Миллиарды улучшат смоленскую медицину

Новости
медицинаГубернатором Алексеем Островским утверждена программа развития здравоохранения Смоленской области с 2013 по 2020 год, согласно которой эта социально важная отрасль региона получит свыше 94 млрд. рублей. Но смогут ли даже такие деньги поправить здоровье хронически больной смоленской медицины? На вопросы корреспондента «РП» отвечает главврач больницы скорой медицинской помощи Владимир ЖУРАВЛЕВ.
- Владимир Николаевич, как вы оцениваете подписанную губернатором семилетнюю программу? Сможет ли она стать локомотивом, который потащит вверх областное здравоохранение?
- Хорошо то, что первым лицом региона, проявившим политическую волю и дальновидность, поставлена задача на полное обновление отрасли. Но это - стратегия. Теперь слово за чиновниками, которые должны организовать выполнение задуманного. И вот тут-то возникает много вопросов. Один из главных, на мой взгляд, во что вложить эти миллиарды?
В области довольно успешно реализовывалась программа модернизации здравоохранения. По ней закуплено много медицинского оборудования. Но на федеральном уровне это делалось как-то поспешно. Намного больше было бы пользы, если б каждый регион разработал свою, индивидуальную программу. В ней можно учесть такие моменты, как заболевания, наиболее распространенные на той или иной территории. Под их лечение и закупать медоборудование. Например, бич смолян - болезни сердца и онкология. Вот на это и надо обратить особое внимание. На деле же получилось, что всеми закупками руководил федеральный центр, а местные чиновники были больше всего озабочены исполнением госзаказа и процедурой торгов. Главным критерием стала не обстановка с заболеваемостью в конкретном субъекте Федерации, а скорость, с которой осваивались выделенные деньги. В итоге, истратив огромные суммы на оборудование и ремонт зданий, пришли к признанию министром здравоохранения того, что программа модернизации отрасли не состоялась.
- Федеральные целевые программы преследует какой-то злой рок. Почти хором в их провале стыдливо признались главы Минздрава и МВД. Почему, на ваш взгляд, так происходит?
- Я считаю, что в основе организации здравоохранения заложен принципиально неправильный подход. По крайней мере, в последние двадцать лет врачи «заряжены» только на борьбу с болезнью, в то время как лечить надо - ЧЕЛОВЕКА! Ну вот, для примера, приходит пациент с высокой температурой. Две минуты - и ему выставлен диагноз «ОРВИ». И начинается «война» против острого вирусного респираторного заболевания. А у него этого нет, температуру дали метастазы в печень. Но до этого же надо додуматься! Необходимо сделать обследование, чтобы глубже изучить больного. Но возможно ли это, если у двери кабинета, где ютятся три-четыре терапевта, стоит очередь в три ряда до конца коридора? В итоге чем больше лечим, тем многочисленнее армия больных. Еще при советском строе главный упор делался на формирование в сознании людей принципов здорового образа жизни. По такому пути давно идет весь мир, кроме нас. В развитых странах людям неболеющим повышают зарплату, платят премии. А у нас - выгодно взять «больничный». В сознании человека должно отложиться, что болеть НЕПРЕСТИЖНО! А для этого надо сделать так, чтобы быть здоровым оказалось не только приятно, но и экономически выгодно.
- Если все известно и не вызывает сомнений, то что мешает всерьез заняться профилактикой заболеваемости? В этом направлении уже сделан шаг - бесплатная диспансеризация всех желающих. Тот же «привет из прошлого» в обновленном дизайне.
- Вряд ли современный дизайн, в который облачили кампанию по диспансеризации населения Смоленщины, сделает ее эффективной. У врача в поликлинике просто не хватит времени, чтобы как следует изучить пришедшего к нему на прием человека. Ведь на общение с больным у доктора есть всего... 12 минут. Для сравнения: в известной на весь мир клинике братьев Мэйо в Германии на разговор с одним больным врачу полагается 60 минут. На мой взгляд, надо действовать анкетно-опросным методом. Иными словами - раздать людям анкеты с простейшими вопросами об их здоровье. Но вопросы должны быть построены так, чтобы, получив ответы, врач мог сформировать свое мнение о здоровье этого человека.
Второй эффективный способ - применение гемотеста. По скрининговому обследованию капли крови из пальца можно узнать о наличии гепатита, сифилиса, онкологии... Поэтому есть возможность диагностировать заболевания на ранних стадиях развития. К тому же гемотесты - удовольствие довольно дешевое и доступное. И тогда диспансеризацию реально пройдут тысячи смолян.
- В программе, подписанной губернатором Алексеем Островским, отдельным пунктом указано, что к 2020 году количество врачей должно дойти до 40 человек на 100 тысяч населения. Это реально?
- Нет, в кадровом вопросе «точка невозврата» пройдена. Мы пришли к тому, что необходимо звать врачей из других регионов и из-за рубежа. Для того чтобы отчасти выправить положение с кадрами, надо вернуть систему распределения для тех студентов медакадемии, которые учились за счет бюджета. Происходят странные вещи: ежегодно люди получают дипломы врачей и «растворяются» в каких-то фармпредставительствах. К тому же уровень медицинского образования совершенно не соответствует современным требованиям. Сегодня обучение в вузе построено на убеждении, что медицина - это искусство. Такой подход привел к тому, что программу медвуза может освоить только талантливый человек. От этого надо быстрее отходить. Медицина - точная наука, а не свободное творчество. Иначе получается, что мы постоянно ставим на больных эксперименты, в то время как должны применять доказательные способы лечения. И стандарты оказания медицинской помощи тоже введены не напрасно. Они приняты во всем мире. Дело в том, что, действуя по ним, любой врач получит нужный результат. В то же время никакой стандарт не отменяет творческого подхода к делу, необходимости постоянно учиться, повышать свой уровень, развивать клиническое мышление. В зарубежных странах врачи учатся на протяжении всей жизни, а в России образование многих из них заканчивается получением диплома. Вот это - страшно.
- Благодаря стараниям областной администрации скоро в Смоленске появится перинатальный центр. До этого сдан в эксплуатацию центр травматологии и эндопротезирования. Может быть, скоро наш город станет медицинской меккой для окружающих регионов?
- То, что у нас построят перинатальный центр, - огромная заслуга губернатора Алексея Владимировича Островского и коллектива департамента по здравоохранению. Такое учреждение области крайне необходимо. В то же время в эпоху министра здравоохранения Скворцовой по всей стране в рамках развития высокотехнологичной медицинской помощи построили специализированные медцентры. Смоленску досталась «травма и эндопротезирование». Теперь его руководители сами, где и как могут, ищут работу, поскольку подобное лечебное заведение нуждается в постоянной загрузке. В Смоленской и окружающих областях не наберется столько нуждающихся в пересадке суставов, чтобы обеспечить центр необходимым количеством операций. И такое положение по всей России. Что же касается лечения травм, то со вступлением в строй нового травматологического корпуса «Красного Креста» проблема для Смоленска будет полностью решена.
Большой плюс новой семилетней программы в том, что, кроме совершенствования высоких медицинских технологий, в ней прописано и развитие паллиативной помощи. Хотелось бы узнать, что будет сделано в этом направлении? Итак, миллиарды будут выделены. Дело за немногим - потратить их с умом. Сумеем ли?
Автор: Андрей ЗАВЬЯЛОВ.







Загрузка комментариев...
Читайте также
44 минуты назад
Губернатор Смоленской области Василий Анохин в соцсетях прок...
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
вчера, 21:12
Новости партнеров