Смоленск: игра в «угадайку»-ЕГЭ опасней и разрушительней атомной бомбы?

Общество

 Единый государственный экзамен – сомнительная инновация или благо, которое защитит школу от коррупции, невежества и произвола? Так или иначе, но эта система, больше похожая на теле-шоу «Как стать миллионером», уже глубоко пустила корни в современную образовательную практику. Вот только почему-то шанс стать  миллионером после сдачи теста, заменившего годами отработанную, считавшуюся лучшей в мире систему образования, равен… нулю.  Потому что ЕГЭ – отнюдь не изобретение чиновников Минобразования. Наши реформаторы, неизвестно из каких соображений, сделали кальку с американской системы проверки знаний – тестирование. Почему за эту примитивную систему, скомпрометировавшую себя в странах Европы (от нее отказались во Франции, в Бельгии и Испании) с азартом уцепились в России? Зачем нашу страну тянут в Средневековье, если еще в 2005-м году Билл Гейтс вынес приговор тестовой системе, заявив на конгрессе американских губернаторов, что американская школа скатилась на уровень конца XIX века – дети едва способны читать по слогам и считать до ста?
 Итак, зачем нам понадобился отсталая, забракованная на Западе и в США методика,  - ЕГЭ?!  Эти и другие вопросы журналист «РП» задает доценту МИФИ Валериану Гервидсу, котрый работает со студентами МИФИ уже 46 лет: ему есть с чем сравнить современное положение дел. Кстати, Валериан Иванович является научным куратором смоленского Физико-математического лицея при МИФИ.
- Не знаю, - задумывается Валериан Иванович. -  А вы знаете, чем система тестирования в корне отличается от традиционных, давно проверенных человечеством методик проверки знаний, компетенций? Слов тут используется много всяких. Тем, что вам предлагают набор готовых ответов, причем только один из них правильный, остальные 3 – 4 неправильные, надо указать правильный. При всех остальных традиционных методах контроля (контрольная, зачет, коллоквиум, экзамен и т.п.) человек, выполняет творческую работу: самостоятельно анализируя и систематизируя данные, он получает ответ, которого заранее не знает. Лет тридцать назад, на одном из  Всесоюзных совещаний заведующих кафедрами физики коллега-эстонец (они ближе к Западу, поэтому вся эта зараза к ним первым и попадает) рассказал о первых попытках ввести в эстонских школах тестирование. А эстонцы-то не дураки, попросили психологов выяснить, что запоминает после теста человек. Оказалось, что в памяти остаются… неправильные ответы! Причина – механическая: их попросту больше! Качество составления нынешних вариантов интернет-тестов – это вообще отдельная песня. Проверяя задания, почему-то составленные в Йошкар-Оле, но крайне «необходимые» для тестирования студентов МИФИ (!), я… ни разу не смог набрать 100 баллов, потому что не угадывал, какой ответ из четырех (всех четырех!) НЕПРАВИЛЬНЫХ вариантов ответа составители теста сочли верным. Если так пойдет и дальше, нетрудно предугадать, что станет с качеством образования не только в передовых российских вузах, но и в тех, что глубоко на периферии. Поклонники тестов сознательно или нет купируют живую мысль, уничтожая свойственную человеку способность мыслить, - наличие в мозгах зазубренной "базы данных" не означает знание предмета, не обеспечивает умение анализировать, синтезировать, находить решение, что совершенно необходимо для любой творческой работы, то есть работы по созданию нового. Тесты хороши для проверки: выучил человек правила дорожного движения или нет – там некогда думать, надо исполнять мгновенно, на уровне подсознания, иначе исполнять будет некому. Тесты хороши для проверки памяти, но не творческих способностей, их они проверить не в состоянии по принципиальным причинам – не для того когда-то придуманы.
- И все-таки ответьте на вопрос: с какой целью «гарвардский мальчик» Фурсенко продолжает насаждать эту систему?
- Чтобы оправдать свое существование. Ему же сказали: «Давай, занимайся инновациями, реформируй!»
- А кто сказал?
- Могу по этому поводу только фантазировать… Иногда изящество объяснения невольно свидетельствует о его правильности. Позволю себе провести аналогию с объяснением фотоэффекта. Чтобы объяснить основные законы фотоэффекта, Альберт Энштейн первым  ввел понятие «фотон». Почему я об этом вспомнил? Потому что основные законы фотоэффекта не доказывают существование фотона! Их можно объяснить, рассматривая "классическое" электромагнитное поле и "квантовый" электрон.  Но, введя квант электромагнитного поля, Эйнштейн предложил эффектный, красивый, «в одно касание» способ объяснения основных закономерностей этого физического явления. Оно и оказалось впоследствии правильным. Так вот, если предположить, что многое из того, что сейчас творится  в стране, кто-то делает сознательно, с деструктивной целью нанести вред России, то все наши самые страшные фантазии немедленно обретают почву. Как с фотоэффектом! Мне очень не хотелось бы быть правым! И тогда не нужно объяснять, зачем вводится ЕГЭ. Мы можем догадываться, сколько угодно… Очевидно следующее: школьники с азартом учатся играть в «угадайку» господина Фурсенко, а не изучают два наиглавнейших языка – свой родной, русский, и второй язык – математику. Язык, на котором общается мыслящее человечество. Я разговаривал и с другими учеными, преподавателями, задавал вопрос, может ли ЕГЭ проверить творческие способности человека? Я не буду говорить, каким был ответ.  Если все ВСЁ  понимают, так в чем же дело? Неужели нужно рискнуть репутацией, карьерой и лечь на рельсы, чтобы тебя, умного дурака, заметили ТАМ? Лягут все – заметят. Но ведь никто не ложится.  Я, на базе собственного опыта, возьму на себя смелость утверждать, что ЕГЭ заставляет учащихся тренироваться правильно угадывать ответ, а не знать предмет, то есть по нынешней терминологии: "владеть компетенцией".
- Когда-то академик Лихачев сказал, что вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Единый экзамен ориентирует школу на особый тип обучения, при котором дети попросту разучиваются говорить и писать…
 - «Егэшная» дрессировка существенно снижает эффективность десятилетиями отработанной человечеством образовательной системы и ведет  к дезориентации школьников и их родителей в мотивации подготовке к экзамену. Нет сомнений, что введение ЕГЭ как обязательной формы аттестации учащихся наносит колоссальный ущерб российскому элитному обучению, годами выкристаллизовывавшему яркие таланты. Видимо, модернизирующейся наноРоссии новые Келдыш и Курчатов не нужны.  По мнению учителей физико-математических школ, количество провалов на экзаменах по математике и физике  составляет не менее 70 (!) процентов ежегодно. Просто… эти провалы умело корректируются. Вот вам и высокие слова о том, что ЕГЭ «избавит школу от коррупции и предвзятого отношения учителя к ученику». Уж коррупции не уменьшилось, не сомневайтесь! Теперь бедные учителя только тем и занимаются, как помочь ученикам угадать правильные ответы и уйти от некорректных, заведомо провальных заданий. А наши министры, не долго думая, снизили контрольный балл на… 20 процентов. Получается, что сегодня школа штампует двоечников. ЕГЭ сложно назвать глупостью.  Боюсь, что глупость эта злонамеренная.
Сама идея «эффективных менеджеров» (в том числе и в образовании) - людей, которых дела не знают, но этим делом руководят, бре-до-вая! Кто такой Андрей Фурсенко? Лично я ничего не имею против доктора физмат наук, в прошлом ведущего научного сотрудника всеми уважаемого Физико-технического института имени Иоффе АН СССР (Ленинград). Но он же ни дня не преподавал, а ему поручили руководить сферой образования! Чем чаще власть обращается к проблеме российского образования, тем яснее становится, что в этом вопросе они либо вообще ничего не понимают, либо понимают крайне мало.
- А Вы, как преподаватель МИФИ, уже почувствовали на себе результаты этих реформ?
- Да. Образовательный уровень поступающих на первый курс ребят падает на глазах. Они становятся все более зашоренными, задавленными. Все время задают один и тот же вопрос: «А это – можно?», боятся сделать даже крошечный самостоятельный шаг. Для них главное – получить разрешение! Это – психологически искалеченные люди, и мне их безумно жаль. Отчасти здесь повинна и тестовая система, которая отучает людей думать, брать ответственность за свои действия – им в школе, судя по всему, НЕ РАЗРЕШАЛИ  импровизировать, действовать самостоятельно.
- Уж не поэтому ли экономический кризис выявил чрезвычайно низкий уровень компетенции большей части персонала российских компаний? Зашоренность, несамостоятельность – и это при всей развязности молодежи?
- Когда нужно действовать решительно, проявить профессионализм в деле, они становятся трусливыми и спрашивают разрешения,  потому что… боятся сделать… ошибку, и кто-то об этом узнает и накажет. Но кто укажет им на недочет, поможет выйти из тупика?! Нужно уметь видеть собственные ошибки, без этого рост невозможен. Бедные дети. Они не родились такими. Их искалечили…
- Про модернизацию, Сколково, нанотехнологии сегодня не говорит только ленивый. Однако утечка мозгов продолжается. У того же Билла Гейтса в компании работают 40 процентов ученых и программистов из России. О какой реальной модернизации можно вести речь?
- С 1991 года за границу эмигрировало 800 тыс. ученых, специалистов высочайшего класса, которые могли двигать российскую науку вперед! Дмитрий Медведев во всеуслышанье утверждает: да, нужно возвращать людей назад, предлагать им выгодные условия. Не возвращаются! А один из них, физик, получивший Нобелевскую премию в октябре прошлого года, от предложений Президента отказался.. Почему ученые покинули Россию? Да не за деньгами они в Европу и США поехали, а за возможностью заниматься научной работой. Среди научных работников людей стремящихся к наживе нет, яхты и дворцы им не нужны. Государству в свое время нужно было бы обеспечить ученых необходимым минимумом, чтобы они не тратили душевные силы на бесчисленные подработки! Научному работнику вообще, как и учителю и врачу, нужна возможность спокойно заниматься своим любимым делом. Для этого нужен некий минимум благ – денежного довольствия. На Западе это уже давно поняли, вот и сманили «нобелевские» сливки. Тяжко и горько думать, что в условиях развала промышленности, сельского хозяйства, оборонного комплекса высококлассная высшая школа не нужна, её выпускники не востребованы – куда они пойдут? На нищенскую зарплату в институты Академии Наук? Или, после МИФИ или МФТИ или физфака, бухгалтером в ресторанный бизнес? А ведь среди выпускников отечественной высшей школы немало действительно выдающихся ученых, в том числе и Нобелевских лауреатов. Эту блестящую школу разрушают как нечто вредоносное и опасное для той мировой системы,  в которой России предусмотрено место источника сырья и всемирной свалки. И я искренне рад, что в Смоленске нашелся человек (кстати, мой ученик)  Олег Маслаков, который на собственные деньги открыл частный физико-математический лицей при МИФИ, в котором дети учатся БЕСПЛАТНО! Видите, все-таки есть люди, которые вполне действенно противостоят сложившейся обстановке, организуя учебные заведения, где преподавание физики и математики поставлено на уровень, вполне отвечающий потребностям модернизации и ухода от сырьевой экономики.
- Когда-то мы первыми в мире создали атомную бомбу, запустили спутник, отправили в космос человека. А сегодня у нас одни «старые песни о главном» и  проектирование «потемкинских деревень»…
- Я называю модернизацию «исправлением». Нужно убрать то, что мешает, и добавить то, что эффективно.  Модернизация – это не ломка, не уничтожение. Так зачем же изначально было ломать всю систему управления экономикой?! Сегодня народ стал лучше жить? Нет. Страна стала мощнее? Нет. Мы откатились с первых позиций на уровень стран третьего мира. Почему у государства вечно ни на что не хватает денег, и в то же время Абрамович покупает яхту за 300 млн. долларов, а Батурина особняк в Лондоне за 100 млн. тех же долларов? Скольким учителям можно было бы за эти  «батуринские» миллионы зарплату поднять, чтобы они душу в свое дело вкладывали, ребят талантливых пестовали, а не "часы" набирали? Да в Европе нет ни одного государства, кроме России, где государственная доля в экономике составляла бы менее 34 процентов. В противном случае стране наносится непоправимый вред. Вот и следует задуматься о процентном соотношении агентов "влияния" среди тех же «эффективных менеджеров».  
Стремление быть богатым вовсе не предосудительно. В обществе должно порицаться бесконтрольное стремление к наживе, бессовестная, без сдерживающих факторов эксплуатация человека человеком! Мне нисколько не обидно, что Генри Форд, совершивший техническую революцию в автомобилестроении, стал миллиардером.   Я уважаю богатейшего человека в мире Билла Гейтса, сколотившего с приятелями фирму, вскоре превратившуюся в крупнейшую компанию, которая снабжает весь мир операционными системами. А эти два парня, один из которых вроде русский, что создали Google? Они придумали новую поисковую систему более эффективную, чем существовавшие, и разбогатели. Они свои деньги заработали, вот что главное. А чем обогатили научно-технический прогресс абрамовичи, дерипаски и компания? Придумали способ, как безнаказанно переложить казенное имущество в свой карман?  Они казнокрады, а не олигархи.   И этим, так называемым «олигархам», не нужны просвещенные, образованные люди. Своих детей они учат в Оксфордах и Гарвардах и максимум, что нужно этой партократии-казнократии, - послушное, бездумное стадо, готовое безропотно подставить левую щеку, если врезали по правой и, главное, работать на них 60 часов в неделю.

Если и дальше всё будет так, как есть сейчас, то прогноз мрачный… Очень хочется ошибиться!








Загрузка комментариев...
Читайте также
14 минут назад
Это связано ликвидацией пожара в Кардымовском районе.
сегодня, 07:25
Губернатор В.Н.Анохин вновь обратился к смолянам в своих соц...
сегодня, 05:28
Губернатор Смоленской области Василий Анохин в соцсетях прок...
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
Новости партнеров