Сергей Маслаков: «2015-й прошел под знаменем борьбы за инвестиции»

Политика

Председатель комитета облдумы по экономическому развитию и инвестициям, член фракции «Единой России» Сергей МАСЛАКОВ рассказал «Рабочему пути» о своем пути в политике за 12 лет, о том, как бизнес адаптируется к трудностям и какие налоговые льготы будут установлены.

- Сергей Васильевич, в политике вы стартовали в 2003 году яркой кампанией на выборах в Госдуму. Тогда на многих билбордах смоляне увидели фразу «Маслаков - кто он?». Потом дозированно предоставлялась информация о вас. А как бы вы сейчас ответили на этот вопрос?

- С того времени пройден серьезный путь, в том числе политический. Наверное, нынешний Маслаков - человек более зрелый, который понимает всю степень ответственности пребывания у власти, что это не просто интересная и престижная работа, которая многих привлекает. Я в 2009 году участвовал в выборах мэра Смоленска, потом какое-то время трудился в мэрии. И уже по-другому смотрю на многие вещи. Если бы мне сейчас предложили баллотироваться на какие-то выборные позиции в исполнительной власти, я бы серьезно подумал. Ведь нужно всего себя отдать этой работе, забыв обо всем другом. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, скромные параметры бюджетов, у исполнительной власти очень мало возможностей за короткое время продемонстрировать видимые результаты. А коммунальное хозяйство в таком состоянии, что сложно найти понятные решения, которые проявят какую-то перспективу.

Взять хотя бы наши тепловые сети, которые постоянно рвутся. Ресурсоснабжающая компания, ссылаясь на низкие, по их мнению, тарифы, не обеспечивающие своевременный и необходимый ремонт сетей, не может гарантировать, что мы пройдем нормально этот отопительный сезон. Где выход?

Денег, чтобы исправить ситуацию, нет, и других механизмов решения тоже нет. Если раньше я был готов, невзирая ни на что, как говорится, вперед и с боем, то сейчас семь раз подумаю, прежде чем принять какое-то решение. Это касается и взаимоотношений с исполнительной властью.

Некоторые думают, что парламентарии должны разговаривать с ней стуча кулаком по столу: мол, надо больше различных льгот, пособий, выделить деньги на то и на это. Наверное, с популистской точки зрения это выигрышная позиция, но я оцениваю ситуацию объективно - нельзя мешать администрации, оказывая чрезмерное давление. Конечно, депутатский корпус должен задавать тон в ее работе. Но всегда нужно думать о долгосрочных последствиях тех или иных решений: не окажемся ли мы в еще большей яме? В этих взаимоотношениях должны быть конструктив и нормальная согласованная работа. К тому же и сама власть меняется.

Тогда в городском Совете была одна ситуация, сейчас другая. Считаю, сегодня власть в большей степени слышит людей и стремится отвечать на их запросы. Наверное, помните, что в горсовете я часто критиковал администрацию, подчас резко. Говорил, что тарифы завышены, что их надо сдерживать, что нельзя каждый год банально повышать. В принципе, и сейчас так считаю. Когда я через некоторое время организовал управляющую компанию, ее пример показал, что на существовавший тариф можно было достаточно качественно выполнять непосредственные обязанности по обслуживанию жилья. По большинству домов за счет тех денег, которые платили люди, выполнялось не только текущее техническое обслуживание, но и капитальные ремонты кровель, коммуникаций, устанавливались приборы учета. Это сейчас действует закон о капремонте и жильцы дополнительно делают взносы на эти цели. А в те времена мы каким-то образом умудрялись выкручиваться за счет тарифа, эффективно используя деньги.

Сейчас стоимость ЖКУ уже растет не теми темпами, как раньше: федеральный центр устанавливает рамки. К тому же этот рынок пусть и со скрипом, но начинает работать. Правительство стремится создать конкурентную среду, чтобы жильцы могли выбрать управляющую компанию с наиболее привлекательными расценками. Городской тариф составляет 19 - 20 рублей с квадратного метра, а в некоторых частных эксплуатирующих организациях он 15 - 17 рублей. Разница приближается к 5,6 рубля, которые мы платим за капремонт. Так что в этой сфере, пусть пока и не в полном объеме, происходит рыночное саморегулирование.

С тарифами на энергоресурсы проблема гораздо сложнее. Я до сих пор уверен, что в них есть приличный потенциал, и если эффективно ими распорядиться, то можно ремонтировать большее количество коммуникаций, улучшать ситуацию с сетями. Но энергетики у нас монополисты, то же и с теплом. Здесь конкуренции нет. И задача государства эти тарифы регулировать, чтобы обеспечить качество услуги и найти разумный баланс между аппетитами поставщика и возможностями потребителей.

Резюмируя ответ на ваш вопрос, скажу, что я остался тем, кем был раньше, но с корректировкой на 12-летний жизненный и политический опыт.

- Вы очень долго находились на заметных позициях, и при этом вам, что бывает нечасто, практически не приходилось слышать нелестных отзывов.

- Я никогда не стремился, идя во власть, решать личные проблемы, в том числе финансовые. Для меня важна личная самореализация. До 2003 года, когда только ступил на эту стезю, был предпринимателем, занимался своим делом. И в полной мере прочувствовал все эти проверки, бесконечные вмешательства разных структур власти, которые убивают всякую предпринимательскую инициативу. Сталкиваясь, понимал, что власть допускает много ошибок, которых могло бы не быть. Кстати, сколько лет прошло, а в последнем послании Федеральному Собранию президент говорил все о том же - что бизнес следует поддерживать, нужно дать ему спокойно работать. Так вот, мне хотелось эту ситуацию изменить. Поэтому попробовал выдвинуться в депутаты. Считаю, моя работа в горсовете принесла пользу городу. Может, моя критическая позиция - тем более что я был такой не один - стала сдерживающим фактором, удержала власть от каких-то необдуманных решений. А репутация для меня - это самый дорогой капитал. Она важна в первую очередь для собственного самоуважения.

Мне небезразлично, как относятся ко мне люди. Мне важно, чтобы моим детям не было стыдно за меня. Смоленск - город небольшой, здесь все всё видят и знают.

- Вам жители Смоленска неоднократно доверяли представлять их интересы в горсовете, облдуме. Насколько расходятся выборные программы и поствыборная реальность?

- Иногда очень сильно. Когда начинается реализация в депутатской деятельности установок, задач, с которыми шел на выборы, то, конечно, многое не выполняется. Не в силу того, что депутат теряет интерес к проблемам избирателей. Если говорить о глобальных вещах, о развитии области - экономическая ситуация не располагает к прорывным решениям. Что касается работы в округе, здесь процент реализации намного выше. Все же депутаты облдумы располагают некоторым финансовым ресурсом, выделяемым на исполнение наказов, в его рамках оказываем помощь жителям округа. Но не все упирается в деньги. В целом, полагаю, эффективность работы измеряется активностью взаимодействия между депутатом и избирателями, тем, насколько люди вообще знают своего представителя во власти. Когда есть какая-то проблема, депутат подключается, участвует в судах, которые проходят в интересах жителей. В прежние годы было очень много разбирательств по точечной застройке, мои помощники оказывали юридическую помощь жителям.

Я как человек, который более погружен в сферу практическую, коммунальную, могу компетентно высказаться по этим вопросам. В свое время понял, что основная масса претензий у людей - к обслуживанию их жилых домов. Та управляющая компания, которую я создавал, и была механизмом решения проблем избирателей. То есть я внес вклад в развитие конкурентной среды, о которой сказал выше. Наверное, в том числе и поэтому смоляне оказывают мне доверие на выборах - потому что видят какие-то реальные дела.

- Какие вопросы ставят перед вами избиратели?

- Депутатский прием граждан провожу ежемесячно. Вопросы, которые перед нами ставят, берем в работу, помощники отчитываются каждый день. Много моментов, связанных с благоустройством территории, с уличным освещением, оборудованием контейнерных площадок. С УЖКХ, управляющими компаниями их решаем.

Вот на ул. Козлова, 3, дом постоянно подмывает. Этот вопрос держу на постоянном контроле. Ленинская администрация подключается. Ищем грунт, договариваемся в частном порядке, укрепляем склон.

Или долгострой во дворе ул. Николаева, 5; пр. Гагарина, 12, - там начали возводить оздоровительный комплекс, но так и не закончили. Люди, естественно, недовольны. Недавно мы организовали диалог между жильцами, инвестором. Люди говорят: мы изначально были против этой стройки, но коль уж нереально дать ей обратный ход, хотя бы достройте, сделайте благоустройство, чтобы мы себя нормально чувствовали. Разговор был достаточно напряженный, на повышенных тонах. Но разошлись мы конструктивно. Договорились, что, если застройщику нужна помощь, мы ее окажем. Естественно, интересы жильцов на первом плане.

Долгие годы бились над тем, как организовать проезд, как расставить знаки на ул. Дзержинского, 7, 9, возле 14-й школы и в прилегающем квартале. Наконец-то что-то сдвинулось с мертвой точки. По нашей совместной инициативе с жителями собралась городская комиссия, чтобы определиться с окончательным вариантом, который будет максимально удобным.

- Вы возглавляете комитет по экономическому развитию и инвестициям. Что было наиболее важным в его работе в этом году?

- 2015-й прошел под знаменем активизации привлечения инвестиций, внесены серьезные изменения в соответствующий раздел законодательства. На слуху многие проекты, которые сейчас рассматривают администрация и депутаты. Некоторые кажутся экзотическими: кофейное производство, выращивание осетров. Но нужно же с чего-то начинать. Тем более что многое уже реализовано, как, например, крупнейший в России комплекс по разведению кроликов. Если есть инвесторы, то почему бы не предоставить им возможность и площадки для их проектов? Что касается, например, разведения рыбы - условия для этого в Десногорском водохранилище благоприятные. Фирма известная, которая уже работает на этом рынке, ее продукция продается во многих элитных магазинах страны.

Конечно, в свое время Смоленская область многое в этом плане упустила. На протяжении долгого времени у нас была нестабильная политическая ситуация - губернаторы больше одного срока, по сути, никогда не работали. Срок пять лет - это не много. Сейчас налицо стабилизация, нет раздирающих регион внутриэлитных конфликтов. Среда стала более благоприятной для вложений капитала. Ведь инвестор не пойдет туда, где делят власть, где сегодня один руководитель, а завтра - другой, и неизвестно, как это скажется на бизнесе. Бизнес найдет место, где вложить деньги. Но если 10 - 15 лет назад власть решала, кто будет работать в регионе, то сейчас ситуация поменялась. Теперь уже бизнес выбирает, куда хочет пойти, и губернаторам приходится за них побороться.

- До сих пор в Смоленске, в отличие от районов области, крупные заводы только закрывались. Как думаете, проект индустриального парка «Феникс» будет успешным?

- Конечно, многие предприятия, работающие с советских времен, переживали определенные трудности, сейчас некоторые находятся в стадии банкротства. Наверное, в этой ситуации нельзя винить городские власти. Муниципалитету не всегда под силу серьезно поддержать реализацию масштабного инвестпроекта, недостаточно рычагов. Хотя городские власти не должны оставаться безучастными. Технопарк «Феникс» плотно курирует областная администрация. Думаю, что результат будет.

- В некоторых регионах в рамках оптимизации бюджетных расходов обрезают налоговые льготы. У нас же вводится новая – для сельхозпроизводителей, занятых выращиванием мясных пород крупного рогатого скота. Что об этом думаете?

- Если проект группы компаний «Мираторг», о котором идет речь, будет реализован, то платежи в бюджет сторицей покроют выпадающие доходы. Сейчас инвесторы предлагают свои условия вложения денег в регионе, апеллируя к опыту других регионов: если там им обещают какие-то преференции, которые они не получат здесь, то им выгоднее идти туда.

Но в каждом случае мы тщательно рассматриваем и оцениваем: это решение даст проблемы с наполнением бюджета или в перспективе «выстрелит» и мы получим серьезный экономический эффект в виде рабочих мест, других налогов и т. д.

- Что скажете по поводу экономической ситуации?

- Трудно оценивать какие-то перспективы, когда мы зависим от общей ситуации в экономике России. А на нее, увы, влияет цена нефти, упавшая со 100 долларов до 36. Некоторые эксперты говорят, что может быть еще ниже.

По Смоленской области итоговых данных за 2015 год еще нет - прогнозировался 1,5- и 3 процентный рост промышленности и ВРП. Видимо, на запланированные показатели не выйдем. На 2016 год рост не планируется: ожидается, что промышленность упадет примерно на 3 процента, ВРП останется таким же. Но «ноль» все же лучше, чем «минус».

Исходя из этого, бюджет сформирован в размере 34 млрд. рублей по доходам и расходам, он бездефицитный. Это установка федерального центра, который говорит, что хватит уже жить не по средствам, в этом плане кризис нас дисциплинирует. Будут поддерживаться те регионы, которые вписываются в федеральные нормативы. Тогда мы сможем рассчитывать на бюджетные кредиты под 0,1 процента вместо коммерческих под 15 процентов. По сути, это помощь федерального центра, хоть и называется кредитами.

- Бизнес акклиматизировался к трудностям?

- Смотря какой. Кто-то - да, кто-то находится в процессе. Естественно, бизнес реагирует намного оперативнее, чем бюджет. Что греха таить, власть всегда надеется на оптимистический сценарий, что бизнес устоит, что налоговые потоки не уменьшатся и в бюджет будут собраны запланированные средства. Но не всегда так получается.

Предприниматели реагируют более оперативно. Они оценили свои риски, возможности. Какие-то неэффективные предприятия не выдержали трудностей. Это, конечно, плохо, но с другой стороны, неэффективные компании - это бремя для экономики, все-таки экономика должна оздоравливаться.

Конечно, бизнесу тяжело. Кредиты дорогие - ресурсов для развития нет. Приходится сокращать издержки, продажи падают. Покупательский спрос со стороны населения намного ниже. Бизнес ужимается, ищет внутренние резервы, за счет которых можно удержаться в это время на плаву. Но, как говорят, санкции и кризис могут сослужить нам пользу. Очередные трудности – это толчок к интенсивному развитию. Будем надеяться, что это сработает как мотиватор и мы совершим рывок в предстоящем году.

СПРАВКА «РП»

Сергей Васильевич Маслаков родился в 1967 году. Избирался депутатом Смоленского городского Совета, в декабре 2007-го избран депутатом Смоленской областной Думы четвертого созыва. Работал в ней с 02.12.2007 по 01.01.2011, затем перешел на пост первого заместителя главы администрации Смоленска. 8 сентября 2013 года избран депутатом Смоленской областной Думы пятого созыва.








Загрузка комментариев...
Читайте также
28 минут назад
сегодня, 14:58
В соцсети сообщают, что байкера бил таксист.
сегодня, 14:17
Глава региона прокомментировал происходящее в Кардымовском р...
сегодня, 13:35
В преддверии национального Дня донора в России смоленские мо...
Новости партнеров