к письму жителя деревни Бубново Смоленского района, опубликованного в прошлом номере еженедельника  «Рабочий  путь»: «Объясните пожалуйста, почему кадастровая стоимость земли под Смоленском  в три раза превышает ее рыночную цену? …если раньше, в 2008 году, мы платили налог около 100 рублей за 39 соток, то сейчас, по информации налоговиков, это удовольствие будет оцениваться в  1200 рублей… Так что  же получается, по 30 тысяч за 39 соток – итого земля стоит  1  млн. 170 тысяч рублей!.. Моя соседка уже три года пытается избавиться от участка в 20 соток, предлагая за него заплатить  200 тысяч рублей и не может этого сделать… Как бороться с заоблачными ставками и кого именно благодарить за их утверждение?»
На вопросы корреспондента «РП» отвечает заместитель начальника Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области Александр ГРИНЕВИЧ.

- Кадастровая стоимость земель  однозначно будет повышаться?
- Да, такая тенденция просматривается и объясняется необходимостью экономического регулирования  использования земель. А налоговый платеж  для физических и юридических лиц регулируется ставкой, которая в рамках  налогового кодекса устанавливается органами местного самоуправления. Ими же могут быть установлены и льготы по уплате земельного налога  для отдельных категорий граждан. В их же полномочиях  - установить дифференцированную ставку в зависимости от категорий земель и видов их разрешенного использования. Например, в Смоленском и Гагаринском районах -  самые высокие коэффициенты -  по 0,3 процента от кадастровой стоимости квадратного метра. Отсюда и  ситуация, о которой сообщает в «РП» читатель газеты из  деревни Бубново.
- В каком диапазоне могут   устанавливаться  ставки налога?
- Единая  ставка для земель разрешенного вида использования на всей территории сельского или городского поселений. Для  выделенных под индивидуальное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, садоводство и огородничество –  от 0 до 0,3 процента от кадастровой оценки. Эти цифры зависят  от решения органов местного самоуправления. Для земель с другими видами разрешенного использования – от 0 до 1,5 процента кадастровой стоимости. Также налоговый кодекс позволяет  местной власти вводить льготы, например, какую-то сумму из кадастровой оценки  не облагать налогом, и даже освободить от выплат отдельные категории плательщиков. Само по себе законодательство дает широкие возможности регулировать эти налоговые поступления, надо только уметь этим пользоваться в интересах населения. Помимо этого, могут быть введены  и дифференцированные ставки для разных категорий плательщиков. Например, в зависимости от возраста - пенсионеров, работающие граждане, по статусу - участники и ветераны Великой Отечественной войны,  люди, служившие в «горячих» точках, многодетные семьи, ветераны труда…
Получается, что, в данном случае, органы местного самоуправления сработали не в интересах своих граждан и юридических лиц. И это, что вполне естественно,   вызвало  вполне справедливые нарекания.
- А может быть,  руководители   местных органов  самоуправления  ощущают на себе давление региональных властей, которые стремятся переложить на их плечи, как можно больше полномочий?
- Губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев  в своих выступлениях не раз подчеркивал: в областной бюджет не закладывается увеличение платежей за землю. Так что, величину этого налога диктуют только аппетиты самоуправленцев  на местах.
- Где платежи за землю выросли наиболее заметно?
- Там, где сама земля пользуется наибольшим спросом и имеет высокую кадастровую стоимость. Это – Смоленский район, муниципальные образования, прилегающие к Московской области: Гагаринский, Темкинский, Сычевский, Угранский районы. Вдоль трассы «Москва – Беларусь». Менее всего рост платежей коснулся юга Смоленщины: Шумячского, Ершичского Монастырщинского, Хиславичского муниципалитетов. Если брать картину в сравнении, то  величина  земельного налога увеличилась в одном конце региона в три,  в другом – в десять, а в некоторых местах – в тысячу раз.
- Вероятнее всего,  налог на недвижимость будет исчисляться в зависимости от  ее рыночной стоимости. Но ведь конъюктура  рынка постоянно  меняется, а вслед за ней происходит и  значительное колебание цен…
- В Земельном кодексе четко прописано: только кадастровая стоимость считается базовой для налогообложения, исчисления арендной платы и так далее… Рыночная стоимость - существенный фактор, влияющий на кадастровую цену. И это сыграло роковую роль. До сих пор, по закону, кадастровую оценку надо было проводить не чаще чем раз в три года и не реже, чем раз в пять лет. Делало это наше управление. Теперь  строку, где написано «не чаще, чем раз в три года» убрали. И переоценку отдали на откуп  органам местного самоуправления, которые теперь имеют право заниматься этим в зависимости от конъюктуры рынка,  хоть каждый год. Кризис, подъем или спад экономики, стабильная ситуация – все может стать причиной переоценки для уточнения стоимости земель и повышения налога.
- Смогут ли  местные администрации, в штате которых нет ни одного  землеустроителя, квалифицированно провести  кадастровые работы?
- Для этого им придется нанимать  лицензированные организации. В рамках Федерального закона № 94 – ФЗ «О госзакупках…» проведут аукционы и выберут подрядчиков, которые проведут все работы по закону «Об оценочной деятельности…».  Материал сдадут заказчику, то есть муниципальному образованию, а один экземпляр поступит к нам для внесения в кадастр. Ежегодно область разрабатывает рекомендуемые ставки налогообложения, а местное самоуправление вправе принять их или отклонить. Но надо сказать, что желание любой ценой пополнить бюджет сегодня может обернуться для них же пустым карманом завтра. При неразумном подходе,  налогоплательщик, как таковой, может просто исчезнуть.
От редакции: по самому пессимистическому сценарию, администрации на местах теперь могут, по мере оскудения бюджета, ежегодно переоценивать (читай – повышать) стоимость земель, пополняя за этот счет свою казну. К чему это приведет? Да к тому, что люди, не сумевшие продать часть своих участков, начнут от них попросту  отказываться. Процедура предельно проста – пришел в Регпалату, подал заявление об отказе и все! От налогов свободен! Земля перешла  в собственность муниципалитета. И что он с ней будет делать? Хорошо, если удастся ее продать с аукциона новому собственнику. А если часть «отказного» участка расположена так, что к ней ни подойти, ни  подъехать? Кто его купит? И еще один вопрос:  как поступить с брошенными 40 – 50 сотками в отдаленных селах, где нет газа, но есть  перебои с электричеством, и куда городских дачников ни каким медовым  калачом не заманишь? Вот и получится, что и земли останутся не востребованными, и налоги платить будет  некому.
Но, пожалуй,  в самом худшем положении окажутся люди, построившие  дома, бани, дачи… Они-то никуда не убегут и станут «дойными коровами» для  потомков макаров нагульновых. Можно, практически  ничего не делая, получать зарплату, знай только  -  повышай кадастровую цену! Поэтому руководители многих муниципалитетов сейчас очень активно готовятся к самостоятельному «регулированию экономических процессов», с нетерпением ожидая 1 января 2013 года.
- Сколько сегодня земель сельхозназначения имеется в области?

- По  последним  данным – 2 млн. 222 тыс.213 га.  Для сравнения, на 1 января 2010 года их было 3 млн. 172 тыс. 628 га. Из сельхозоборота выпало за год – 950 тыс. 415 га. В основном,  речь идет о  переводе сельских лесов в гослесфонд и переводе земель под нужды промышленности, реализацию инвестиционных проектов, а также  включение их в границы городских поселений.
- К вам не обращались по поводу минсельхозовского проекта возвращения в оборот  мелиорированных земель?
- Да, создана комиссия для решения этого вопроса, в которую входят и специалисты нашего управления.
- Но есть ли смысл, учитывая ежегодные пожары на  торфяниках, продолжать заниматься осушением болот? У нас многие дачные кооперативы, особенно в районе Красного Бора, стоят на торфе…
- К этому району и к  дачам, которые там находятся, должно быть приковано самое пристальное внимание. Единственный выход  избавления  от ежегодных торфяных пожаров  -  вернуть заболоченные участки в их  первоначальное состояние. Поэтому, в ряде случаев, речь надо вести не об осушении, а об обводнении ранее осушенных болот.
Стоит ли вести об этом речь сейчас? Ведь налоговое бремя ляжет не только на частников, но и  на сельхозорганизации, себестоимость продукции которых вырастет автоматически, а, следовательно,   станет еще менее конкурентоспособной по сравнению с белорусскими молоком, сметаной, маслом, сырами, мясными изделиями. Остается только надеяться на разумный подход к решению проблемы со стороны местных властей. Иначе ни налогов, ни продуктов не видать!








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
вчера, 21:12
вчера, 22:15
Автомобиль с нелегальным грузом двигался со стороны Республики...
Новости партнеров