В Смоленской областной Думе идет активное обсуждение вопроса о размере зарплаты, которую с 2006 года будут получать депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления и служащие в муниципальных образованиях.
В соответствии с федеральным законодательством органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять размер и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих. Однако это правило справедливо лишь для самодостаточных муниципальных образований. Если район или поселение дотационные, размер оплаты труда должен определяться в соответствии с предельными нормативами, которые устанавливаются областным законом. Проект такого закона был в свое время разработан областным департаментом по вопросам местного самоуправления и государственной службы, но, как выяснилось, документ получился не до конца проработанным.
Все муниципальные районы и городские округа области в соответствии с законопроектом были разделены на пять групп в зависимости от численности населения, городские и сельские поселения - на десять групп. В зависимости от этой градации устанавливаются предельные нормативы должностных окладов. Так, например, должностной оклад главы муниципального района (или городского округа) варьируется от 75,8 процента базовой величины в муниципальном образовании с населением свыше 100 тысяч человек до 59,2 процента - в муниципальном образовании с населением до 13 тысяч человек. Должностной оклад главы городского или сельского поселения варьируется от 52,1 процента базовой величины для муниципального образования с населением свыше 30 тысяч человек до 28,4 процента - в муниципальных образованиях с населением до 100 человек. 100 процентов базовой величины - это должностной оклад губернатора.
Как выяснилось на заседании комитета Смоленской областной Думы по вопросам местного самоуправления, главы муниципальных районов одобрили идею некоторого ограничения полномочий глав поселений в вопросах назначения зарплаты, опасаясь - возможно, небезосновательно, - что те, не успев осмотреться, тут же назначат себе по-настоящему начальническое жалованье. Однако тут же выяснилось, что разработанный областным департаментом по вопросам местного самоуправления и государственной службы документ нисколько таким нездоровым фантазиям - в случае если они возникнут - не препятствует. Дело в том, что законопроект устанавливает предельные нормативы лишь должностного оклада, который является одной из частей денежного содержания лица, замещающего муниципальную должность. Помимо него, есть еще ежемесячные и иные дополнительные вы-платы (например, ежемесячная надбавка за особые условия работы), размер которых в данном случае ничем не ограничен.
Еще одной недоработкой оказалась предлагаемая областной администрацией поправка в закон «О муниципальных должностях и муниципальной службе», противоречащая приведенным выше положениям федерального закона. После ее принятия получилось бы, что предельными нормативами должны пользоваться все муниципальные образования Смоленской области, а не только дотационные. Понять авторов поправки можно: сейчас на дотациях из областного бюджета сидят все муниципальные образования области. Но нельзя же исключать, что однажды это положение все-таки изменится к лучшему!
Документы, связанные с зар-платой лиц, замещающих муниципальные должности, были отвергнуты профильным комитетом областной Думы. Фактически их придется переписать заново, тем более что и автора некачественных законопроектов уже нет - департамент по вопросам местного самоуправления и государственной службы не так давно был расформирован, а на его руинах возникла новая структура - департамент по вопросам административно-территориального устройства и развития местного самоуправления.