Битва полов в Смоленске

Общество

В областном центре прошла лекция «Маргинальные персонажи и сюжеты в истории Смоленска». Ее прочитала доктор исторических наук Наталья Мицюк. Где в дореволюционном Смоленске размещались публичные дома? Как они назывались? Когда в губернии открылось первое родильное отделение? Что обсуждали в своей интимной переписке дворяне? Корреспондент «Рабочего пути» записала самые интересные моменты…

«Чикаго» в Смоленске

«Это сейчас дома терпимости запрещены, а в XIX веке… Когда листаешь в Смоленском архиве журнал публичных домов, понимаешь, что действовали они по четко отлаженному механизму. Названия для них выбирались достаточно экстравагантные: «Чикаго», «Амстердам»... Но был в Смоленске и публичный дом с названием «Кронштадт». Размещались они не в центре города. Это строго оговаривалось в документах: вдали от учебных заведений, не в культурной части города - то есть в тогдашнем Заднепровье. В источниках так и указано: «третья часть Смоленска». Все обитатели «учреждений» жили по правилам: до 16 лет женщина не может работать в публичном доме, гимназистов зазывать нельзя. Чтобы работать, проститутки должны были получать разрешение у полиции. Каждый месяц они в обязательном порядке проходили бесплатный осмотр у врача. Если доктор фиксировал венерическое заболевание, на женщину накладывался запрет на занятие этой деятельностью».

Про родильные дома и аборты

«В России аборты легализованы были в 1920 году. Однако анализ статистических данных дает основание полагать, что их делали в Смоленске и раньше. Первый роддом появился в нашем городе в 1866 году. К слову, 100 лет назад только 2% женщин в Смоленске рожали в клинике. Считалось, если у тебя все хорошо, ты можешь произвести ребенка на свет и дома…

Так вот, в 1902 году, согласно официальной статистике, количество выкидышей и мертворождений было небольшим - 29. А в 1915-м достигло уже 265 случаев! То есть 26% от принятых родов. Это в пять раз больше, чем в начале ХХ века! Что же такое произошло с женским здоровьем за эти годы? А может, это не мертворождения? Может быть, за ними скрываются аборты?»

Все проблемы из-за пеленания?

«Антропологи, изучая русского человека, склонны считать, что наша культура имеет склонность к определенному элементу насилия. Тут, конечно, можно спорить…

В качестве аргумента антропологи приводят длительное пеленание ребенка, которое практикуют русские. Отсюда ученые делают вывод: может быть, это свидетельство того, что свобода не для русских? Раз уж они от рождения находятся в скованном пространстве…

На Руси хорошо известна поговорка: «Бьет - значит, любит». Те, кто изучал крестьянский быт, знают, что он построен на том, что бить женщину - доказывать свои чувства. Получается, это культура насилия? Когда читаешь литературу и источники, приходишь к выводу, что в половом воспитании до революции был диссонанс. Молодые люди проходили процесс инициации - даже отцы могли приводить мальчиков в публичный дом, чтобы они получили соответствующий опыт. А в воспитании девочек складывалось много противоречий. В дворянском мировоззрении женщина должна нравиться, быть красивой и привлекательной. При этом должна быть невинной. До революции девушки были убеждены, что дети берутся от поцелуя. Лев Толстой описывал, как невеста в первую брачную ночь бежала от мужа, думая, что он ее убивает…

В Смоленском архиве хранятся письма Сергея Шарапова к своей возлюбленной Зинаиде, которая была младше его на 20 лет (С. Ф. Шарапов – известный экономист конца XIX - начала ХХ вв., автор книги «Денежный рубль»; принимал активное участие в монархическом движении, прекрасно модернизировал свое имение Сосновка в Вяземском уезде Смоленской губернии; был, как сейчас принято говорить, медийной персоной того времени).

В переписке он поднимает интересную тему - как происходит первая брачная ночь у его друзей. Проведя неформальное социологическое интервью, пришел к выводу, что практически во всех случаях есть факт сексуального насилия. Своей возлюбленной он признается, что идти по такому пути не хочет. По факту он пишет в начале ХХ века о проблеме отсутствия полового воспитания. Об этом свидетельствуют и женские дневники. Если мужчины писали в них о политике, то девушки – о переживаниях. Любой женский дневник того времени - это бесконечная драма.

Откуда девушки черпали сведения о сексуальной жизни? Везло тем, у кого дома оказывались акушерские книги…

До революции на Смоленщине были зафиксированы и случаи педофилии. В архиве хранится «дело по рапорту поречской повивальной бабки Петровой об изнасиловании 14 лет девочки Устиньи». Письмоводитель, сын помещика, пригласил в дом девочку для очистки фруктов, а потом запер ее и изнасиловал. Увы, документы говорят нам о том, что наказание за сексуальное насилие фактически отсутствовало…».

Справка «РП»

Сергей Федорович Шарапов родился в 1855 году. Учился в Москве и Петербурге. В 1875-м добровольцем уехал на Балканы - поддерживать борьбу народов Боснии и Герцеговины против австрийской оккупации. Через три года вернулся в Россию, в свое родовое имение Сосновка (бывшее имение сейчас располагается на территории Тумановского сельского поселения Вяземского района).

Уже через год энергичный молодой помещик стал членом Смоленского сельскохояйственного общества, организовал Сосновскую мастерскую по изготовлению конных плугов. В архивных документах сказано, что «в 1885 году изготовлены были как дешевые крестьянские плуги от 8 рублей, так и двух- и трехкорпусные, пароконные, степные».

На различных выставках сосновские плуги были очень популярны. Они вызывали интерес и у простых крестьян, и у царей - Александра III и Николая II. Шарапова не стало в 1911-м. Исследователь Эфрон, присутствовавший на похоронах, писал, что все 32-верстное расстояние от ж/д станции Касня до Сосновки (а это больше 30 км!) крестьяне несли гроб на руках и беспрерывно пели «Святый Боже…» и «Спаси, Господи, люди Твоя…». Вся дорога была усыпана ельником, а последние 2 версты - живыми цветами, преимущественно розами. Таково было признание людей…

КСТАТИ

Наталья Мицюк - доктор исторических наук, доцент Смоленского государственного медицинского университета, член Российской ассоциации исследователей женской истории, Российского общества историков медицины.


Автор: Мария Демочкина







Загрузка комментариев...
Читайте также
12 минут назад
Они утверждены Смоленской областной Думой 24 апреля. Обследо...
сегодня, 17:18
Реклама. ООО «Т2 Мобайл». 2SDnjceC5M3

Tele2 удвоил список...
23.04.2024 15:15
«У нас нет другого пути — мы или сохранимся как общество, ка...
сегодня, 16:28
Новости партнеров