Чиновники - профессия, а не привилегия/ разговор с руководителем аппарата Администрации Смоленской области Юрием Селезневым.

Политика

 Юриq СелезневУважение плюс доверие - вот формула успеха работы любой ветви  власти, которая состоит из таких же людей, как и те, для кого она должна работать. Так почему же между двумя половинками одного целого, которое называется государством Российским, идет порой непримиримая борьба?
Как вернуть утраченное за годы перестройки доверие народа к тем, кто им управляет, и заручиться его поддержкой в самых важных начинаниях? Об этом - разговор с руководителем аппарата Администрации Смоленской области Юрием Селезневым.


На первом месте характер


- Юрий Александрович, насколько эффективно сегодняшняя законодательная база регулирует взаимоотношения государственных служащих и людей, которые к ним обращаются по тем или  иным вопросам?
- Начинать надо не с законодательной базы, а с желания и пригодности человека к работе в государственных органах. Чиновник должен обладать широким кругозором, достаточным запасом специальных знаний, уметь общаться с людьми. И если  образование - дело наживное, то коммуникабельность, доброжелательность - черты характера, присущие далеко не каждому кандидату на государственную должность. И если их нет, то никакими законами делу не поможешь.
В целом же поведение чиновника регулируется  Федеральным законом «О государственной службе», в котором все четко прописано. Кроме того, 16 июля 2009 года вступил в силу уникальный документ - Указ Президента Российской Федерации «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», который вносит некоторые коррективы в Указ Президента от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Это - закон, которому обязаны следовать все, кто избрал своей профессиональной стезей государственную службу. В Указе прямо сказано, что чиновник обязан «проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами», «воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективности исполнения государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа».
- Нередки случаи, когда  политические партии или другие общественные объединения стремятся провести в исполнительную власть своих «резидентов», чтобы через них влиять на принятие тех или иных решений. Как предписывает Указ действовать в подобных ситуациях?
- В документе сказано, что чиновник обязан «соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на его служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений».
- До недавнего времени бытовала практика - пристраивать на «теплые» места в органах исполнительной власти своих родственников, знакомых, друзей независимо от образования, опыта работы… Возможно ли такое сегодня?
- С недавних пор госслужба стала профессией, а не привилегией людей, имеющих некие связи. В Смоленске работает филиал Орловской академии государства и права, который готовит квалифицированные кадры управленцев.  В резерве администрации числится 155 молодых людей, 12 из которых уже назначены на различные должности в органах исполнительной власти. Для того чтобы устроиться на работу в администрацию, претенденты на вакансию должны пройти жесткий конкурсный отбор, ответить на ряд вопросов, связанных с их будущей деятельностью. Этот же тест выявляет их образовательный уровень. Преодолеть такую преграду под силу далеко не каждому. Надеюсь, что в самом скором времени слово «чиновник»  избавится от своего  негативного оттенка и начнет обозначать только профессиональную принадлежность человека.

 

В борьбе с коррупцией компромисс невозможен


- Юрий Александрович, в области борьба с коррупцией началась еще до того, как вступил в силу Федеральный закон «О борьбе с коррупцией», четко определивший признаки этого зла. Дал ли какие-то положительные результаты этот бег «впереди планеты всей»?
- Масштабы бедствия, которое называется коррупцией, разрушительны для экономики страны. Это не раз подчеркивали в своих выступлениях президент страны Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин. По моему мнению, страна очищается от этого негатива, не дожидаясь каких-либо  основополагающих законодательных актов. В ряде областей были приняты региональные законы для противодействия коррупции. На Смоленщине такой областной закон был разработан и принят после вступления в силу федерального закона в мае 2009 года, который дал фундаментальное определение понятию «коррупция». До этого на протяжении двух лет мы старались пресекать преступления такого рода, руководствуясь специально разработанной программой по противодействию коррупции. В рабочей группе по подготовке регионального законопроекта трудились депутаты областной Думы, представители правового департамента, прокуратуры, управления юстиции, УВД, ФСБ, Торгово-промышленной и Общественной палат. Мы тщательно изучали опыт других областей, в которых такие законы уже были приняты и действовали.
Сегодня ведется разработка долгосрочной программы действий на период с 2010 по 2012 год. Предполагается сделать упор на профилактическую работу в виде  семинаров, «круглых столов» с приглашением крупнейших экспертов и специалистов из Москвы.
Но пока дела идут более-менее успешно, и Смоленская область, по данным на 2008 год, занимает 14-ю строку в рейтинге регионов страны по формированию базовых условий для борьбы с коррупцией.
- Существуют ли в аппарате Администрации какие-либо структуры, в обязанность которых входит антикоррупционная работа?
- Образован отдел региональной безопасности и противодействия коррупции, который подчиняется непосредственно губернатору. Также распоряжением Администрации утверждены методические рекомендации по проведению экспертизы областных нормативных и правовых актов на коррупциогенность. Это работа правового департамента, но к ней подключены депутаты областной Думы и Общественная палата. Также разработаны методики выявления коррупции на всех уровнях власти. И в Указе Президента России, о котором мы говорили выше, записано, что любой государственный служащий обязан «уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений».
Пожаловаться на чиновника можно по «телефону доверия» 8-800-100-19-01.
- Насколько эффективен он в борьбе с коррупцией?
- За 2008 год по этому номеру поступило достаточно много сообщений от граждан на  недобросовестные действия чиновников. По ним в прокуратуру направлен 41 материал, в том числе по признакам коррупции - 20; в УВД - 77 материалов (по коррупции - 14). За первый квартал 2009 года прокуратура получила 27 сигналов (по признакам коррупции - 9); УВД - 22 (по коррупции - 2). Призываю всех читателей «Рабочего пути», жителей Смоленщины: не скрывайте информацию о противоправных действиях органов власти на местах. Сообщайте ее нам, и ответная реакция обязательно будет. Только так мы сможем избавиться от этого зла!
- В каких отраслях деятельности государственных служащих коррупционные риски наиболее велики?
-Там, где существует рас-пределительно-разрешитель-ная система. Например, много сигналов поступает на органы местного самоуправления, когда идет распределение земельных участков. Потребовалось даже создание специальной комиссии при Администрации области, в которую вошли представители прокуратуры, УВД, ФСБ, антимонопольной и регистрационной служб, депутаты областной Думы. Только при этих условиях реализация земельной политики в нашем регионе стала прозрачной и открытой для всех. Очень много внимания требует и размещение государственного заказа. Для исключения лоббирования в этой области с июля проводятся электронные торги, позволяющие полностью исключить влияние человеческого фактора на их результат.
Но есть и еще один очень важный момент: общественность на местах должна быть готова к тому, чтобы активно включиться в борьбу с коррупцией. Для этого необходимо проводить в районах обучающие семинары, «круглые столы», знакомить людей с методами определения наиболее уязвимых мест. Человек должен задуматься над тем, кто в его городе, поселке, селе устанавливает правила игры? где  в главной роли выступает взятка? кто его к этому склоняет и кому придется ответить за содеянное? В этом нам не обойтись без помощи средств массовой информации. Недаром в президентском Указе  сказано: «Государственные служащие призваны уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации».








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:03
Одни хотели разбогатеть с помощью инвестиций, другие давали ...
вчера, 21:51
Жители райцентров отмечают мужество и отвагу сотрудников МЧС...
вчера, 21:08
вчера, 20:35
В свидетельстве о браке днем рождения семьи у них будет знач...
Новости партнеров