«Нелюдь». История смолянина, убившего маму

Новости

..На скамье подсудимых сидел щуплый парень лет тридцати, а жалости к нему у присутствующих в зале судебных заседаний не было. Даже у адвоката молодого человека, обвиняемого в разбое, не возникло чувства сострадания к «подопечному», чьи интересы он по закону был вынужден защищать.

Есть преступления, у которых нет срока давности... На скамье подсудимых находился затравленный зверь, в марте 2002 года зарезавший мать. Такой чудовищный умысел он носил в себе многие годы...

«Гони мобильник и 200 тысяч!»

Смоленский район, д. Дрюцк. 26 июля 2017 года.

Юргас Буткевичус попался по глупости. Позарился на дорогую вещь, позавидовав чужой, в отличие от его хромой судьбины, обеспеченной жизни. Толик Хомченко давно мозолил ему глаза - веселый, добродушный парень. Все ему дается легко...

25 июля 2017 года Буткевичус напился. С каждым стаканом самогонки Юргас креп в уверенности, что наказать зарвавшегося, по его понятиям, везунчика надо. Дождался, когда стемнеет, да и пошел «на дело».

Постучался как ни в чем не бывало в дверь Хомченко. Тот, несмотря на поздний час, открыл...

Юргас с порога набросился на мужчину с ножом. Толик пытался защититься и схватился за лезвие голыми руками. Брызнула кровь. Хомченко понял: намерения у ночного гостя страшные. Подавив сопротивление жертвы, Буткевичус потребовал у Анатолия сотовый  телефон. Хомченко всерьез опасался за свою жизнь. Буткевичус сунул мобильник в карман и ухмыльнулся: «А теперь гони 200 тысяч. Я знаю, у тебя есть...» «Нет у меня денег!» - выкрикнул до смерти перепуганный Толик. «Сейчас будут», - Юргас несколько раз ударил Хомченко по лицу рукоятью ножа.

Анатолий осознал непреложную истину: спасение утопающих - дело рук самих утопающих и, изловчившись, подставил грабителю подножку. Противник потерял  равновесие, упал. И, воспользовавшись случаем, Хомченко выскочил из квартиры...

Юргаса Буткевичуса взяли под стражу в тот же день. Ночному грабителю предъявили обвинение в совершении преступления по ч.2 ст. 162 УК РФ - разбой. В ходе следствия выяснится, что Буткевичус не просто опасный рецидивист. Он изгой и отступник, зверски убивший свою мать. И на то у него были особые причины...

«Ты заплатишь за все...»

Юргас родился в неблагополучной семье. «Господи, это не дом, а рассадник насекомых  какой-то! Тараканы через забор ползут. Заглянешь в окно - жуть берет: живой «ковер» на полу шевелится. Все пропивает, а еще... многодетная мать!» - жаловались соседи на непутевую Мирдзу Буткене, мамашу шестерых детей.

Эта женщина, которая вела разгульный образ жизни и пила по-черному, неоднократно попадала в поле зрения правоохранительных органов. В 1994 году Мирдзу лишили родительских прав. Так девятилетний Юргас оказался на казенных хлебах в Ярцевском специализированном интернате.

Он вырос затравленным волчонком, не зная, что такое любовь. Вечно получал от старших  товарищей тычки и затрещины. В его обозленном на весь мир сердце зрело только одно  чувство - неистребимая ненависть к матери.

«Ты заплатишь за все, - стонал по ночам Юргас, впиваясь ногтями в подушку. - Вырасту и  отомщу...» В воспаленном мозгу Юргаса возникали чудовищные картины жестокой расправы над родным по крови человеком. Самым близким, но совершенно равнодушным к своему сыну и братьям-сестрам Буткевичуса. До Юргаса дошли слухи, что Мирдза Буткене окончательно опустилась и спилась.

Время шло. Юргас выучился в ПТУ и в 2000 году вернулся в Дрюцк к матери. Все равно жить ему было негде...

...Молодой человек медленно ковылял по тропинке к дому, в котором прошли его детские годы. Сколько слез было пролито здесь, сколько унижений ему довелось испытать! У Юргаса невольно сжимались кулаки.

Забор покосился и почернел, дверь в щелястую хибару распахнута настежь. Буткевичус без стука вошел в жилье. Стучаться не имело смысла - пьяная мать лежала на полу. Сил добраться до койки у нее, как всегда, не осталось. Опухшее ненавистное лицо, нечесаные патлы седых волос...

Женщина открыла глаза: «Юргас, сыночек... Лихо мне». 19-летний юноша пнул старуху  ногой: «Вставай, дрянь. Начинается новая жизнь. Теперь ты забудешь, что такое покой!..» Впрочем, другой жизни Мирдза не знала. Пила, как и раньше, но отныне зуботычины доставались уже ей - сын щедро платил за свою загубленную жизнь. Работу он так и не смог найти, время было трудное. Перебивался случайными заработками и, если удавалось принести в дом копейку, проматывал «трудовые» с такими же отщепенцами и горемыками, каким он и был сам.

И о матери не забывал - стакан беспутной Мирдзы не пустовал. Юргас знал: если мамаша не выпьет, начнет ныть и канючить, упрекать в том, что родила его: «Присосался ко мне как клещ!.. Женись и вали отсюда!»

И с каждым упреком Мирдзы росла злоба Юргаса, наливались ядом гроздья сыновнего гнева. 20 марта 2002 года Буткевичус пригласил в гости товарища, Евгения Клочкова. Только сели за стол - тут и мать «нарисовалась». Пришлось налить и ей. Засиделись допоздна. Клочков остался у них ночевать, однако Юргасу не спалось. Парень встал,  вышел за околицу... Вязкий мартовский туман, повисший над Дрюцком, бередил незажившие раны души осиротевшего при живой матери молодого человека.  

«Убью тебя, убью!» - шептал он. И вдруг с кристально четкой ясностью осознал: он сделает это сегодня. Сейчас!

Буткевичус вернулся домой, растолкал мать: «Вставай, нужно поговорить». Она промычала что-то невнятное, но сын заставил ее одеться. Взял за шкирку и потащил по раскисшей проталинке в направлении деревни Сож. У зарослей кустарника встал как вкопанный, осмотрелся. «Стой, пришли...» Женщина с явным недоумением пялилась на сына. «Сейчас ты получишь за все!» - Юргас выхватил из кармана нож и трижды ударил мать в поясницу. Мирдза хотела закричать - от нестерпимой боли перехватило дыхание. Сын снова замахнулся ножом - тот соскользнул,  оцарапав темя. Взбешенный, он схватил женщину за плечи, развернул лицом к себе и перерезал ей горло. Мирдза медленно осела на талый снег, уткнувшись в лужу лицом. Буткевичус, покачиваясь, выбрался из зарослей...

Гость еще мирно спал. На вопрос Клочкова, куда подевалась старуха, Юргас спокойно ответил: «Лежит в кустах. Я зарезал ее». Он опрокинул стопку, завернул кухонный нож в газету и направился в сторону Рославльского шоссе. Евгений поплелся за ним следом. Он видел: Юргас выбросил нож в овраг.

24 марта 2002 года Буткевичус среди ночи пришел к участковому инспектору и признался в убийстве матери. На вопрос инспектора, зачем он это сделал, Юргас равнодушно ответил: «А надоела она мне...»

Выдержка из протокола осмотра места происшествия: «В лесополосе, находящейся около деревни Дрюцк Смоленского района, обнаружен труп Мирдзы Буткене с телесными повреждениями в правой теменной области головы, тремя колото-резаными ранами поясницы и раной на шее. Причина смерти потерпевшей - резаная рана шеи с иссечением хрящей гортани и крупных кровеносных сосудов».

По заключению судебно-психиатрической экспертизы, «Юргас Буткевичус находился в состоянии эмоционального возбуждения, не доходящего до степени физиологического  аффекта, на фоне алкогольного опьянения. По своему психическому состоянию Буткевичус нуждается в принудительном амбулаторном наблюдении и лечении у психиатра. У подэкспертного выявлены «последствия органического поражения головного мозга неуточненной природы с нерезко выраженным интеллектуально-мнестическим снижением и психопатоподобными расстройствами».

Однако выявленные у 19-летнего Юргаса патологии не были столь серьезны, чтобы убийца смог избежать реального наказания.

16 декабря 2002 года суд приговорил Буткевичуса к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии  строгого режима. Находясь за колючей проволокой, Юргас не чтил Уголовный кодекс: и ему накинули срок за угрозу убийством, незаконное проникновение в жилище и грабеж, лишив этого озлобленного на весь мир человека права на условно-досрочное освобождение.

29 апреля 2016 года Юргас вышел на свободу. Не пройдет и одиннадцати месяцев, как он снова решится на грабеж... Признание вины, раскаяние и активная помощь следствию...  Комиссия судебно-психиатрических экспертов поставит Буткевичусу новый диагноз: «диссоциальное расстройство личности». Однако степень психического расстройства не настолько сильна, чтобы избавить подсудимого от реального срока... Вердикт суда однозначный: «Вменяем!»

У Юргаса был шанс стать человеком. Но он этим шансом не воспользовался.

- 18 октября 2017 года суд признал Юргаса Буткевичуса виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2. ст. 162 УК РФ (разбой с применением предмета, используемого в качестве оружия, - срок лишения свободы до 10 лет со штрафом), и назначил ему наказание - шесть лет в исправительной колонии особого режима, -  пояснила заместитель прокурора Смоленского района Смоленской области  Ирина Ермакова.

Заявленный потерпевшим гражданский иск - нанесение материального ущерба на сумму  5 247 рублей - подлежит возмещению в полном объеме.

Имена и фамилии действующих лиц из этических соображений изменены.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров