Казначейство: новые подходы для повышения эффективности

Новости

В системе государственных финансов России органы Федерального казначейства - ключевое звено. На фоне экономических сложностей его роль возрастает, а функционал расширяется. Это не только регулирование денежных потоков и проведение операций со средствами казны, но и проверка эффективности их расходования.

Сегодня ведомство становится своеобразным центром, контролирующим многие аспекты бюджетного процесса. Руководитель УФК по Смоленской области Михаил Голубев рассказал «Рабочему пути» про клиентоориентированность казначейства, передачу ему надзорных функций, введение контроля за фактическим исполнением условий госконтрактов.

Расширение функционала

- Михаил Евгеньевич, в 2016 году на территориальные органы Федерального казначейства возложена новая функция – организация казначейского сопровождения госконтрактов. Расскажите о ней подробнее.

- Сейчас на первый план выходят задачи по выявлению и мобилизации внутренних резервов бюджетной системы, повышению эффективности и результативности расходов казны. Механизм казначейского сопровождения госконтрактов - один из новых инструментов. Пока он касается закупок на сумму более 100 млн. рублей, если имеются авансовые платежи, а также ряда других социально значимых случаев. Управление осуществляет казначейское сопровождение по 43 лицевым счетам неучастников бюджетного процесса, таких как АО «Авангард», ООО «Вяземский льнокомбинат», АО «Смоленский авиационный завод» и ряда других.

В перспективе механизм казначейского сопровождения будет внедряться шире. А по отдельным программам казначеи будут проверять фактическое выполнение контракта - поставку товаров, выполнение работ и услуг с выездом не место.

- В начале 2016 года полномочия Федерального казначейства расширились, ему по указу президента передали часть функций упраздненного Росфиннадзора. Не ослабла ли бюджетная дисциплина во время этих преобразований?

- Как вы отметили, казначейству переданы функции государственного финансового контроля. Считаю это логичным: казначейство обладает значительным массивом первичной информации о совершенных операциях по кассовому исполнению бюджета. Благодаря профессионализму наших сотрудников этот переход состоялся плавно. Причем, судя по цифрам, эффективность проверок только выросла. Так, с начала 2016 года Управлением проведено 51 контрольное мероприятие, охватившее объем средств в 21,9 млрд. рублей.

Выявлено нарушений на 1,4 млрд. рублей (6,4% от проверенных сумм). В том числе в отношении 425,5 млн. - не соблюдалось бюджетное законодательство; 165,2 млн. – использовано неэффективно; 3,7 млн. - с нарушением порядка ведения учета, представления отчетности; 0,6 млн. - т. н. «нецелевка». По результатам этой работы руководителям организаций направлено семь предписаний, 11 представлений по устранению выявленных нарушений и возмещению ущерба; 23 материала передано в правоохранительные органы, по ним возбуждено одно уголовное дело. За 2016 год составлено семь протоколов об административных правонарушениях на должностных лиц, три из них - за нарушение порядка представления бюджетной отчетности, один – за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств, три – за уклонение от исполнения административного наказания. Общая сумма наложенных штрафов - 50 тыс. рублей.

Но найти нарушение - не самоцель для нас. Гораздо важнее выявить «узкие места», выяснить, в какой части требует совершенствования нормативная база. Чтобы добиться максимальной эффективности этой работы, контрольная комиссия Управления анализирует результаты всех проверок. На ее заседания приглашаются в том числе и представители инспектируемых организаций, которые вправе донести свою точку зрения и возражения, если они есть. В ближайшее время будут разработаны стандарты, чтобы сделать все процедуры проверок максимально прозрачными и понятными для объектов контроля. Казначейство должно стать помощником и своеобразным финансовым консультантом для проверяемых организаций, чтобы предотвратить нарушения в финансово-бюджетной сфере.

Переход в электронный формат

- С 2015 года Управление занимается внедрением в практическую работу всеобъемлющей системы управления общественными финансами - ГИИС «электронный бюджет». Предполагается, что это позволит сделать открытым не только результат финансово-хозяйственной деятельности учреждений, но и сам процесс принятия решения. Как обстоят дела на этом направлении?

- Добавлю, что внедрение «Электронного бюджета» преследует цель не только сделать доступными широкому кругу пользователей отчетные данные, проекты, прогнозы и т. п., но и дать понять гражданам саму логику принятия решений. Создаваемая система свяжет финансовую информацию с конечными результатами деятельности органов власти, обеспечит переход от локальных систем каждого учреждения к использованию так называемых «облачных технологий», которые создают общее информационное пространство для всех участников бюджетного процесса.

Так вот, по состоянию на 1 декабря этого года, в Сводный реестр в Смоленской области включено 100% организаций - участников бюджетного процесса, а также юрлиц, не являющихся таковыми, подлежащих внесению в эту систему. Это 2 030 госорганов, учреждений и т. д., в т. ч. 201 - федерального уровня, 339 - областного и 1 490 - муниципального. Во взаимодействии с финансовыми органами Смоленской области проведена необходимая работа, которая позволяет организациям своевременно пройти перерегистрацию в Единой информационной системе в сфере закупок, а всем заинтересованным пользователям сайта госзакупок получить информацию о размещении заказов, ходе их исполнения.

К «Электронному бюджету» подключены 16 уполномоченных организаций областного уровня и 67 - муниципального, что обеспечивает доведение субсидий до бюджетных и автономных учреждений в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями. А размещение в ГИИС ведомственных перечней работ и услуг позволяет всем заинтересованным сторонам видеть, как используются выделяемые средства.

Своевременная регистрация изменений в федеральных реестрах и справочниках позволяет организациям оперативно размещать информацию на официальном сайте государственных, муниципальных учреждений bus.gov.ru. По последним данным, там представлены 1 322 организации нашего региона, раскрывшие свою «подноготную». Это делает их работу прозрачной, а гражданам позволяет сравнить предложения по оказанию государственных (муниципальных) услуг. Например, оценить показатели различных школ, детских садов. Кстати, Смоленская область входит в число 10 лучших субъектов Федерации по организации этой работы.

Сейчас Управление внедряет такие компоненты «Электронного бюджета», как «Управление закупками» и «Управление расходами». Их задачи – повысить качество планирования бюджетных расходов, упростить ввод информации в разные информационные системы, обеспечить планирование закупок в строгом соответствии с доведенными лимитами, а также проведение государственного финансового контроля. Отмечу, что федеральные учреждения будут формировать бюджетную отчетность за 2016 год уже с использованием «Электронного бюджета». А с 1 января 2017 года казначейство наделяется новыми полномочиями по контролю размещаемых заказчиками в соответствующей подсистеме «Электронного бюджета» планов закупок, планов-графиков, извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, протоколов определения поставщиков, заключаемых контрактов.

Новые инструменты

- Сейчас внедряется выдача субсидий за счет средств федерального бюджета на основании решений главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) под потребность. В чем суть этой работы?

- Сейчас проблема наполняемости казны стоит особенно остро, в связи с чем на федеральном уровне разрабатываются различные инструменты управления общественными финансами. Один из них - как раз механизм перечисления региональным и местным бюджетам субсидий, субвенций и иных целевых трансфертов под фактическую потребность. Новый механизм позволяет доводить средства в таком размере, который необходим получателю на дату совершения платежа, минимизируя неиспользованные остатки целевых средств на счетах.

На территориальные органы казначейства сейчас возложены соответствующие полномочия. 21 главному распорядителю средств федерального бюджета в Управлении для этих целей открыты лицевые счета. На 1 декабря 2016 года поступило лимитов бюджетных обязательств 4,2 млрд. рублей по 75 видам межбюджетных трансфертов, кассовый расход составил 78% от этой суммы - около 3,3 млрд. рублей.

- Регионам и некоторым муниципалитетам сейчас предоставляются бюджетные кредиты на покрытие кассового разрыва на срок до 50 дней под 0,1% годовых. Насколько у нас активно пользуются этим инструментом?

- Очень активно. В 2016 году областному департаменту бюджета и финансов предоставлены кредиты на пополнение остатков средств на счетах на общую сумму 12,25 млрд. рублей. Также такое право получили три муниципалитета нашего региона. Администрации областного центра были предоставлены кредиты на 767,3 млн. рублей, Ярцевскому району - на 42,0 млн., Вяземскому - на 15 млн. Если суммировать, с начала года выдано бюджетных кредитов на 13 млрд. рублей, процентов по ним уплачено на 1,8 млн. рублей. Если бы пришлось занимать ту же сумму в коммерческих банках, допустим, под 15% годовых, то сумма процентов была бы в 150 раз больше - 266,4 млн.

Работа с доходами

- Расскажите, как строится распределение доходов по уровням бюджетной системы.

- Управление работает с 576 администраторами поступлений, в том числе 93 федеральными, 35 региональными, 445 муниципальными, а также тремя государственными внебюджетными фондами. За 11 месяцев 2016 года перечислено в бюджеты разных уровней 93,2 млрд. рублей - на 3,1 млрд. больше, чем за аналогичный период 2015-го. Отмечу, что Управление осуществляет перечисление доходов на единые счета бюджетов в день получения выписки банка, отклонений от законодательно установленных нормативов не допущено.

Усовершенствование платежного механизма формирования доходной части федерального бюджета - одна из наших задач на 2017 год, в том числе имеется в виду минимизация объема невыясненных поступлений, применение современных платежных сервисов на основе модернизации казначейских и банковских технологий. Кстати, с начала этого года Управление уточнило 100,0% невыясненных поступлений прошлых лет.

- Одно из направлений вашей работы касается защиты интересов казны РФ в судах...

- Да, юридическая служба Управления, как представителя интересов Минфина России, защищает интересы казны в судебных инстанциях. Наши сотрудники с начала года приняли участие в 823 судебных заседаниях, что несколько меньше, чем в прошлом году. Но сумма предъявленных исков к казне РФ увеличилась в два раза, до 243,8 млн. рублей. При этом взыскано 0,61% от объема требований - 1,5 млн. рублей, что по сравнению с уровнем прошлого года в два раза меньше.

Оптимизация по всем направлениям

- По идее, казначейство должно показывать пример в повышении эффективности бюджетных расходов. Оптимизируются ли расходы на содержание вашей организации?

- Казначейство планомерно работает над повышением эффективности ведомственных расходов. Стоит задача ежегодно сокращать их, начиная с 2016 года, не менее чем на 5%. Двигаясь в данном направлении, еще в 2015 году мы провели инвентаризацию всего недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении, и к концу 2016 года передали в казну РФ 21 объект. Также мы сократили на шесть единиц количество служебного автотранспорта. За счет уменьшения налоговых платежей, коммунальных расходов, трат на ГСМ и обслуживание административно-хозяйственные расходы уменьшились более чем на 15%.

Оптимизация происходит не в ущерб качеству работы, а при расширении функционала численность персонала не увеличивается. Мы повышаем эффективность за счет технической модернизации, совершенствования программного обеспечения, мы больше переходим в электронную сферу. Многие сервисы, которые мы предоставляем, не требуют участия наших сотрудников. Например, автосанкционирование - когда приходит платежный документ, система сопоставляет данные. Если замечаний нет, дополнительного контроля не требуется.

- Один из важных каналов обратной связи – обращения граждан. Работает ли этот канал в казначействе?

- В соответствии с графиком приема граждан, размещенным на нашем сайте, я и заместители руководителя Управления ведем личный прием. Обращения также поступают по почте и электронным каналам связи. С начала года рассмотрено 81 обращение граждан. Управление принимает активное участие в Общероссийском Дне приема граждан, который традиционно проводится 12 декабря, в праздник Конституции. Так будет и в этом году. Если есть необходимость, записаться можно по телефону 38-97-32.

Мы стремимся к максимальной открытости. Наш интернет-сайт (smolensk.roskazna.ru) максимально раскрывает информацию о нашей работе. Для нас важно, что клиенты думают о нас. В 2016 году было внедрено онлайн-анкетирование, где можно высказать мнение о профессионализме наших сотрудников, культуре общения, оперативности принятия решений по поставленным вопросам сотрудниками.

Приятно, что у большинства респондентов остались положительные впечатления от взаимодействия с Управлением: средняя оценка деятельности Управления по результатам онлайн-опросов - 3,39 балла по 4-балльной шкале.

- Михаил Евгеньевич, для работы в Управлении сотрудники должны соответствовать высоким стандартам. Каковы, по вашему мнению, отличительные черты сотрудника Управления?

- Прежде всего, это прекрасное знание специфики бюджетного процесса и связанных с ним операций, действующего законодательства в нашей сфере, умение работать с клиентами, быстро осваивать новые технологии, коммуникабельность и энергичность.

В том числе это результат кадровой работы, которая проводится в Управлении. Начиная с того, что при замещении вакантных должностей отбор происходит на конкурсной основе, что позволяет принимать на работу наиболее подготовленных соискателей.

Принятые в Управление специалисты становятся участниками программы адаптации. Это позволяет скорее войти в курс дела, уменьшить количество возможных на начальном этапе ошибок. Мы стремимся создавать условия для профессионального роста наших сотрудников. Это и регулярное обучение на курсах повышения квалификации, участие в конференциях и совещаниях, проводимых в регионах России. На данный момент в нашем коллективе сейчас работают более 300 человек, это крепкая высококвалифицированная и работоспособная команда. Причем показатель текучести кадров, несмотря на напряженную работу, всего 3,2%.

В этом году за безупречную и эффективную гражданскую службу ряд сотрудников получили награды. Так, Почетной грамоты Федерального казначейства удостоена заместитель руководителя Управления С.Е. Боровичева. Объявлена Благодарность Федерального казначейства: заместителю руководителя Управления А.К. Тапцову; начальникам отделов: Г.П. Борисенковой, И.В. Дроздовой, В.Л. Синицыной, Т.Ю. Тельновой, Н.Ю. Трусовой; заместителю начальника отдела М.С. Соколовой.

Награждены памятной ведомственной медалью «20 лет Федеральному казначейству»: начальник отдела: Л.Н. Жукова; заместители начальников отделов: Ю.Н. Алфимцева, В.В. Аганина, О.А. Варфоломеева, А.А. Грешнова, М.В. Залозная, О.Н. Земцова, О.В. Кононенко, А.М. Мищенков, С.А. Сарманов, Л.В. Сергеева, Е.В. Сластёнова, И.В. Шарпаева.

Благодарностью Управления поощрены: начальники отделов Г.П. Борисенкова, И.И. Штанчаева; заместители начальников отделов В.Е. Ермолаева, Т.Г. Латонина, А.Ю. Кузьмин, Е.Н. Михеева, С.И. Чепелова; главные казначеи И.В. Гончарова, Н.И. Лазаренко, Н.В. Мандрикова, А.В. Петров, С.А. Шебловинская, старшие казначеи Е.А. Бутерус, А.К. Кучинский, А.М. Соколова, И.Н. Петрова, О.В. Пищальская, Е.Н. Позднякова, Л.А. Семенова, Т.А. Семенова, Е.А. Степанова, Т.В. Шерченкова, В.И. Шумаева, казначеи Л.Ю. Зарецкая, Л.А. Кухаренко, О.С. Калинина, С.В. Купреенков, Е.А. Марченкова, Т.И. Новикова, П.М. Скрябов, специалист-эксперт Ю.В. Попова, старшие специалисты 1-го разряда Р.А. Медведева, Л.А. Афонькина, старший специалист 2-го разряда А.Д. Порхунцова, специалисты 1-го разряда О.В. Жукова, И.В. Мищенкова, А.В. Шевелькова, Е.И. Яковенко, старший инспектор-делопроизводитель И.П. Гаврюсева.

На Доску почета Управления занесены заместители начальников отдела Е.С. Сибиченкова, Ю.А. Сулейманова, И.В. Шарпаева, Н.Е. Титова, главные казначеи А.М. Иванушкин, Н.И. Лазаренко, Н.В. Мандрикова, Е.А. Никитенкова, Е.Н. Силкина, С.М. Янсонс, старшие казначеи Е.А. Аполлонова, Н.В. Мосийчук, А.М. Соколова, казначеи И.В. Барвинская, К.В. Понкратова.

В 2016 году в Управлении открыта Книга Почета. За особое отличие в профессиональной служебной деятельности, большой вклад в развитие органов Федерального казначейства Смоленской области сотрудники, отработавшие в системе Федерального казначейства более 20 лет, занесены в Книгу Почета: начальники отдела Т.П. Гырлина, Г.А. Ермолаева, Л.В. Орлова, Н.П. Сысина.

Поздравляю коллег казначеев с профессиональным праздником - Днем образования органов Федерального казначейства, который отмечается 8 декабря. Желаю стабильности, профессионального роста, здоровья и семейного благополучия.








Загрузка комментариев...
Читайте также
12 минут назад
Григорий Кравцов, кавалер ордена «Родительская слава», отец ...
28.03.2023 12:39

Техника, доступная современным аграриям, заставила многих...

56 минут назад

О деталях трагедии рассказали в ГУ МЧС России по Смоленской...

35 минут назад
За прошедшие сутки пожарные 6 раз выезжали на ликвидацию воз...
Новости партнеров