Так что же будет с обелиском на площади Победы в Смоленске?

Общество

Проект, представленный 10 декабря прошлого года, вызвал практически единодушно негативную реакцию у творческой интеллигенции Смоленска.

 Против творения  московских архитекторов Асадова и Сапричяна неоднократно высказывался и губернатор. Однако даже глава региона прямо запретить строительство городского памятника
не может -  это в ведении муниципальных властей.
С их же стороны до сих пор никакой информации о дальнейшей судьбе площади Победы  не поступало. Прояснить ситуацию мы попросили  начальника городского управления культуры Екатерину Сергееву. 
По словам Екатерины Александровны, сейчас проект находится в подвешенном состоянии: горсовет решение об установке обелиска принял, и только депутаты могут отменить, чего пока не произошло. 
Со своей стороны Екатерина Сергеева признала, что да, наверное, было маловато рекламы предстоящего конкурса, а также принесла  извинения смолянам  за проявленный формализм при его проведении,  хотя все было сделано на законных основаниях и в рамках 94-го Федерального закона.
О том, что именно возмутило смолян в утвержденном проекте, и как избежать таких ситуаций в дальнейшем, говорят   известные архитекторы и художники нашего города.

Юрий Мельков, председатель Смоленской организации Союза художников России, член конкурсной комиссии:
- Я категорически против сооружения этого памятника. Проект, который победил в конкурсе, совершенно не вписывается в историческое и архитектурное пространство этого места, что обусловлено очень активными жесткими геометрическими формами огромной мраморной звезды с ямой (тридцатиметровой в диаметре и около двух метров глубины), из которой возносится в небо тридцатиметровый обелиск. Причем замысел авторов можно понять, если вы будете смотреть на это сооружение с высоты не менее 50 метров. Только тогда можно увидеть, что обелиск поднимается (или торчит) из центра десятиконечной звезды, напоминающей отдаленно орден Победы. А с высоты своего обычного роста люди увидят странные геометрические «слепые» объемы из красного полированного гранита очень большой массы. Чтобы проникнуться в полной мере художественным замыслом, надо будет, переборов страх, пройти между этими гранитными монстрами и спуститься к подножию обелиска, оказавшись ниже уровня земли. И уже здесь человек увидит на торцах этой гранитной звезды, очень напоминающих по размеру и форме наши железные гаражи, в бронзовых рельефах исторические события из жизни нашего древнего города. Впечатление, уверен, будет незабываемое, особенно в пасмурную непогодь.
Не могу не сказать о конкурсе, поскольку столь плачевный итог - результат его неправильной организации. Мы, члены конкурсной комиссии, люди творческие, оказались заложниками бездушно формализованной его организации. Из всего четырех участников (?!) победителем стал тот, кто прошел проверку поданных документов отделом муниципального заказа администрации города Смоленска.
Выразительность художественного образа, его идея, историческая и эстетическая составляющая, соответствие архитектурной среде исторического центра Смоленска вообще не рассматривались и не обсуждались на всего двух заседаниях конкурсной комиссии.
Я считаю, что руководителям города-героя Смоленска следует принять единственно правильное решение и отказаться от сооружения обелиска в таком виде. Да, и давайте подумаем, есть ли такая необходимость ставить обелиск именно здесь?

Татьяна Невеселая, скульптор, член конкурсной комиссии:
- Для участия в конкурсе на изготовление проекта обелиска Победы в Смоленске был допущен один коллектив из четырех. По моему мнению, если воплотить в жизнь этот проект, получится громоздкое, уродливое сооружение, несоразмерное с масштабами Смоленска, которое займет всю площадь перед кинотеатром «Октябрь» и будет мешать пешеходам.
В таком серьезном вопросе, как изменение облика центра нашего города, нельзя  спешить.
У меня возникают вопросы: почему в конкурсе приняли участие только четыре коллектива, почему не были поставлены в известность о нем архитекторы Смоленска, других городов России и зарубежья?
Надеюсь, здравый смысл победит.

Людмила Ельчанинова, заслуженный художник РСФСР, член конкурсной комиссии:
- «Хотели как лучше, а получилось - как всегда». Эта фраза как нельзя лучше характеризует то, что происходит с организацией конкурса на обелиск на площади Победы.
Конкурс как бы провели, но чисто формально. То, что предлагается в итоге, совершенно неприемлемо. Создается впечатление, что авторы проекта не видели места, выбранного городскими властями для сооружения обелиска.
Как же можно на эту площадку сажать данный объект? Гигантское  сооружение было бы уместно на большой площади, и то очень сомнительно, учитывая его художественные достоинства. Ведь рядом уже есть очень масштабный памятник - крепостная стена.
Поражает тот факт, что проект не обсуждался архитекторами и художниками, и что совсем уже никуда не годится - конкурсной комиссией.
Если возникнет нелепое сооружение в городе, то горожане, тем более наши потомки, спасибо не скажут.
Складывается впечатление, что кто-то хочет побыстрее освоить федеральные деньги. Идет соревнование именно по их освоению: кто больше истратит, тот, значит, лучше работает.
Дилетантизм и некомпетентность сказываются в принимаемых решениях.
Почему бы не совместить обелиск Победы и памятный знак, посвященный 1150-летию нашего славного города?
Надо помнить, что монументальное сооружение создается не на один день. Ведь это своеобразное послание нашим потомкам будет свидетельствовать о нашей культуре. Если обелиск возведут, нам, ныне живущим, нечем будет гордиться.

Альфред  Калиновский, архитектор, член конкурсной комиссии:
- При разработке памятника следовало решить две главные задачи: принципиально выбрать место установки - в центре клумбы или в центре площади, на пересечении осей улиц, и определиться с масштабом. До сих пор неясно, как, в конце концов, город намерен завершить застройку площади, не говоря уже о создании ансамбля. Эти вопросы поднимались еще на первых заседаниях работы комиссии по установке памятника. Однако в дальнейшем архитекторов отодвинули от участия в этом вопросе. Теперь имеем то, что имеем.
На мой взгляд, отношение к установке памятника Победы отражает наше сегодняшнее отношение к истории, нашим победам и самой главной Победе - для нас, имея повод, сейчас главнее провести мероприятие, освоить деньги, «пустить пыль в глаза», чем создать произведение монументального искусства с глубоким философским смыслом и мощным эмоциональным накалом.
Поэтому уже не имеет большого значения, где будет установлен монумент - в центре ли клумбы, или в центре площади. Результат будет в принципе одинаковым. Мы выдохлись в теме.
Якобы победивший проект  при проведении нормального творческого конкурса, вполне вероятно, оказался бы не самым лучшим. Возможно, нашелся бы автор, до сих пор неравнодушный к теме. Что-то бы «зазвучало». Осталось бы только это понять, увидеть, услышать...
Что касается выбранного варианта, я не сказал бы, что он безобразен. Вроде бы и идейка есть. Но не трогает. Подкупает «сделанностью». Стандартная беспроигрышная тема. С размерами и пропорциями следует еще поработать.
Вопрос сейчас, на мой взгляд, следует ставить так: или мы поворачиваемся лицом к теме и не гоним к юбилею, а делаем все с толком через нормальный творческий конкурс, или спокойно, без эмоций, имея формального «победителя» формального конкурса, отпускаем вожжи -  и, куда кривая вывезет,
что получится.
Боюсь, что в первом случае и лицо уже трудно сохранить, и уважаемые ветераны нас не поймут - обещано увековечить, и высокие начальники по головке не погладят - деньги заряжены. Поэтому с пессимизмом и прискорбием закрываю глаза на второй вариант развития событий.
К большому сожалению, время по исправлению ситуации с выбором места, проведением нормального творческого конкурса на памятник Победы уже упущено.
Вся критика по поводу установки памятника Победы, культурно-выставочного центра и прочих юбилейных объектов, разумеется при позитивном к ней подходе, в настоящее время направлена скорее на исключение подобных ситуаций в будущем.
Когда пробил час X и вдруг «свалились» юбилейные деньги и все юбилейные хлопоты, в градостроительном отношении город оказался не готов эффективно использовать представившийся шанс построить несколько хороших серьезных объектов.
В чем это выражается?
Отсутствует градостроительный совет. Послушав мнение профессионального сообщества, руководители города не совершили бы столько очевидных ошибок с выбором места и площадок для юбилейных объектов.
Практика застройки города без разработки концептуальных проектов, при бездумной распродаже практически всех значимых в градостроительном отношении участков, привела к тому, что в Смоленске не оказалось свободной территории, зарезервированной под особо важные для города объекты. Застройка города не подготовила места, потенциально выгодные для установки произведений монументального искусства. За столько лет так и не была сформирована общая концепция застройки площади, в которой было бы учтено все: масштаб, характер застройки, транспортно-пешеходные связи, включая подземные переходы, и как следствие - место установки главного монумента. Сейчас не было бы повода для споров, где его ставить.

Александр Парфенов, скульптор, профессор СмолГУ:
- В Смоленске установлены памятники, авторами которых являются выдающиеся мастера прошлого и настоящего времени. Эти произведения прекрасно вписываются в экстерьер города, формируют архитектурную и духовную среду. Смоленские памятники являются визитной карточкой нашего древнего города.
В этом году администрацией города был объявлен конкурс на лучший памятник Победы, в котором участвовали четыре творческие группы, состоящие из скульпторов и архитекторов. На завершающем этапе конкурса предпочтение было отдано проекту Асадова и Сапричяна. Три остальных творческих коллектива оказались как бы вне конкурса по весьма забавной причине - их документы были оформлены якобы неправильно. Получается, городской администрации в лице
Н.А. Зверевой, А.С. Бочкарева и Е.А. Сергеевой нужны не достойные произведения, а правильно оформленные документы.
На обсуждение проекта такого уровня должны быть приглашены обязательно губернатор, мэр, представители общественности! Но этого не произошло!
Что можно сказать о проекте победившей творческой группы? Сам макет выполнен профессионально и не вызывает никаких претензий. Однако его идея, мягко говоря, не отвечает поставленной задаче, в частности, привязке к местности. Громадная 30-метровая стела, вставленная в звезду, которая лежит на земле и внутри которой сделана яма, предполагает спуск по лестнице, где на пяти сторонах внутри звезды изображены рельефные композиции. Рассматривая скульптурную композицию в натуральную величину, вы сможете увидеть громадные надолбы непонятной конфигурации, непонятного смысла и громадную стелу - монстра, подавляющего своими размерами все рядом стоящие архитектурные сооружения. Если бы эта композиция находилась на дне каньона, или ее нужно было бы рассматривать с высоты птичьего полета - то она могла бы иметь право на существование. Но в том виде, в котором ее хотят материализовать в данном проекте, права на воплощение она не имеет! Это будет «бельмо на глазу», да еще в самом центре города.

Владислав Макаров, художник, музыкант:
- Думаю, пусть оно и будет, у нас ни одной такой стелы нет. Все лучше, чем бесхозная пустая площадь. Глядишь, и вокруг чистоту наведут. Проект, в общем, не плохой, со стеной и архитектурой кинотеатра очень даже согласуется, чуть, может, пониже надо… Так что я больше - за. Против - газпромовского небоскреба в Питере я подписывался, а здесь незачем аналогии проводить и спекулировать на эту тему…

Всеволод Лисинов, художник:
- Город сейчас стал совершенно неприспособленным для жизни. С 1972 года он очень изменился к худшему, и поразительно, что власти продолжают плодить на его улицах архитектурные чудовища, за которые будет стыдно перед будущими поколениями - все эти дикарские светильники, урны-пушки, стелы… На то, чтобы изуродовать город, тратятся миллионы! Нужно восстанавливать старые улицы. Старейшая улица Парижской Коммуны превратилась во что-то непостижимое: за парадным заборчиком по Большой Советской скрывается то ли деревня, то ли дачный поселок с увеселительным заведением сверху, наркологическим диспансером и банком внизу и живописнейшей помойкой посередине.

 

* * *
От автора
Данная ситуация напоминает обычную бытовую. Когда у нерадивого сына умирает родитель, тот без какого-либо шевеления в душе ставит ему стандартный, в меру дорогой памятник, чтобы все было «как у людей». Делает он так, полагая, что дорогой памятник означает дорогую память. По родительским дням он исправно навещает родителя, прибирается на могилке, ставит новые пластмассовые цветы. А памятник молчит, он мертвый, и изображение родителя на нем ничего не выражает. Поэтому нерадивый сын прихватывает с собой бутылочку, чтобы выпить, расчувствоваться, пустить слезу. Но все это искусственно, потому что его память без души.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров