Громовая башня: перезагрузка

Новости

«РП» уже сообщал, что недавно в Громовой башне, переданной Российскому военно-историческому обществу, была открыта новая экспозиция, посвященная истории XVII века. Корреспондент «РП» в сопровождении Михаила Хейсина, руководителя преобразившегося музея, отправился разузнать подробности.

Перемены знаменуют уже выложенные брусчаткой подступы к зданию и выбитый на граните план стены. Здесь же новая информационная стела в стиле системы городской навигации, установленной в Смоленске к 1150-летнему юбилею. Сразу оговорюсь, что увиденное внутри расходится с традиционными представлениями о музейном деле. Подрастающему поколению, которому как раз и стоит поближе познакомиться с историей родного города, только дай «пообщаться» с, как сейчас говорят, девайсами - их здесь после реэкспозиции немало. И статике «застекленных» раритетов они предпочитают динамику интерактивного действия, когда сам становишься деятельным участником процесса познания. Характерный для многих древлехранилищ подход «не дышите на шедевр» - теперь это точно не про Громовую.

За тяжелой деревянной дверью «под старину» окунаешься в симбиоз истории и современности; на мой взгляд, достаточно гармоничный. На первом ярусе установлена 360-градусная стойка с книгами и сувенирами. Михаил Давыдович говорит, что есть задумка превратить киоск в один из основных центров по реализации краеведческой литературы и периодики, чтобы все выходящие в свет издания о Смоленщине были доступны в одном месте. На стенах – предваряющие экспозицию ненавязчивые современные «панно», вводящие в тему... Везде установлен новый музейный свет. Такого света пока еще не было ни в одном смоленском музее. А от него ведь многое зависит в восприятии музейных экспонатов. Кстати, восстановлена подсветка и самого шатра.

Переоборудование производилось в соответствии с учетом требований подобных объектов и особенностей архитектуры. Как-никак речь идет об объекте культурного наследия федерального значения. Что до внешнего вида башни, он ждет своей очереди - проект реставрации сейчас готовится. В большей степени она коснется шатрового покрытия, которое прослужило около 40 лет, и наружных стен, повидавших на своем веку не одну войну. Планируется, что строительные работы начнутся весной.

- Хотя наш музей и небольшой – чуть более 700 квадратных метров музейных площадей, здесь внедрены отдельные технологии, которых в других подобных учреждениях Смоленска нет, - не без гордости констатирует Михаил Давыдович. – Как мы уже отмечали, внутреннее пространство Громовой наполнено современными мультимедийными технологиями. На сенсорных экранах можно найти информацию об устройстве Смоленской крепостной стены, биографии зодчего Ф. С. Коня, воеводы М. Б. Шеина, прочий интересный материал. Для индивидуальных путешественников проводником в Средневековье станет аудиогид. Сейчас профессиональные актеры записали на русском языке 35 минут информации. Часть рассказа стилизована под XVII век, идет от лица Федора Коня, часть - царя Алексея Михайловича. Планируется и «дубль» на английском языке - был такой запрос от посетителей. Ну и «изюминка» экспозиции - VR-очки (очки виртуальной реальности), позволяющие визуализировать исторические события, окунуться в атмосферу Средневековья. Надеваешь устройство – и оказываешься внутри компании одетых в красные кафтаны стрельцов, вооруженных мушкетами. Детям такое особенно нравится. Музейщики хотят со временем добавить и другие сюжеты. Вообще новое оборудование – стильные витрины и стеллажи – позволяет представить историческую информацию в более современном формате.

На втором ярусе, экспозиция которого рассказывает о строительстве стены, «гвоздь программы» - макет города, или, как говорят, объемная инсталляция. Воссозданный московскими мастерами на основании средневековых гравюр облик Смоленска начала XVII века. По нажатию кнопки в окнах изб загораются огни, из труб валит дым. Плывет колокольный звон.

Таким могло быть утро средневекового города, мирное течение жизни которого прервалось в сентябре 1609 года, всего через семь лет после окончания строительства крепостной стены.

Громовая считается одной из самых красивых башен «Ожерелья земли русской». Но в осаду XVII века она не сыграла большой роли.

- Почему поляки предпочли идти на штурм через буераки, карабкаясь по крутым откосам с востока и запада, если с юга есть пологий участок с удобным доступом к стене?

- Ответ на этот вопрос дает один из вариантов названия башни - Топинская. Когда-то перед башней была большая болотина.

Третий ярус посвящен событиям осады и последующим попыткам московских царей вернуть Смоленск в состав Российского государства. Здесь самые зрелищные экспонаты - доспехи одного польского и трех русских воинов. Эти реплики выполнены насколько возможно точно – реконструкторы подходят очень бережно к таким вещам. Например, в кафтанах стрельцов швы выполнены вручную. Среди «обитателей» этажа – польский летучий гусар с одним крылом (оказывается, были такие, хотя в исторических фильмах чаще встречается «парный» вариант). Помимо психологического эффекта – можно представить ощущение противника, на которого несется крылатая конница, у этих «аксессуаров» было и прикладное значение: они защищали от ударов сзади.

Здесь на одном из тачскринов можно, например, пройти тест на знание исторической терминологии и обогатить свой лексикон. Куяк - это доспех из металлических платин, тарч - разновидность щита, совмещенного с колющим оружием (его можно увидеть в росписи на лестнице), юшман - кольчужная рубашка, челдар - конская броня...

В экспозиции представлены предметы быта и оружие из фондов музеев и частных коллекций, а также вновь выявленные в центральных архивах документы, чертежи и планы крепостной стены и ее башен. Все это - множество элементов, которые помогают сложить в представлении экскурсанта полный «паззл».

- Наша экспозиция постоянно пополняется и расширяется, - говорит Михаил Хейсин. – У нас представлены предметы их трех собраний. Часть - из Смоленского музея-заповедника, в том числе это экспонаты, связанные со строительством стены. Из московского музея РВИО – предметы обихода (украшения, канцелярские принадлежности и т. д.). А доспехи - в том числе из Тульского городского молодежного клуба исторической реконструкции и фехтования.

Но главным объектом показа в этом музее, несомненно, является сама Громовая, ее уникальные интерьеры. Смоляне-то привыкли карабкаться по узким проходам с крутыми ступенями в стенах, пригибая голову. Для приезжих же из других городов это новый опыт и одна из немногих возможностей посетить стену с соблюдением мер предосторожности - держась за поручень, передвигаясь по освещенным коридорам и т. п.

На верхний ярус экскурсанты поднимаются, чтобы посмотреть окружающую панораму и познакомиться с особенностями средневековой фортификации. Например, увидеть изнутри машикули - навесные бойницы. В общем, созданная в начале эпохи огнестрельного оружия крепость была спроектирована и построена так, что и через 200 лет, в 1812 году, имела важное военное значение. Толстенные стены, скругленные башни в ключевых местах и шатровая кровля, по которым ядра «скользили». А длина прясел такова, чтобы не оставалось «слепой зоны» - все пространство простреливалось из лука или, допустим, пищали.

Здесь планируется проводить различные тематические мероприятия. С наступлением теплых дней возобновятся представления смоленских реконструкторов под шатром и около башни, как это было раньше.

Кроме того, тут можно проводить, например, собрания краеведов. Вообще неплохо было бы сделать музей центром консолидации краеведческого сообщества, предлагаю я. Михаил Давыдович говорит, что такая мысль ему тоже приходила. Помимо горизонтальной поверхности, на которой может разместиться около 100 зрителей, у работников музея есть задумки, как использовать высоченное «подкупольное» пространство. Но о подробностях не распространяются - все будет зависеть от финансирования. А пока посетители в завершение экскурсии имеют возможность пройтись по пряслу - единственной части стены, официально отведенной и оборудованной для осмотра.

На церемонии открытия в сентябре говорили, что обновление экспозиции в Громовой - первый шаг Российского военно-исторического общества по сохранению и постепенному вводу в использование других сохранившихся башен и прясел стены. Кажется, то, о чем многие десятилетия приходилось только мечтать, переходит в практическую плоскость.

* * *

Так совпало, что наш поход в Громовую состоялся в преддверии Дня народного единства, который отмечается 4 ноября. Эта дата связана с изгнанием поляков - интервентов из Москвы ополчением Минина и Пожарского в 1612 году, знаменовавшим окончание Смуты XVII века. В длинной цепочке предшествовавших ему событий далеко не последнюю роль сыграла Смоленская крепостная стена, которую интервенты пытались взять на протяжении 20 месяцев. Та осада стала символом мужества и стойкости россиян и имела огромный психологический эффект в подъеме патриотического движения.


Автор: Николай Медведев







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров