Смоленский следователь раскрыл подробности банковской аферы

Новости

Кабинет следователя по особо важным делам следственного управления УМВД России по Смоленской области Никиты Филимонова заполнен картонными коробками. В них - тысячи документов, требующих тщательного сопоставления и анализа. Возможно, для раскрытия преступления нужен всего один из них, но чтобы его найти, необходимо «прошерстить» тонны «бухгалтерской руды».

Сюда, к полицейским следователям, занимающимся раскрытием самых резонансных и запутанных преступлений, поступают «дела», насчитывающие много эпизодов противозаконной деятельности отдельных лиц, а потому требующие особого подхода к расследованию. В этом кабинете поставлена не одна окончательная «точка» в деятельности организованных преступных сообществ, на счету которых – миллионы украденных в госбюджете рублей.

Принцип: «Было - ваше, стало - наше» не пройдет!

- Никита Леонидович, какие преступления экономической направленности вам чаще всего приходится расследовать?

- Самые разные, начиная от незаконной предпринимательской деятельности, присвоения чужих средств, превышения должностных полномочий, всевозможных нарушений в банковской сфере, заканчивая мошенничествами в особо крупных размерах, когда «гонорары» преступников измеряются в миллионных суммах. Например, еще распутывается клубок преступлений по Россельхозбанку, было много работы в отношении Смоленского Банка, где имели свои счета бизнесмены и крупнейшие строительные организации. … В настоящее время ведется расследование по хищению государственных бюджетных денег, выделенных на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса «Юбилейный».

Обворовали свой же банк?

- Почему расследование дела по Россельхозбанку затянулось на несколько лет?

- Начиная с 2008 года это учреждение, кстати, со 100-процентным государственным участием, кредитовало холдинг компаний «Тасис-Агро», на то время являвшийся самым крупным аграрным комплексом на территории Смоленской области. Это был целый ряд крупных предприятий, включавших в себя не только животноводческий комплекс в Сычевском районе, но и ряд молокоперерабатывающих предприятий в других муниципалитетах региона. В итоге «Тасис-Агро» погряз в долгах, сумма которых превысила 5 млрд рублей. То есть, не имея возможности вернуть предыдущий заем, руководство холдинга брало новый, чтобы как-то исправить положение. Для разрешения ситуации из Москвы прибыл некий господин Коробов, ставший неформальным лидером Смоленского РФ РСХБ и контролировавший весь кредитный процесс регионального филиала банка.

Но проблемы он не решил, под его руководством продолжилась выдача заведомо невозвратных кредитов фирмам, не занимавшимся никакой коммерческой деятельностью. Итог оказался печален. Господин Коробов совместно с иными лицами, уголовные дела в отношении которых в данное время рассматривается судами, таким образом похитил порядка 400 млн рублей. Все это было доказано следствием, поэтому суд вынес решение, согласно которому этот «топ-менеджер» получил шестилетний срок заключения. А суд полностью удовлетворил гражданский иск о возмещении причиненного им государству ущерба.

- В чем была сложность этого «дела»?

- В том, что к тому моменту, как я его принял, оно было в производстве у другого следователя уже больше года. Представьте себе более 30 объемных томов документов. Чтобы просто прочитать и понять их, и то надо не менее двух недель. Суть в том, что материалы, с которыми я ознакомился, свидетельствовали, что банк давал заведомо невозвратные кредиты фирмам-однодневкам, созданным для совершения нелегальных финансовых операций крупного аграрного холдинга предприятий на территории Смоленской области, среди которых эти деньги бесследно распылялись. Оформлялись фирмы на асоциальных лиц (наркоманы, алкоголики, бомжи), предоставлялись подложные документы. В конечном счете каждая из фирм получила по 120 млн рублей. Представьте себе, в банк за кредитом обратился нормальный человек. Он же ни рубля не получит, пока его со всех сторон не проверят. А тут - почти полмиллиарда рублей дали. То есть ситуация оказалась упрощенной до предела и выглядела так: некий руководитель некой фирмы отдал в банк пакет документов, а Коробов, как один из руководителей кредитного учреждения, достоверно зная, что эти документы содержат ложную информацию, пролоббировал интересы подставной фирмы в выдаче кредита. В общем, кредитование шло некачественно, фактически без залоговой базы.

- Почему, ведь база у «Тасис-Агро» была хорошая?

- Помещения, технику, оборудование холдинг в залог не отдавал. Банк, по взаимному умолчанию, принимал неликвидные земельные участки сельхозназначения, находящиеся в Сычевском районе. Но по подложным документам это были земли, предназначенные под ИЖС, что автоматически на несколько порядков увеличивало их стоимость.

Судьба этого животноводческого комплекса оказалась печальной. Его обанкротили, распродали имущество. Молокоперерабатывающие заводы «уходили с молотка» по цене не более 100 тыс. рублей. К тому моменту, как началось следствие, предприятия практически не существовало. И все равно холдинг продолжал кредитоваться. Как залоговую базу выставлял долги. Например, невозвратная дебиторская задолженность одного из заводов была около 700 млн рублей. Фигуранты вписывали этот долг в стоимость имущества. Дескать, взыщем, положим на счет - и будет столько стоить. Работники банка прекрасно знали эту схему и подыгрывали, чтобы вывести деньги из своего финансово-кредитного учреждения. А дальше - все как всегда…

- Когда вы увидели список действующих лиц, среди которых были очень громкие фамилии, плохо не стало?

- Нет, плохо стало от того, что требовались срочные меры, чтобы как можно быстрее изобличить преступников и передать «дело» в суд. А если бояться громких фамилий, то за те «дела», которые мы ведем, лучше вообще не браться. Главное - все делать по закону. В этом расследовании наилучшим образом показали себя оперативные работники центрального аппарата УЭБиПК УМВД России по Смоленской области и работники прокуратуры, поддержавшие выбранное направление расследования уголовного дела и обвинение в суде. Можно отметить, что слаженность и согласованность действий следствия, оперативной службы и прокуратуры в данном случае привели к достижению положительного результата. Все делалось быстро, качественно и профессионально, поэтому суд рассмотрел дело и вынес свой вердикт буквально за год. При этом в настоящее время расследование преступной деятельности, связанной с незаконным кредитованием Смоленским РФ РСХБ деятельности фирм, связанных с «Тасис-Агро», продолжается.

Бывает страшно за родных…

- Приходится ли во время расследования сложных дел сталкиваться с обращениями к вам «договориться по-хорошему», с угрозами расправы, попытками оказать психологическое или физическое воздействие?

- Да, такие моменты бывают. Но тут все зависит от личностных качеств самого следователя, от его принципиальной позиции. Иногда становится страшно за родных, потому что понимаешь, с какими людьми приходится работать. Но, повторяю, главное - ни на шаг не отступать от закона и не идти ни у кого на поводу. Следователь должен быть фигурой - независимой во всех отношениях, иметь свою позицию по находящемуся у него в производстве уголовному делу, должен быть готов аргументировано отстаивать ее и, самое главное, не бояться принимать сложные процессуальные решения, от которых зависят судьбы людей. Хотя бы для того, чтобы найти истину и соблюсти принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Фото: amazonaws.com








Загрузка комментариев...
Читайте также
26 минут назад
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
51 минуту назад
сегодня, 20:48
Мероприятие реализуется в рамках федерального проекта «Профессионалитет»....
сегодня, 19:54
Объявление в интернете о покупке билетов оказалось уловкой жуликов....
Новости партнеров