Дефицит «казенного воспитания» в Смоленске

Общество
            Смоленск измучен «детским» вопросом – родители в панике: Россия – за рождаемость, а куда детей девать, еще не придумали!  За последние десять лет сеть детских садов сократилась на 59 учреждений. Таков печальный финал недальновидной, но, по всей видимости, некогда весьма выгодной политики разбазаривания народного имущества в ущерб народу.  Многотысячные очереди и переукомплектованность детских садов (Ленинский район – до 40 процентов, по Смоленску – 30-35 процентов) – характерные приметы времени.  Кто виноват в детсАДовых муках женщин, которые, чтобы залатать дыры в семейном бюджете, вынуждены работать наравне с мужчинами? Вопрос риторический: к созданию острого дефицита «казенного воспитания» причастна вторая извечная российская беда – дураки. 
 

После нас хоть потоп?


Странно было бы думать, что Смоленск  уникален в проблеме нехватки мест в детских садах. Дескать, сидели здесь пятнадцать лет назад мудрые мужи из «города Глупова» и раздавали направо и налево нажитое при советской власти добро, а вокруг - сплошное благолепие, рачительное хозяйствование с прицелом на перспективу развития оного. Нет! В соседних регионах - аналогичный беспредел тотального избавления от детсадов, ставших обузой для бюджета, и повсеместная сдача их помещений в аренду. Ситуация – типичная для всех российских областей-волостей, но лишь один вопрос не дает покоя: неужели не думали многомудрые мужи во власти, что перестанут вконец плодиться да размножаться те, ради кого они в кабинетах радеют и днем, и ночью? Просто занимались своими делами, руководствуясь принципом: «после нас хоть потоп». О чудо! Потоп… действительно наступил. Быстрее, чем его ожидали, и сегодня бесконечные списки детей, ожидающих места в детских садах, портят статистику и резко диссонируют с реализуемыми в регионе программами по демографическому развитию, благодаря которым рождаемость  медленно, неспешно, но все-таки растет. Ободренные президентом Медведевым смоляне старательно, в меру возможностей, трудятся над выправлением демографической кривой. В 2009  году  в области  появились на свет   10 486  детей -  на 555  больше, чем в 2008  году.   Дети рождаются, а о виновниках раздачи детсадов, решивших поставить точку на славной  российской истории, тактично умалчивают. Кто прошлое помянет?.. 
И все же, не ссылаясь на пословицы и поговорки, что делать? Куда распределять дошкольников? Выяснилось, что некуда. По нехватке детских садов Смоленская область отстает от среднероссийского уровня на 10 (!) процентов.  Сегодня  лишь половина проживающих на территории области дошколят (около 32 тысяч детей) получили счастливую возможность посещать детские дошкольные учреждения. С остальными 30-ю тысячами сидят бабушки или мамы. Самые длинные очереди выстроились в Вязьме, Ярцеве и Смоленске.
 Закономерен вопрос: «а как у них?» У наших соседей по Центральному федеральному округу дела не лучше. По данным ООО «Регион-центр», в сентябре этого года очередь в дошкольные учреждения Смоленской области колебалась в районе отметки 13,5 тыс. человек. В городе на тот момент эта цифра составила 6 387 детей-очередников. В конечном итоге в целом по области мы занимаем почетное третье место после города - «миллионника» Воронежа (26 тыс. детишек) и Липецка (15 тыс. малышей, мечтающих попасть в детсад). После нас – Курск (12 917 человек) и Рязань (более 11 тысяч детей). Впечатляет? В то же время в Брянске в детский сад «на вырост»  стояли всего 3 тыс.маленьких очередников, при том, что по области у них детских дошкольных учреждений чуть – чуть меньше, чем на Смоленщине, - 233 против 279.
 Зато по длине очередей в областном центре Смоленск заметно сдает лидирующие позиции, и это радует! На первом месте Рязань (8 500), на втором – Курск (8 147), на третьем – Воронеж (7 000). Мы на четвертом месте, и нам остается завидовать Орлу, где в области  в сентябре хотели занять свое «место под солнцем»  5 тыс. 349 детей, в самом Орле – 2 тыс. 352 ребенка.  Наверное, вы хотите узнать, кто является лидером по числу сохраненных и действующих в регионе детских садов? Это – Тверь (665 дошкольных учреждений). 
Такие вот дела. Невеселые. 

Вместо развития – деградация?


 А теперь – маленькое лирическое отступление… обо мне. Я не ходила в детский сад, потому что в детстве очень много и (с завидным энтузиазмом!) болела разными хворями. Что ж, у каждого отрицательного момента в жизни есть свои положительные стороны: вместо воспитательниц детсада со мной занималась мать. Учила считать, читать и писать. Ученица была способной – в 3,5 года пристрастилась к книжкам, в 5 лет научилась писать вполне сносные детские рассказики, с легкостью привычного к трудностям ребенка продираясь сквозь дебри грамматики и синтаксиса.  Отец-художник тоже не остался в стороне. Вскоре кисть оказалась и в моих руках.  Нет, ни Матисса, Кандинского и уж тем более Леонардо из меня не вышло. Ровно как и Набокова с Толстым. Я - самый обычный представитель офисного, газетного «планктона», владеющий словом (спасибо маме!)  и обладающий художественным вкусом (респект папе!). К чему это я клоню? А к тому, что далеко не у каждого ребенка, не попавшего в детский сад до пяти лет, есть мама-филолог и папа, закончивший худграф и работающий 24 часа в сутки, чтобы прокормить семью. Чаще всего родители малышей –обычные люди, не имеющие не малейшего представления о педагогике и азах воспитания. Они  работают день-деньской на самых обычных, нетворческих, но очень полезных для общества работах  и недовольны тем, что их дети никак не могут попасть в детский сад. Они знают, что при любых обстоятельствах не  позже чем в пять лет ребенка непременно должны взять, так как именно в этом возрасте их в детских садах начинают готовить к школе.  Но… почему-то не берут, потому что очередь время от времени «разбавляют» льготники, вынужденными вопреки Федеральному закону тоже стоять в очереди. В своей, льготной очереди. «Пряников сладких» сегодня не хватает даже на тех, для кого они изначально предназначались.
 - К сожалению,  я не успела вовремя собрать все необходимые справки для устройства Вадима в детский сад сразу после его рождения, - говорит Татьяна Н. – Вадик болел, за ребенком некому было присмотреть.  Стали на очередь, когда Вадьке исполнилось 10 месяцев.  Поначалу были почти 7-тысячными, прошел год, и сегодня перед нами 5,5 тысяч и детей. Подсчитали – в среднем очередь двигается со скоростью около 2 тысяч мест в год, поэтому надеемся, что к пяти годам все же попадем в детский сад. Если нет – ребенок пойдет в школу неподготовленным.     Вряд ли кого-нибудь можно упрекнуть в том, что зарабатывать деньги плохо. Но, с другой стороны, человеческая личность на 90 процентов формируется к 5 годам. Именно в этом возрасте ребенок осознает конечность своей жизни и начинает постигать ее смысл. Именно к этому ничтожно малому временному отрезку лопаются, как почки по весне, и раскрываются таланты маленького человека. Или, если не происходит стимуляции и извлечения на свет божий способностей и склонностей к чему бы то ни было хорошему, идет неизбежный обратный процесс, именуемый «зарыванием таланта в землю». Если ни у мамы, ни у папы нет времени на занятия с чадом, а бабушка с большим трудом расписывается в пенсионной ведомости, о раскрытии каких талантов можно вести речь?! Ребенок не имеет возможности попасть в детсад, подготовиться к школе, приобщиться к основам коммуникации. Результат печален. Учителя начальных классов в шоке: половина детей, пришедших в первый класс, абсолютно не подготовлены к школе! Они практически не обучаемы – к третьему классу десять процентов читает по слогам, а считают так, что хочется плакать. Многие аутичны, не умеют общаться со сверстниками, обладают ярко-выраженные дефекты речи. Полагаю, нет смысла объяснять причины происходящего. Причина – мертвая, ползущая медленно (медленней, чем растет ребенок!) очередь в детский сад. Последствия очевидны – набирающая обороты деградация общества. 

«Ситуация сложная, но не критическая»


Однако, по мнению заместителя начальника городского управления образования и молодежной политики Нины Вороновой, ситуация сложная, но небезнадежная. «Лист ожидания»  не становится короче потому, что родители малышей стремятся стать на очередь в детский сад сразу после рождения ребенка, и половина детей-очередников в списке еще не достигли полуторагодовалого возраста.  А значит, пока в услугах воспитателей не нуждаются, «усугубляя» статистику.  К тому же в течение следующего года все здания детских дошкольных учреждений, до передачи их другим структурам находившиеся в муниципальной собственности, должны быть возвращены в распоряжение администрации. Истекшие арендные договоры продляться не будут, и, похоже, с насиженными «детсадовскими» местами в ближайшем будущем придется расстаться областному центру культуры (Бакунина, 3), Торгово-промышленной палате (Бакунина, 10), а также нескольким негосударственным вузам и социальным структурам. Губернатор Сергей Антуфьев настоятельно рекомендовал главам муниципальных образований забрать ведомственные детсады, которые отказались содержать бывшие владельцы. Не так давно город вернул «Чайку», «Лучик» (ОАО «ЦентрТелеком»), «Кристаллик» и «Колокольчик» (ПО «Кристалл»). Плюс -  «Теремок» (здесь размещался областной центр занятости).
В  Смоленске на ул. Марии Октябрьской строят один (на всю область!) детский сад, рассчитанный на 110 мест.  В ближайшие годы планируют возвести еще три дошкольных учреждения – на Гагарина, Черняховского и на Киселевке. А к тому времени в Смоленске с президентской установкой «на третьего» родится вчетверо больше детей. 
 

Инициатива наказуема


 Казалось бы,  почему бы не привлечь для решения «детского» вопроса бизнес, начать массово открывать частные детские сады? Пускай родителям придется платить за «место под солнцем» 15-20 тысяч -  в Смоленске есть обеспеченные люди,  готовые отдать гораздо большие суммы за то, чтобы с чадами занимались лучшие специалисты города, которые будут получать за свой труд уж точно не шесть тысяч рублей. Заодно и  очередь заметно поубавится за счет тех, кто не хочет, чтобы  их детям доставались тычки и оплеухи, а лексикон «обогащался» нецензурной лексикой некоторых невоздержанных на язык нянечек. «Первые ласточки» в городе есть. Например, мини-детский сад в «Академии творчества» - здесь всего за 3 200 рублей в месяц (без очереди!) можно хоть завтра отдать ребенка в руки воспитателей на целых четыре часа в группу, в которой меньше десяти малышей. Но исправить ситуацию частные заведения пока не могут, потому что их слишком мало,  а «палок», которые ставят в колеса таких предпринимателей, много. Инициатива по-прежнему наказуема. 
 …Цифры могут меняться, но смысл, к великому сожалению, пока остается прежним. Детских садов не хватает, очереди не уменьшаются.  Если я не права, поправьте меня. Я – исправлюсь.
P.S. Каждые четверть века в России наблюдается спад рождаемости, обусловленный войнами.  Впрочем, в начале XXI  века возник новый термин -  «отголоски реформ 90-х». Через пять лет мы услышим печальную «музыку» гайдаровских реформ, выхолостивших демографический потенциал, – ученые предполагают, что к 2020-му году  опустеют не только детские сады, но и школы, а затем и высшие учебные заведения.  За всю историю нашей страны в России впервые будет настолько критически мало детей…
 Не поэтому ли так медленно решается «детский вопрос»? Уж не потому ли, что впереди нас ждет глубокая «детская яма», и помещения детских садов снова (хотя бы временно) придется перепрофилировать?
 
 







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 16:09
Восстановление систем отопления инфекционного корпуса и стом...
сегодня, 15:31

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

43 минуты назад
Глава города заявил, что обязательно примет участие в суббот...
27.03.2024 23:33
Вторая игра интеллектуального турнира BrainShaker 2024 от се...
Новости партнеров