Анатолий АБРАМКИН:«Необходимость диалога политических сил мне представляется очевидной»

Политика

Будущий год будет богат политическими событиями и федерального, и областного масштаба. Так, например, нам впервые предстоит избрать депутатов Смоленской областной Думы по пропорциональной системе: одну половину - по партийным спискам, другую - по одномандатным округам. По мнению председателя Избирательной комиссии Смоленской области Анатолия Абрамкина, процедура, закрепленная в действующем избирательном законодательстве Смоленской области, чрезмерно сложна, но к законотворчеству в этой сфере нужно подходить очень серьезно.

- Анатолий Иванович, депутаты Смоленской областной Думы собираются вносить изменения в областное избирательное законодательство. Могли бы вы прокомментировать эти намерения?

- Еще в 2003 году, когда принимался закон о выборах депутатов Смоленской областной Думы, Избирательная комиссия предлагала отказаться от открытых партийных списков. Тогда нас не услышали, сейчас, спустя три года, к этому вопросу пришлось вернуться. Что такое открытый список? Это означает, что в избирательный бюллетень вносится весь партийный список и избиратель голосует не только за партию, но и за каждого, кто в него внесен. Мне уже тогда было очевидно, что провести выборы по таким правилам нереально. Если в выборах депутатов Смоленской областной Думы будут принимать участие 10 партий и каждая из них сформирует избирательный бюллетень, куда войдут по 36 кандидатов, какой будет размер избирательного бюллетеня, представляете? Избирательная комиссия предлагала сделать партийные списки закрытыми. По нашему мнению, Смоленскую область стоило бы разделить на три, скажем, территориальных округа, после чего предъявить избирателю, во-первых, первую тройку областного партийного списка каждой политической партии, участвующей в выборах, а во-вторых, территориальную часть партийного списка из восьми, скажем, кандидатов.

По нашей информации, в России было 11 субъектов Федерации, законодательство которых предусматривало проведение выборов депутатов законодательных органов с открытыми партийными списками. Прошли они в четырех регионах, и я принимал участие в подведении итогов именно такой избирательной кампании в Тверской области. Абсолютно все руководители региональных отделений политических партий заявили, что проведение выборов с открытыми партийными списками было ошибкой! Это слишком запутанная система, которая привела к тому, что девять процентов бюллетеней оказались испорчены. Выборы в Тверской области были в декабре, и с тех пор там полностью изменили избирательное законодательство - сделали партийные списки закрытыми, разделили их на территориальные группы. То есть пришли к тому, что Избирательная комиссия Смоленской области предлагала нашим депутатам три года назад.

- Если такие изменения в областной закон о выборах депутатов областной Думы будут внесены, что я, как избиратель, в результате увижу в бюллетене?

- Вы увидите название политической партии, фамилии трех ее областных лидеров плюс то ли весь территориальный список из восьми, например, фамилий, то ли его первую тройку - это как решат депутаты. Эти сведения помогут вам понять, стоит ли голосовать за эту партию. В зависимости от качества территориального списка политическая партия может заслужить доверие избирателей в одном округе, но лишиться его в другом.

- Когда нужно внести эти изменения для того, чтобы выборы проводились уже по новым правилам?

- До даты назначения выборов. Скорее всего, этой работой депутаты займутся после летних каникул. Есть и другие вопросы, которые будут, я думаю, выноситься на обсуждение: во-первых, о повышении барьера на региональных выборах до 7 процентов; во-вторых, об увеличении избирательного фонда для кандидатов-одномандатников. Сейчас он составляет 40 тысяч рублей, и этого, разумеется, недостаточно для проведения предвыборной кампании.

- И как председатель Избирательной комиссии Смоленской области относится к повышению барьера для политических партий до 7 процентов? Вам же известен масштаб деятельности смоленских региональных отделений…

- В свое время мы предлагали установить этот барьер на уровне 4 процентов, и такое решение, по нашему мнению, могло подстегнуть развитие партийной системы. Это было в 2003 году. Чтобы в Смоленской областной Думе были представлены различные группы населения и звучали различные точки зрения, барьер, как мне кажется, нужно либо все-таки опустить до 4 процентов, либо оставить на уровне 5 - так, как это записано в действующем законе. Если увеличить его до 7 процентов, проблемы неминуемы. Есть ведь и другое условие: нужно, чтобы победившие партии совокупно набрали 50 процентов голосов избирателей (на федеральных выборах три победившие партии должны совокупно набрать 60 процентов голосов). На выборах с 7-процентным барьером могут победить две партии, но половины голосов избирателей могут не набрать. В этом случае барьер будет понижен и в законодательное собрание пройдут представители других политических партий.

- В конце прошлого года руководитель ЦИК Александр Вешняков заявил, что избирательное законодательство полностью готово к федеральным выборам. Несмотря на это заявление, депутаты Государственной Думы за последние полгода внесли огромное количество принципиальных поправок, о которых можно сказать так: причины понятны, последствия - непредсказуемы. Такое положение вещей уже стало причиной разговоров о том, что Центральная избирательная комиссия лишилась возможности влиять на сферу своей компетенции. Что бы вы могли сказать по поводу такой трактовки событий?

- Избирательная комиссия законопослушна, мы исполняем законы, которые принимаются депутатами. Другое дело, что депутатам, готовящим поправки в избирательное законодательство, стоило бы консультироваться со специалистами Избирательной комиссии, а также с руководством других политических партий, пусть в настоящее время у них и нет большинства в парламенте. Вот, например, сейчас в Смоленской области возник вопрос о повышении избирательного барьера до 7 процентов. Почему не провести «круглый стол» руководителей региональных отделений политических партий, посвященный обсуждению этого предложения? Если мы говорим о демократических выборах, необходимость такого диалога мне представляется очевидной. Хватит уже жить чужим умом! Не надо равняться на другие регионы России - там другая обстановка, другая политическая ситуация. Повод для дискуссии есть, и что касается Избирательной комиссии Смоленской области, то у нас есть обоснованная точка зрения на этот вопрос, которую мы готовы изложить всем заинтересованным лицам.

- Сейчас в областной Думе пустуют три кресла. Нужно ли проводить дополнительные выборы депутатов в осиротевших округах?

- Закон о выборах депутатов областной Думы этого просто не позволяет, поскольку срок полномочий нынешних депутатов заканчивается меньше чем через год - 19 мая 2007 года.

- Когда состоятся выборы депутатов Смоленской областной Думы?

- Если выборы были назначены до 1 апреля 2005 года, новые должны проходить во второе воскресенье октября в год окончания полномочий законодательного собрания. Это 14 октября 2007 года, и депутатам Смоленской областной Думы еще предстоит продлить срок своих полномочий. Закон также говорит, что в случае, если в год окончания срока полномочий депутатов проходят выборы депутатов Государственной Думы, региональные выборы должны быть с ними совмещены. Так что, скорее всего, выборы депутатов Смоленской областной Думы состоятся 9 декабря 2007 года.








Загрузка комментариев...
Читайте также
42 минуты назад
Ориентировку на Нину Филипповну Харитонову из Руднянского ра...
сегодня, 20:08
С 25 по 31 марта в регионе проводилось оперативно-профилакти...
сегодня, 19:45
Губернатор сообщил, что в первом квартале 2024-го введена тр...
сегодня, 19:10
«Смоленскавтодор» сообщает, что дефекты возникли на путепров...
Новости партнеров