Как в Смоленске перья куют

Общество
В сентябре этого года исполнилось десять лет, как в нашем городе стали появляться журналисты своего, «смоленского» производства. Именно тогда, в 2000 году на филологическом факультете Смоленского государственного университета (бывшего педагогического) открылась новая специальность – «Журналистика». Декан филфака СмолГУ Валентина Сергеевна Ковалева рассказывает читателям «РП» о том, как все начиналось.
 
Золотые наши журналисты…
 
- Это был тот самый случай, когда идея  очень долго витала в воздухе, а потом «выстрелила». В конце ХХ века ожидали расцвета поэзии, а случился взлет публицистики. И это было логично:  люди почувствовали свободу, стали судорожно вдыхать ее воздух… Вспомните, какими привлекательными стали в то время «Комсомольская правда», «Московский комсомолец»… Многие советские издания  не хочу сказать, что они «перекрасились», – нет, просто они поняли, что нужно держать нос по ветру.
А что творилось на Смоленщине?! Большинство районных изданий поменяли названия: газета «За коммунизм!» стала «Сычевскими вестями», «Знамя коммунизма» - «Панорамой Духовщины». В Ярцеве появилось первое частное издание, в Смоленске стала издаваться театральная газета… Резко возросла потребность в журналистских кадрах. К тому времени у нас на факультете уже существовали спецкурсы по журналистике, которые вела кандидат филологических наук, выпускница журфака МГУ Марина Вадимовна Ливанова.  Именно она настаивала на том, что нужно попробовать открыть отделение. Нам помогали преподаватели журфака МГУ: они читали у нас лекции, делились литературой. Кстати, наш учебный программа обсуждался на факультете журналистики МГУ.
Поначалу у нас были трудности с технической базой.  Ведь журналистика – это технологии. Невозможно обучить журналистике, не имея оборудования и техники. Сначала у нас было несколько диктофонов. И нам говорили, что одно устройство на троих – это мало. А теперь у нас есть компьютерные классы, аудитории с мультимедийным оборудованием. У многих студентов ноутбуки, коммуникаторы… В вузе есть доступ к беспроводному Интернету. Как только появилось оборудование, сразу же стала издаваться учебная газета «АУдитория».
Сейчас преподавателей настораживает переход творческих специальностей на «Бакалавриат». Учиться будущему журналисту 4 года – это маловато, ведь тогда сократится количество часов на учебные дисциплины, практики. С другой стороны, бакалавриат предполагает больше времени отводить на индивидуальную работу студентов – ориентировать их не на получение знаний от преподавателей, а на самостоятельное добывание. Это существенный плюс.
- Вы часто говорите, что студенты-журналисты отличаются от тех, кто учится на отделении «Русский язык и литература». Это определяет чуть ли не избранность будущих журналистов…
- Учиться на журналистов идут более раскованные и достаточно хорошо всесторонне образованные абитуриенты. В отличие от будущих словесников, которые сдают только ЕГЭ, журналисты проходят еще и творческое испытание. А это значит, что надо рационально мыслить, уметь писать, хорошо говорить и отстаивать свое мнение.
К примеру, первый выпуск журналистов был золотым: из 21 человека – 18 получили красные дипломы.

Орешки для Владимира Соловьева

- В кабинете журналистики у вас лежат только качественные издания: «Итоги», «Новая газета» «Русский репортер», «Огонек», «Рабочий путь»… Хороший вкус будущих журналистов – это дело рук ваших преподавателей?
- Студенты всегда приносят нам «на пробу» разные литературные и публицистические новинки. Все эти газеты и журналы я складывала в шкаф. Когда их стало некуда класть, мы решили создать специальный кабинет. На «Литературном редактировании» мы часто устраиваем «разбор полетов» разных изданий – ведь из-под пера журналистов порой выходят такие перлы! Например, часто вместо словосочетания «центр событий» употребляют «эпицентр событий», хотя он бывает только у землетрясений (приставка «эпи» означает «над»).
- На одно из занятий вы принесли нам, студентам, фельетоны в стихах Дмитрия Быкова – так для нас открылась его яркая, сочная, экспрессивная публицистика. А что еще вы любите слушать, смотреть, читать?
- Стараюсь не пропускать вечерних новостных программ. Их смотрят журналисты, а значит, я тоже должна быть в курсе событий. Кроме того, меня всегда интересовали издания, в которых печатаются молодые журналисты. Там остро чувствуется задор, беспечность, выпуклость собственного «я»…
Сейчас перечитываю О. Генри. Совсем недавно - «Бесов» Достоевского. Если говорить о мемуарной литературе, то самые яркие воспоминания принадлежат тем людям, которые проявили себя не только как писатели, но и как журналисты. Например, Борис Зайцев и Александр Куприн.
- Идеал в журналистике есть?
- Безусловно, это Владимир Соловьев. Он замечательный интервьюер, очень хорошо раскрывает собеседника. Сам он говорит об этом так: «Моя задача – показать человека, необязательно раскалывать его, как орех. Если ты делаешь это, ты меняешь структуру. Орех раскололи, а внутри – все всмятку. Нужно так препарировать, чтобы всем было понятно, что там было».
Очень люблю слушать радио: нравятся «Диалоги о культуре» с Людмилой Борзяк и «Взлетная полоса» с Арсением Дежуровым на «Радио России». С большим удовольствием читаю и слушаю Леонида Радзиховского, Михаила Веллера – он восхищает меня тем, что его жизненный опыт дает ему право разговаривать на равных с абсолютно любым слушателем.

Страсти по журналистике

- Многие мэтры, говоря о факультетах и отделениях журналистики, утверждают, что человека нельзя научить писать. Как вы к этому относитесь?
- (без раздумий) А я считаю, что можно. Любому ремеслу можно научить. Наши студенты отличают жесткую новость от мягкой, обозрение от колонки… Они знают их признаки и тонкости, а значит, могут свои материалы помещать в эти рамки.
Один год я вела дисциплину под названием «Выпуск учебной газеты»: ребята писали материалы, зачитывали их вслух, обсуждали свои удачи-неудачи. Одна из студенток (ей очень часто доставалась самая большая «порция» критики) всегда говорила: «Я не могу писать, не умею».  И знаете, очень скоро она научилась писать просто потрясающие тексты. Я искренне восхищаюсь, когда слушаю ее репортажи по региональному телевидению.
За десять лет выпущено 153 журналиста. Из них около 130 человек работают в СМИ.
- Но главные редакторы местных средств массовой информации жалуются, что журналистов катастрофически не хватает…
- Не хватает. Особенно от этого страдают районы области. Обычная логика выпускников: зачем ехать в отдаленные города Смоленщины – Велиж и Сычевку, если от них до Питера и Москвы рукой подать? У нас под боком две столицы – именно туда устремляются кадровый потенциал. Каждый год мы делаем обзор трудоустройства выпускников. Многие оседают в Москве, причем оказываются востребованными  и в рекламных агентствах. Но мы изо всех сил стараемся заполнить свободные ниши в местных СМИ - наши студенты уже работают в районных газетах Красного, Хиславичей, Глинки, Вязьмы, Ярцева…
Недавно наша выпускница-журналистка приезжала поступать к нам в СмолГУ в аспирантуру. Она рассказывала, что при устройстве на работу ей хватило того, чтобы сказать «Я из Смоленского государственного университета», - и ее тут же взяли.

 








Загрузка комментариев...
Читайте также
24 минуты назад
Добровольцы формируют отряды для выезда в Вязьму.
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
Новости партнеров