«В стране слепых». История смолянки, потерявшей зрение

Общество

Оксана Лыбань потеряла зрение в девять лет. У нее два красных диплома, она занималась степом, вела молодежный клуб «Преодоление». Оксана – человек очень общительный, любит петь и не боится выступать перед публикой. Для нее все трудное – самое интересное.

Сейчас Оксана мама двухлетнего Андрюши. Но все-таки корреспондент «РП» решил у нее узнать: с какими проблемами она сталкивается, о чем жалеет и как она «видит» этот мир?

- Вы занимались степом и даже принимали участие в конкурсе. Расскажите: как это было?

- В эту авантюру меня втянула работник библиотеки для слепых, прекрасная женщина Светлана Федоровна Павлова. Я занималась степом с блестящим хореографом, заслуженным артистом РФ Анатолием Александровичем Полозенко. Среди слепых есть танцоры, но слепая степистка - такая одна. Не сразу и не быстро дался этот вид танца. Но мне удалось его освоить настолько, что мы с Анатолием Александровичем приняли участие в фестивале «Салют Победы», который приурочен к 9 Мая и проходит в рамках Всероссийского общества слепых. Фестиваль состоит из трех этапов: городского, областного, всероссийского, а потом проводится гала-концерт.

Мы с маэстро прошли все этапы, но я ушла в декрет. И нас, к сожалению, не дождались на гала-концерте. Хотя в этом году нас снова приглашают принять участие в этом фестивале, поэтому есть шанс вспомнить былое. К тому же в этом году Анатолий Александрович готовит свой отчетный концерт и приглашал меня потанцевать.

- Как вам удалось преодолеть боязнь сцены?

- Открою секрет - я тоже всегда боюсь выступать на сцене, хотя и очень люблю это делать перед публикой. Но победы над собой повышают мою стрессоустойчивость. В этом деле нужен опыт: чем чаще выступаешь, тем меньше волнуешься. А еще очень важно, чтобы ты был очень хорошо подготовлен. Но залог настоящего успеха - умение абстрагироваться от людей в зале и получать удовольствие самому. Ты танцуешь и радуешься, и волнение само уходит куда-то на задний план. Нужно стараться получать удовольствие от того, что ты делаешь.

- Сейчас все свое время посвящаете своему малышу?

- Да, моему Андрюше 2 года и 7 месяцев. Я всегда любила детей. И до 9 лет видела, поэтому сохранилось воспоминание, как с маленькими детьми обращать- ся. У меня и брат младший есть. Конечно, каким-то моментам пришлось научиться. Хотя, когда родился Андрюша, вопросы элементарного ухода вообще для меня не составили проблемы.

Я как будто всю жизнь этим занималась. Наверное, материнский инстинкт сыграл свою роль.

- Даже когда ребенок совсем маленький, мать пытается ему уже что-то привить. Что вы пытаетесь передать сыну?

- У малыша, в принципе, одна потребность 24 часа в сутки – это любовь мамы. Дело в том, что у ребенка до 5 лет формируется такое ощущение: я знаю точно, в детстве, когда мне было плохо, кто-то всегда был рядом. И это может даже не ассоциироваться только с родителями - с мамой или папой. У меня такое ощущение связано с папой, который, к сожалению, умер, когда мне был 21 год. В тот момент казалось, что для меня умерло все. В том числе исчезла и какая-то вера внутри.

- А что помогло вернуть веру?

- Рождение ребенка. Когда я узнала, что беременна, мое сознание пронзила единственная мысль: «Какое же это чудо!». И эта мысль до сих пор меня не покидает.

- Расскажите: как проходит ваш день?

- Встаем, умываемся, завтракаем, потом мама идет с ним гулять, потому что я с ним боюсь отправляться на улицу: его ведь не поймаешь. Пока они дышат свежим воздухом, я готовлю кушать, занимаюсь уборкой. Иногда бывает, мне надоедает, и я тоже хожу с ними гулять. Потом обедаем, наступает время дневного сна…

- Кто вам помогает преодолевать возникающие трудности?

- В основном мама. Но когда я училась в Смоленском гуманитарном университете, она жила в другом городе. Поэтому мне помогали брат и однокурсники. Некоторые из них стали моими друзьями и участвуют в моей жизни до сих пор.

Мне вообще везет с людьми. В Кисловодске, где я училась на массажиста, у меня была подруга Света. И вот она тогда как взяла меня за руку, так и повела по этой жизни правильным путем! Но учиться в специализированном учреждении, где ты находишься среди таких же инвалидов по зрению, и быть единственной слепой среди зрячих студентов - это разные вещи.

Когда я получала профессию массажиста в Кисловодском медицинском колледже, все было легко и просто. Я среди своих, я такая, как все. А вот учеба в вузе среди здоровых да зрячих стала для меня совсем непростой. Я лиц тогда не видела вообще, даже девочку от мальчика не могла отличить. А одногруппники обижались, что я с ними не здороваюсь. Со временем они, конечно, все поняли – отношения наладились.

А вообще есть люди, которые подходят - и сразу возникает ощущение, будто они всю жизнь помогали слепым. А есть те, которых и обучали на специальных курсах, но они все равно не умеют ни водить слепых, ни общаться с ними.

- Как вы общаетесь со знакомыми, друзьями?

- С помощью телефона. А еще в социальных сетях, например ВКонтакте. Есть специальная программа, которая устанавливается на телефоне и компьютере. Она озвучивает сообщения, которые мне присылают.

- А много у вас друзей, с кем поддерживаете общение?

- Я человек очень общительный и открытый, но, как известно, друзей много не бывает. А у меня есть такая черта - влюбиться в человека. Влюбиться в его способности, качества. И я не замечаю недостатков, порой очевидных. А потом в трудную минуту этот человек может поступить очень некрасиво.

- В современном обществе людей принято оценивать по внешности при первой встрече. А как вы воспринимаете людей?

- Очень о многом может рассказать голос человека. По интонации всегда чувствуется настроение человека. А еще есть такое понятие, как энергетика. И мы ее очень чувствуем. Но, опять же, не все. Как правило, только женщины.

- Ваша квартира как-то по-особому оборудована?

- Нет. Все обычно. Но есть правило: если в доме живет слепой человек - все вещи должны лежать на своих местах. Это позволяет слепому чувствовать себя самостоятельным и не зависеть от ежеминутной помощи зрячих родственников. Когда члены семьи, живущие со слепым, стараются соблюдать это правило, в доме царит мир. Зрячие-то ищут какую-то вещь пять минут, а я, с помощью рук, в пять раз дольше. И это порой очень раздражает.

- С какими трудностями сталкиваетесь каждый день в быту?

- Если быт правильно организован, то трудностей нет. Кроме зрячих родственников (смеется). При всем том, что они большие помощники, они еще и большие «вредители». Мы порой едим за столом, а они забывают мне сказать, что, например, салат накрошили. И уже в конце трапезы я узнаю, что он был на столе. Да, вы можете переставлять, допустим, какие-то вещи, но вы только мне заранее скажите. Хотя ведь их тоже можно понять. Они на автопилоте многое делают. Но с ребенком главное правило не срабатывает. Он все раскидывает. А как тут быть? Просто говорю себе: «Ходи медленнее, не забывай, что на полу могут быть игрушки. Будь аккуратнее».

- Сейчас на улице практически не встретишь слепого человека. Почему? Существует закрытое общество или они все-таки открыты миру?

- Сейчас они, конечно, более открыты. Раньше был некий вакуум, своеобразный городок слепых: библиотека, рядом предприятия слепых. А в доме, где библиотека, квартиры выдавались только слепым. Сейчас существует Всероссийское общество слепых, проводятся специальные мероприятия.

- Как вы видите мир? Это абсолютная темнота или вспыхивают какие-то картинки?

- Слепорожденные и те, кто потерял зрение, это разные люди. Даже по мировоззрению. Слепорожденным тяжелее. Даже мне их понять бывает трудно. Я видела и могу себе что-то представить, потому что помню эти визуальные картинки. У нас не темнота в восприятии. Естественно, я что-то вырисовываю постоянно у себя в голове. Часто у слепых боятся спросить дорогу. И напрасно! Мы ведь лучше всех знаем, что и где находится.

Допустим, иду я по улице, а в голове нужный маршрут, рядом звуки, которые помогают понять: здесь трамвай, здесь машины… В такие моменты даже забываю, что не вижу.

- Для вас окружающий мир какой? Как вы его ощущаете?

- Есть такое понятие – базовое доверие к миру. И слепой человек доверяет этому миру. Иначе бы я не могла выйти на улицу одна с тростью. Я твердо знаю: хороших людей больше, чем плохих. И каждый раз, выходя на улицу, в этом убеждаюсь. Люди сами подходят и предлагают помощь.

ЦИФРА

В Смоленской области проживает около 10 тысяч инвалидов по зрению.

Беседовала Вера БЕЛЕКА.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров