Сергей Шахрай: «Не чувствовали особой поддержки властей»

Новости
МусорНедавно мы получили письмо от Сергея Шахрая, одно время руководившего организацией, которая хотела построить в Смоленской области кластер по переработке твердых бытовых отходов. У автора свой, взгляд на эту актуальную для нашего региона проблему, поэтому его обращение мы печатаем практически полностью и без купюр.
5 марта этого года в газете «Рабочий путь» вышла статья В. В. Ганжалы «Мусорные страдания в Смоленске», где упоминаются мое имя и имя моего отца - руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации С . М. Шахрая. Кроме того, на мой взгляд, к ситуации в сфере обращения с бытовыми отходами в Смоленской области автор подошел несколько поверхностно.
В его описании эта ситуация выглядит так, будто в регионе, словно из-под земли, появляется никому не известная московская компания и тайком, без разрешения, начинает строить мусороперерабатывающий завод и полигон, необходимости в которых вроде бы и нет, поскольку все пути решения проблемы с отходами уже давно изучены, соответствующие проекты разработаны и утверждены администрацией Смоленской области... но по мистическому стечению обстоятельств не воплощаются в жизнь уже более 20 лет. На самом деле все это было не так.
Есть две общепризнанные причины, препятствующие улучшению ситуации в мусороперерабатывающей отрасли. Во-первых, пробелы в гражданском и отраслевом законодательстве и нормативной базе. Во-вторых, чрезвычайно низкие тарифы на захоронение отходов - этих денег не хватает ни на переработку отходов, ни на рекультивацию земель полигона. И то и другое действительно демотивирует бизнес, затрудняет привлечение в эту сферу не только частных инвестиций, но даже банковских кредитов.
Типичная ситуация для российского областного центра: мусор выбирается из бачков и урн и доставляется на участок земли, который называют полигоном (ибо практически ни один полигон не соответствует природоохранному законодательству), а чаще всего, особенно в связи с отменой лицензирования вывоза отходов, просто на незаконную свалку.
Однако в России немало городов, где сбор и вывоз отходов осуществляется намного эффективнее. Где действуют комплексы по обезвреживанию и переработке отходов, из которых впоследствии производятся товары, не уступающие по качеству (но существенно более доступные по цене) товарам из обычного сырья. Если таких успехов не удалось добиться повсеместно, то не в последнюю очередь потому, что, помимо проблем с законодательством или тарифами, во многих регионах и муниципальных образованиях есть еще и проблемы с менеджментом.
Одной из таких проблем - в случае, например, Смоленской области - являются отношения между администрацией региона и администрацией города. Пока город и область делят друг с другом полномочия и доходы в жилищно-коммунальной отрасли, ситуация поступательно ухудшается. Проекты государственно-частного партнерства в сфере обращения с отходами один за другим провалены. Из-за конкуренции региональных и муниципальных властей, стоящих за компаниями «Смолэко» и «Жилищник», в течение ряда лет блокировались любые бизнес-инициативы в сфере обращения с бытовыми отходами. Ресурс полигона ТБО в Кучино давно исчерпан, было принято уже несколько судебных решений о его закрытии, для вывоза отходов недостаточно техники, а средний износ имеющейся превышает 70%.
Теперь несколько слов о моем участии в проекте строительства комплекса по переработке отходов, которое автором публикации, мягко говоря, преувеличено. На момент описанных в статье событий, а именно с 1 марта 2010 г. по 30 декабря 2011 г., я работал в госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Заместителем Председателя Правительства Д. Н. Козаком ей было, среди прочего, поручено изучить возможность и проработать механизмы внедрения инновационных технологий в сферу обращения с отходами в субъектах Федерации. К этому подключили и меня. Мною было изучено текущее отраслевое законодательство, различные технологии (от простейших до футуристических, включая гидросепарацию, плазменную газификацию отходов и пиролиз), а также опыт по обращению с отходами во многих крупных муниципальных образованиях (Горно-Алтайск, Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург, Тамбов, Электрозаводск, Ярославль и др.).
На этом основании была разработана концепция по обращению с отходами, которую я представил в Фонд ЖКХ. Основная идея концепции заключалась в том, чтобы вместо «потемкинских» экспериментов по внедрению разного рода «продвинутых» технологий переработки мусора создать в каждом субъекте Федерации систему управления отходами, сформировать выделение и переработку вторсырья как единую отрасль, создать ее институциональный и технологический фундамент.
Технологическая цепочка выглядит следующим образом: из отходов выбирается полезная фракция, опасные фракции обезвреживаются, получаются устойчивые объемы вторсырья, обеспечиваются экологически безопасные процедуры сжигания и захоронения не подлежащей переработке части мусора. Второй этап - создание единого рынка вторсырья и сети работающих на нем предприятий. Для постройки комплексов по отбору ресурсов из отходов предлагалось использовать на 90% отечественное оборудование.
Концепция была одобрена и утверждена в марте 2011 года. Фонд ЖКХ приступил к запуску пилотных проектов для ее внедрения. Были подготовлены и направлены письма Фонда в адрес высших должностных лиц субъектов Федерации, где имелись проблемы в сфере обращения с отходами, в том числе и на имя губернатора Смоленской области С . В. Антуфьева. На встрече 2 августа 2011 года глава региона признал наличие проблем и выразил готовность к сотрудничеству. На основании этого соглашения госкорпорация подобрала технических специалистов, а также привлекла частных инвесторов, готовых профинансировать соответствующие проекты в Смоленской области. Что характерно, средства федерального или областного бюджета в эти проекты не привлекались.
Не было и договоренностей об изменении тарифов на вывоз и переработку мусора для жителей региона. Инвестором и техническими специалистами 3 августа 2011 г. было создано юридическое лицо для прохождения в общем порядке инвестиционной комиссии области.
Для координации проекта и во избежание рисков, связанных с недобросовестным исполнением проекта инвестором или техническими специалистами, генеральным директором этой вновь созданной компании «ЛидТекЭко» был назначен я, как сотрудник Фонда ЖКХ. Соглашение между Фондом ЖКХ и администрацией Смоленской области о строительстве в регионе кластера по переработке отходов было заключено 27 октября 2011 года.
Не сказать, чтобы областная администрация демонстрировала встречную активность в реализации наших проектов. Инвестиционную комиссию области мы проходили дважды. После первого ее заседания тогдашний первый вице-губернатор М. В. Курков потребовал предоставить дополнительные документы, удостоверяющие, что «ЛидТекЭко» действительно имеет средства для реализации проекта. После прохождения комиссии администрация Смоленской области свыше двух месяцев не отвечала на письма компании, а ее руководство не принимало наших представителей. Как выяснилось позже, это делалось по личному распоряжению М. В. Куркова. В итоге проект оказался на грани срыва, не успев начаться.
Зачем М. В. Курков, якобы хорошо зная моего отца - С. М. Шахрая - и желая помочь «компании его сына», создавал препоны ее деятельности? Почему администрация области первоначально предложила компании участок под строительство полигона ТБО прямо в поле, причем посередине участка протекала речка? Ведь создавать на таком участке мусорный полигон - это прямое нарушение природоохранного законодательства.
В конце концов выбор пал на участок, являвшийся территорией отработанного карьера, прилегающий непосредственно к действующему полигону и почему-то относящийся к категории сельхозземель. В итоге единственное, что удалось сделать к декабрю 2011 года, - оформить в аренду участок земли, который еще необходимо было перевести из земель сельхозземель и начать подготовку и согласование проекта.
Однако в апреле 2012 года в Смоленской области сменился губернатор, и все отношения областных властей с компанией «ЛидТекЭко» были прекращены.
Важно отметить, что с начала 2012 года я уже не являлся руководителем компании «ЛидТекЭко»: в связи со сложившейся ситуацией я сложил с себя полномочия генерального директора. В течение прошлого и текущего годов уже другая компания занималась реализацией данного проекта, и именно эта компания (и, возможно, новое руководство «ЛидТекЭко») заключало договоры с компанией ООО «Теплострой», о чем рассказывается в публикации «Мусорные страдания в Смоленске».
И последнее. Читая авторский пассаж: «Почему это происходит за спиной администрации Смоленска?», - я начинаю думать, что памяти городских властей однозначно не позавидуешь. Проект «ЛидТекЭко» обсуждался и был одобрен лично действовавшим на тот момент главой администрации города К. Г. Лазаревым.
Сергей ШАХРАЙ, бывший гендиректор «ЛидТекЭко».







Загрузка комментариев...
Читайте также
16 минут назад

Инцидент произошел сегодня, 19 апреля, на улице 25 Сентября....

сегодня, 13:31
Ведомство возбудило уголовное дело за контрабанду стратегиче...
52 минуты назад
Временное отключение в Ленинском районе города намечено на 2...
сегодня, 12:22
Водитель микроавтобуса был вынужден применить экстренное тор...
Новости партнеров