Что ждет областные финансы

Политика

О том, какие изменения ожидают финансовую сферу региона, рассказывает начальник областного департамента финансов, бюджета и госзаказа Игорь СКОБЕЛЕВ.

- Игорь Викторович, прежде чем перейти к ожидающим финансовую сферу области преобразованиям, расскажите, как исполняется областной бюджет-2006? Есть ли перспектива свести его дефицит

к нулю?

- Что касается исполнения бюджета за первое полугодие, то мы готовимся к рассмотрению этого вопроса на ближайшем пленарном заседании областной Думы. Можно сказать, что бюджет Смоленщины-2006 мы исполняем стабильно. Напомню, что на протяжении двух лет бюджетный дефицит полностью гасили. И в этом году как никогда рано - в мае - мы заявили главным распорядителям бюджетных средств, областным департаментам, что выделим им деньги в полном объеме. Таким образом, они имеют возможность реализовать все запланированные на этот год мероприятия. Проблем с финансированием бюджетных статей не будет.

В областную казну за первое полугодие поступило более 5 млрд. рублей, расходы составили около 4,5 млрд. рублей. Таким образом, мы перевыполнили план по поступлению и налоговых, и неналоговых доходов в областной бюджет - на 467 млн. рублей. Конечно, этот факт благоприятно сказывается на финансовом обеспечении всех взятых на себя областными властями социальных обязательств. С этого года мы в соответствии с федеральным законодательством перешли на замену ветеранам-льготникам натуральных льгот - кроме льгот по жилищно-коммунальным услугам - единой денежной выплатой (ЕДВ) и без проблем справляемся с этой важной социальной задачей. Областное руководство заявило о том, что поднимет в этом году зарплаты бюджетникам на столько, на сколько предложено федеральным уровнем, и никак не меньше: с 1 мая - на 15%, с 1 сентября - на 11%. Справляемся и с этой задачей. Мы полностью готовы к финансовому обеспечению второго этапа повышения зарплаты бюджетникам - с сентября. В этом году, как, впрочем, и в прошлом, и в позапрошлом, без напряжения для бюджета профинансировали выплату отпускных работникам образования.

На хорошее исполнение бюджета влияет и его казначейское исполнение, на котором мы находимся уже второй год. Тесное взаимодействие с казначейством позволяет нам находить финансовые ресурсы для выполнения стоящих перед областными властями задач. Следует также отметить, что регион получил финансовую помощь от Минфина.

Пока бюджет нынешнего года остается с дефицитом, но мы планируем его постепенно снизить, предложив депутатам областной Думы на сентябрьском заседании внести в главный финансовый документ области ряд поправок. Впрочем, они будут касаться не только вопроса погашения бюджетного дефицита, но и выполнения областным бюджетом различных социальных обязательств. Например, появилась возможность выделить больше средств на поддержку детей-сирот. Более подробно на этих поправках можно будет остановиться после их более детальной проработки, перед пленарным заседанием Думы.

В этом году, впервые по ходу исполнения бюджета, мы занимаемся финансовым контролем предпринимательской деятельности, которую ведут наши бюджетополучатели. На каждого из них открыты отдельные счета по их предпринимательской деятельности, и мы следим за развитием ситуации - на что и в каком объеме тратятся доходы от коммерческой деятельности. Это помогает нам выстраивать объективную стратегию их финансирования. Причем и данная сфера финансовой деятельности бюджетополучателей контролируется казначейством. Мы отслеживаем и финансовую сторону реализации национальных проектов. Областной бюджет выполняет все обязательства по их софинансированию перед федеральным бюджетом.

Как известно, с 1 января этого года на территории Смоленской области вступил в силу 131-й федеральный закон о местном самоуправлении, в соответствии с которым были организованы новые муниципальные образования - городские и сельские поселения. Мы понимали, что на начальном этапе исполнения этого закона, когда новым муниципальным образованиям передана часть функций, ранее закрепленных за районными властями, у «новичков» могут возникнуть проблемы с распределением бюджетных средств в рамках их новых полномочий. Чтобы этого не произошло, мы заранее финансируем муниципальные районы, на данный момент по сентябрь включительно, чтобы те могли управлять бюджетным процессом не только на своем уровне, но и помогать грамотно распоряжаться средствами своим коллегам - главам городских и сельских поселений. Кстати, на сентябрьском заседании облдумы мы предложим депутатскому корпусу по итогам исполнения бюджета за первое полугодие вариант распределения средств, зарезервированных для муниципальных образований. Это связано с необходимостью вмешательства в исполнение некоторых поселенческих и муниципальных бюджетов, чтобы не допустить срывов в реализации 131-го закона. По нашему мнению, для стабилизации ситуации в ряде поселений необходимо выделить дополнительные средства - как муниципальным районам, так и находящимся в них проблемным поселениям. Эти средства пойдут, в частности, на завершение работ по обеспечению противопожарной безопасности школ.

- Каким же будет бюджет Смоленщины на следующий год? Новаторским?

- Возможно. Если наши предложения будут поддержаны областной Думой, на что мы очень надеемся. В администрации идет активная работа по подготовке бюджета-2007. Вместе с ним мы планируем предоставить депутатам Думы перспективный финансовый план на три года. Таким образом, проектировка бюджета делается на три года вперед. Сейчас областная администрация прорабатывает основные параметры будущего главного финансового документа региона: доходы, расходы, возможный дефицит. Пока можно с уверенностью сказать, что администрация Смоленской области не допустит снижения размеров ЕДВ и всех других социальных выплат, обязательства по которым мы взяли на себя. Их индексация будет проведена как минимум в соответствии с официальным уровнем инфляции. Администрация приняла также решение о том, что на запланированное правительством в 2007 году увеличение зарплаты бюджетникам из областной казны будет выделен почти миллиард рублей. Таким образом, мы намерены повышать зарплату работникам бюджетных отраслей в том темпе, в каком это будет делать Федерация, как бы трудно нам ни было.

Если говорить об основных новациях следующего года, которые мы предложим на утверждение областному законодательному собранию, то планируется серьезная модернизация системы межбюджетных отношений. Областная администрация хотела бы заинтересовать муниципалитеты более активно работать как над пополнением доходной части районного бюджета, так и над оптимизацией расходов. Мы проводим консультации с муниципальными властями и депутатами облдумы. Думаю, наши инициативы будут поддержаны и главами районов, и областной Думой. Предусматривается закрепить размер фонда финансовой поддержки муниципальных районов - в зависимости от общей суммы плановых доходов консолидированного бюджета. Таким образом, старание всех муниципалитетов по наращиванию налоговых доходов будет приводить к увеличению указанного фонда финансовой помощи. Чем больше средств в нем будет, тем на более весомую поддержку смогут рассчитывать муниципальные власти.

Что касается поселений, то для этого уровня мы также предлагаем увеличить объемы ассигнований, чтобы местное самоуправление могло наиболее полно выполнять свои полномочия. Размер фонда финансовой поддержки поселений в 2007 году предполагается увеличить по сравнению с нынешним годом более чем в два раза. И его также планируется поставить в зависимость от роста налоговых доходов поселений. По нашему мнению, поселения должны будут расходовать средства из этого фонда на благоустройство территорий, содержание кладбищ, расчистку дорог в зимний период и т.д. По крайней мере, мы будем им это рекомендовать. Безусловно, освоение этих денег поселениями будет проходить под чутким контролем районных и областных властей.

Мы будем также предлагать областной Думе выделить в бюджете на будущий год отдельной строкой специальные средства, которые можно было бы направлять муниципальным образованиям, результативно управлявшим бюджетным процессом и районной экономикой в целом. Нами уже разработана система объективных критериев, по которым будет оцениваться ситуация в районах: снижение кредиторской задолженности, количество инвестиций, которые удалось привлечь в экономику района, рост среднемесячной зарплаты и т.д. Таким образом, каждый район сможет претендовать на поддержку из областного бюджета, адекватную своим усилиям по улучшению социально-экономической ситуации в муниципальном образовании.

Помимо этого, мы планируем применить систему так называемых дополнительных заданий по сбору районами налоговых платежей. Таким образом, у всех без исключения муниципалитетов, если нашу инициативу поддержит областная Дума, появится еще одна возможность получения бюджетных средств. Такие меры стимулирования роста доходной базы на местах успешно применяются в ряде субъектов РФ. Думаю, этот положительный опыт может быть применен и у нас.

Кстати, в рамках областной целевой программы реформирования финансовой системы региона мы приобрели компьютеры в каждое поселение. Большинство из них мы снабдили и программным обеспечением - под бюджетный процесс и его казначейское исполнение. Многие специалисты нашего департамента читали курсы лекций как районным финансистам, так и работающим на уровне поселений по всему бюджетному процессу. Таким образом, областным властям удалось избежать больших проблем, связанных с тем, что ряд руководителей новых муниципальных образований на первоначальном этапе введения на территории области 131-го федерального закона был недостаточно полно осведомлен в финансово-бюджетных вопросах. И главы районов и поселений поблагодарили нас за проведенную работу. Наши успехи в реализации указанной программы были оценены Минфином, в связи с этим получили значительные дополнительные средства из федерального бюджета. За счет их мы решили давно стоявшую на повестке дня проблему - установили во все наши областные учреждения, курируемые департаментами социального развития; образования, науки и молодежной политики; здравоохранения приборы учета потребления горячей воды и тепла. Это приведет к ощутимой экономии.

- Игорь Викторович, как обстоят дела с задолженностями областного бюджета по «автобусному» долгу?

- Важно отметить, что на данный момент нам удалось практически полностью ликвидировать кредиторскую задолженность областного бюджета. Одни долги нам удалось вернуть, по другим вопрос урегулирован на уровне Минфина. Что касается крупного долгового обязательства по погашению совместно с администрацией города Смоленска долга по автобусам, то в этом году мы собираемся выплатить второй транш. Однако пока платеж не производим. Почему? Дело в том, что в данном конкретном случае нам выгодно падение курса доллара, поскольку наш платеж зафиксирован именно в долларовом выражении и мы платим в рублях по курсу доллара. Как финансист, я считаю каждую копейку бюджетных средств, и чем больше доллар потеряет в весе, тем меньше область заплатит по данному долговому обязательству. Поэтому пока подождем.

В общем финансовая ситуация в регионе стабильна и находится под контролем областных властей.








Загрузка комментариев...
Читайте также
54 минуты назад
сегодня, 12:56
Григорий Кравцов, кавалер ордена «Родительская слава», отец ...
сегодня, 13:10
За ночь обстановка улучшилась в нескольких муниципалитетах.
Новости партнеров