Александр ГРИНКЕВИЧ: Законы заключены в оболочку, в которой им тесно

Политика

Александр Гринкевич, недавно занявший пост первого вице-губернатора, в последние годы работал мэром Гагарина и считается творцом местного экономического чуда. Он дал обозревателю «Рабочего пути» своё первое интервью в новом качестве.- Дежурный вопрос, Александр Анатольевич: что вас связывает с губернатором?

- С Сергеем Владимировичем Антуфьевым мы знакомы несколько десятков лет - ещё со времен совместной работы в комсомоле. Активно сотрудничали с ним в ходе различных предвыборных кампаний, был я и помощником депутата Госдумы Антуфьева. Он уделял много времени развитию Гагарина. Сегодня город стал флагманом промышленного, инвестиционного развития области, и добиться этого результата нам удалось в том числе и при его поддержке. Мне кажется, что мы примерно одинаково относимся к процессам, происходящим в регионе и стране в целом, чем, возможно, и объясняется предложение, которое он мне сделал. Я полагал и полагаю сейчас, что экономикой невозможно управлять только силами соответствующего департамента, пусть даже вице-губернатор курирует этот блок вопросов. Развитие экономики - это имущество региона, и земля, и его природные и трудовые ресурсы, и многое-многое другое. Убедившись, что сделанное губернатором предложение соответствует моему представлению о развитии экономики, я его принял.

- Вы говорили о том, что быстро вошли в курс дела. Значит ли это, что работа мэра не слишком отличается от забот первого вице-губернатора?

- В советские времена я работал первым секретарём горкома КПСС, потом - заместителем главы района, потом стал мэром районного центра. Мне кажется, что общий подход к решению проблем существует. Конечно, работа мэра отличается от того, чем я занимаюсь сейчас: она не меньше по объёму, но меньше по масштабу решаемых задач.

- Как губернатор определил вашу сферу деятельности?

- Согласно новой структуре в областной администрации будут сформированы две основные ветви: экономическая и социальная. Первую поручено курировать мне, при этом главная задача - увеличение доходов областного бюджета. Вторая будет тратить эти деньги на решение социальных вопросов, к числу которых отнесено и реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

- Два вице-губернатора пришли из органов местного самоуправления. По всей видимости, теперь областная администрация повернётся к муниципалитетам лицом?

- Мы планируем уделять особое внимание органам местного самоуправления, развитию экономики городов и сельских поселений. В подавляющем большинстве муниципальных образований - грамотные руководители, и именно там строятся новые предприятия, обрабатывается земля. Предполагается передать часть полномочий, сконцентрированных сейчас в руках областной администрации, на местный уровень, поскольку главы местного самоуправления могут лучше справиться с их решением.

- Определяя приоритетные задачи администрации, губернатор назвал в их числе налаживание тесных взаимоотношений с Белоруссией и необходимость участия в программах, финансируемых за счет бюджета Союзного государства. Ваш недавний визит к нашим соседям принёс результаты?

- Я побывал в Минской и Могилёвской областях и пришел к выводу, что налаживать конструктивное экономическое сотрудничество с Белоруссией необходимо. Не вижу особого смысла в попытках заместить на российском рынке белорусские товары, начав их производство в Смоленской области. Мне кажется, сегодня - особенно в приграничных районах - нужно действовать наоборот. Например, в нашем регионе хватает сельскохозяйственной земли, которую некому обрабатывать. Это тот резерв, где могут работать белорусы - со своей техникой, со своим семенным фондом, со своими специалистами. Что потеряет от такой кооперации Смоленщина? Ничего, поскольку расчеты с белорусскими предприятиями могут быть как финансовыми, так и натуральными - урожаем, другими видами продукции. Нам не хватает цемента, смоленские перерабатывающие предприятия нуждаются в поставках белорусского молока, и таких примеров предостаточно.

- А белорусы заинтересованы в обработке наших земель?

- Однозначно да, и такое сотрудничество уже обсуждается. За последние годы администрация области подписала ряд соглашений с белорусской стороной, но они не были наполнены конкретным содержанием. Уже сейчас мы занимаемся детальной проработкой всех этих вопросов.

- В последние два года заметно - на фоне других регионов ЦФО - снизились темпы социально-экономического развития Смоленской области. В чем вы видите причину этого процесса?

- На самом деле за последнее время в регионе произошли заметные перемены к лучшему: активно развиваются Ярцево, Сафоново и Гагарин, практически завершена работа над проектом цементного завода в Шумячах, согласовано с инвесторами строительство такого же завода в Глинке и так далее. Но вы верно упомянули о том, что на фоне других регионов ЦФО мы выглядим не лучшим образом - видимо, другие идут вперёд быстрее. У нас действительно нет крупных, знаковых проектов вроде завода Volkswagen, как в Калуге, но я уверен, что через 3 - 4 года регион будет насыщен пусть и не столь крупными, зато многочисленными и эффективно работающими предприятиями.

- Губернатор охарактеризовал вас как человека, совершившего инвестиционный прорыв в Гагарине. Что такого было у вас, чего не было на областном уровне?

- Мы создали первую в области промышленную зону - перевели в соответствующую категорию земельный участок, подвели коммуникации и так далее, выставили её описание в Интернете и вообще везде, где только было можно.

И у нас появились инвесторы! Примерно год мы проводили отбор инвестиционных проектов по полностью прозрачным критериям, заключали соглашения, где были детально прописаны обязанности инвестора и органов местного самоуправления. Эта практика себя полностью оправдала и будет внедряться на областном уровне. Достаточно сказать, что фанерный завод после ввода в строй станет крупнейшим в Европе деревообрабатывающим предприятием. С марта прошлого года по сегодняшний день там уже освоено два с лишним миллиарда рублей.

- Требует ли, по вашему мнению, существенных изменений областное инвестиционное законодательство?

- Законы, установленные в этой сфере в области, ненамного отличаются от законодательства других регионов. Другое дело, что порядок их применения чрезмерно сложен, законы заключены в оболочку, в которой им тесно. Мы намерены упростить все процедуры, связанные с представлением инвестиционных проектов, сделаем их полностью прозрачными, и преференции в части налогообложения станут доступны всем, у кого есть основания на них претендовать.

- На прошлой неделе «Рабочий путь» рассказал своим читателям о новой кадастровой оценке земли, которая может негативно отразиться на благосостоянии смолян. Можете ли вы подтвердить и опровергнуть эти опасения?

- Новая кадастровая оценка не введена в действие и ранее января 2009 года в силу не вступит. Есть немало примеров по всем районам, когда оценка земли увеличилась в 8 - 10 раз, и это вызвало опасение, что в той же степени увеличится налог на землю. Однако не надо забывать, что именно органы местного самоуправления имеют возможность регулировать размер земельного налога, снижая процентную ставку на землю того или иного назначения. Если они будут действовать адекватно, никаких социальных и экономических проблем возникнуть не должно. Поначалу у нас было опасение, что снижение ставки земельного налога может отразиться на размере субсидий и субвенций, которые регион получает из федерального бюджета. Однако оказалось, что сейчас этот показатель при расчете финансовой помощи субъектам Федерации не учитывается. Взаимоотношения с муниципальными образованиями будут выстраиваться в зависимости от того, насколько грамотно они распорядились своей землёй. При расчете доходной части муниципальных бюджетов на будущий год мы будем исходить из того, что уменьшиться по сравнению с 2008-м она не должна, как не должна и в разы увеличиться. Кроме того, мы предложили руководителям местного самоуправления представить предложения по корректировке кадастровой оценки земли, если у них таковые имеются.

- Кадастровая оценка земли отражается на инвестиционной привлекательности региона?

- Во всех регионах ЦФО она примерно одинаковая. Мы рекомендовали органам местного самоуправления не устанавливать 100-процентную ставку земельного налога, чтобы не ущемить интересы инвесторов.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров