Школьников в Смоленске разгрузят

Новости
 За последние пять лет в Смоленске заболеваемость детей в различных возрастных группах возросла на 15-20 процентов. 60 процентов молодых людей заканчивают школу уже с нервно-психическими нарушениями. Одни специалисты считают, что виной всему  непомерно сложная школьная программа, любовь тинейджеров к компьютерным играм и сидячий образ жизни, другие говорят о чрезмерной загруженности детей в школах английского языка,  эстетического воспитания и перетренированности малышей в секциях балета и карате.
Эти вопросы обсуждались на международной научно-практической конференции «Здоровье детей и подростков: актуальные проблемы и пути их решения», которая прошла в Смоленске 27-28 октября. В конференции приняли участие более 200 работников системы образования, здравоохранения, физической культуры, а также наркологи и сотрудники органов внутренних дел.
 
Каждому школьнику – паспорт здоровья
 
Вячеслав Петруленков, ректор смоленского областного института усовершенствования учителей:
- Состояния здоровья детей школьного возраста для Смоленщины – тема очень актуальна. Здесь много проблем и не только социальных. Во-первых, чересчур сложная школьная программа. Перегрузка школьников колеблется от 3-х кратного превышения возможностей детей по иностранному языку, до двадцатикратного - по математике. Много претензий к санитарно-гигиеническим условиям  школ. Опасение вызывает и  малоподвижный образ жизни  большинства детей, который приводит и к гиподинамии, и к ухудшению состояния здоровья в целом. В ходе конференции мы хотим разработать программы, которые помогут решить эту проблему. Уже через два года, по инициативе министерства образования, у каждого школьника появится паспорт здоровья, куда будут вноситься данные о его физическом и психическом состоянии, рекомендации врачей. Доступ к этой информации будет только у самого ребенка, его родителей и классного руководителя.  Также сейчас совершенствуются учебные программы, разрабатываются новые госстандарты. Главное направление -  разгрузить учебный материал школ, то есть увеличить количество часов на предмет и уменьшить содержание, чтобы дети в более спокойной обстановке осваивали новый материал вместе с учителем. В результате заметно сократится объем домашних заданий. 
 
Усиленное изучение иностранных языков ведет к … проблемам
 
Вера Шестакова, профессор СГМА, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ:
- Мы забыли о том, что за здоровье ребенка в первую очередь отвечает семья. Родители сейчас как-то устранилась от всех этих проблем, переложили груз ответственности на медиков и педагогов. Мы проводим мониторинг среди школьников с 86-го года. Так вот тогда хроническая патология была всего у  8 процентов учеников. В 2009-м году этот показатель составил от 18 до 26 процентов! Лидирует патология костно-мышечной системы – это всевозможные сколиозы, плоскостопия, различные деформации грудной клетки. На втором месте – патология желудочно-кишечного тракта, далее - поражение центральной нервной системы, проблемы с органами зрения. А если ребенок учится с дополнительными образовательными нагрузками (школы английского языка, музыки, рисования), степень выраженности патологии более яркая. Поэтому очень большой вопрос;: «Что такое дополнительные образовательные услуги, и какой они наносят ущерб здоровью ребенка!». Ведь «перегруженные» дети больше подвержены стрессам, быстрее утомляются. Но если программу развития сориентировать на конкретного ребенка, организовать  медико-психолого-педагогическое сопровождение, то можно избежать многих проблем со здоровьем. Пусть ребенок ходит  в различные студии, секции, кружки, но главное, чтобы не страдал режим - сон 8 часов, регулярное питание, здоровый образ жизни, перерывы между занятиями, прогулки на свежем воздухе.
 
Все хотят гениев
 
Елена Филиппова, главный специалист управления здравоохранения  администрации города:
- Одно из ведущих мест занимают заболевания желудочно-кишечного тракта, а это напрямую связано с питанием. Родители слишком заняты и многие не могут  предложить детям полноценную здоровую пищу, а современная молодежь предпочитает фаст-фуд: гамбургеры, хот-доги, чипсы. Что касается дополнительного образования, родители часто свои амбиции, нереализованные планы и мечты хотят воплотить в ребенке независимо от его желания. Все хотят гениев, но если ребенок через силу занимается спортом, музыкой или рисованием, то и вундеркинд из него не получится, а вот проблемы со здоровьем появятся. Тем более что есть заболевания, несовместимые с определенными видами нагрузок, но многие пренебрегают консультациями с педагогами и врачами.
 
Исцеляющая педагогика
 
Владимир Пегов, заместитель директора по научно-методической работе МОУ СОШ № 41:
– Наша школа еще называется Вальдорфской.  У нас преподавание, методика, расписание уроков, учебный план построены так, чтобы ребенок не только получал образование но при этом накапливал и оздоравливающие силы. Например, с утра идут предметы, которые обращаются к интеллектуальным процессам детей и затрагивают их способность мыслить. Затем уроки, которые больше ориентированы на чувства детей – музыка, живопись, иностранные языки. Заканчивается день предметами, которые обращаются к воле – технология и физическое воспитание. В итоге получается, что каждый день дети начинают с мышления и через чувства идут к воле. Само расписание помогает им не растрачивать свои жизненные силы, а наоборот их накапливать. Ведь главная задача педагогики и воспитания - правильно утомлять детей, чтобы они учились и аккумулировали свои силы.  Мы работаем уже 19-й год. Диспансер здоровья проводил исследования среди наших и учеников других школ Смоленска.  У большинства смоленских школьников наблюдалась отрицательная динамика состояния здоровья, у наших – стабильная и хорошая. Городской психологический центр обследовал учеников третьих классов относительно уровня тревожности, это показатель психологического здоровья детей. Оказалось, что наши воспитанники, приходя в школу, не испытывают страха, тревог и беспокойства.
 Валерий Сонин, профессор СмолГУ, доктор психологических наук:
- Как помочь ребенку избежать стресса? Во-первых, даже к самым маленьким нужно относиться с уважением, ребенок должен чувствовать, что его любят. Ведь сегодня социальная ситуация  настолько прагматична и рационализирована, что почти не оставляет места для сочувствия, сопереживания. С экранов телевизоров рассказывают о богатых, успешных и знаменитых, есть передача «Как стать миллионером», но нет «Как стать человеком». И ребенок живет в страхе, что он этого не дополучит,  поэтому уже с детства  у него появляются различные комплексы. А классическая русская литература лечит душу ребенка, обращается к его чувствам. Тем более, что каждый может стать похожим на главного героя.
Многое зависит и от родителей, которые могут резко оборвать дружбу ребенка с «плохим» мальчиком, не думая о переживаниях своего чада. В то время как взрослые должны аргументировать свои поступки, терпеливо объяснять верность принятых решений, знать, о чем думает и переживает ребенок. Это называется совместная эмоциональная деятельность. Идеально сделать нельзя, но нужно идти навстречу друг другу.
 







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:03
Одни хотели разбогатеть с помощью инвестиций, другие давали ...
вчера, 21:51
Жители райцентров отмечают мужество и отвагу сотрудников МЧС...
вчера, 21:08
вчера, 20:35
В свидетельстве о браке днем рождения семьи у них будет знач...
Новости партнеров