Смоленский экстрим

Новости

Голландский участник экспедиции не выдержал и сошел с дистанции

Первые и единственные

25 апреля с успехом завершилась уникальная экспедиция «Север - 66», вдохновленная и организованная нашим земляком Юрием Булановым. Интернациональный экипаж, состоящий из смолянина, немца и голландца, достиг северо-восточного побережья Чукотского полуострова, отметки 180-го меридиана и, покрыв расстояние едва ли не равное длине экватора, вернулся в Смоленск. Группа смельчаков, в крови которых еще жива джеклондоновская романтика, - первые, кто не только доехал на автотранспорте до 180-го меридиана, но и сумел вернуться назад своим ходом. Все остальные искатели приключений, достигнув пункта назначения, отказывались от идеи пускаться в обратный путь на своем транспорте, бросали машины и возвращались домой на самолетах.

Юрий Буланов, руководитель экспедиции, капитан экипажа:

- Ни одна экспедиция до нас по одной дороге дважды не проезжала. Все экспедиции к труднодоступным районам Чукотки шли с сопровождением, им прокладывали дорогу, расчищали путь. Мы же продвигались на одной машине, сознательно отказывались от сопровождения, постоянно рискуя в случае поломки погибнуть на

50-градусном морозе.

Статистика, получившаяся в сухом остатке после путешествия, не может не поразить воображение. ГАЗ-66 прошел 25 040 км, на весь путь было израсходовано 7,5 тонны дизельного топлива. В течение двух месяцев пребывания на Крайнем Севере машина не глушилась ни на минуту!

Персоны

Кто они, пусть и не семеро, а только трое смелых, отважных людей, добровольно решившихся в течение трех с половиной месяцев терпеть всевозможные лишения ради заветной цели?

Юрий Буланов сейчас работает водителем, но долгое время жил в поселке Полярный, на северо-востоке Чукотки, работал золотодобытчиком. Вынужден был оставить прииски после тяжелой травмы. Оказавшись в Смоленске, не оставлял мечту посетить Чукотку. Именно он подготовил ГАЗ-66 к марафону и устранял все поломки в пути.

Андрей Келлер родился в Кировской области, сейчас живет на западе Германии, в Дуйсбурге. Ради путешествия бросил работу логиста. Сам называет себя безработным путешественником, globe trotter (идущий по миру). До поездки на Чукотку посещал только теплые края (Африка, Куба), увлекается дайвингом и альпинизмом. Андрей оказался отличным поваром, кормил экипаж в экстремальных условиях Крайнего Севера.

Макс фон дер Верфф живет от путешествия к путешествию: он коммерсант и зарабатывает деньги только для того, чтобы иметь возможность беспрепятственно отдаваться своим увлечениям. Макс объездил более 50 стран, но экспедиция «Север» стала для него самым экстремальным приключением.

С Максом связана неприятная история, о которой «северцы» хоть и сообщают не таясь, но распространяться не любят: на обратном пути с Чукотки, в поселке Зырянка, Макс решил сойти с маршрута, покинул экипаж и отправился на попутном «КамАЗе» с угольщиками в Якутск. Андрей и Юрий отнеслись с пониманием к поступку их товарища, сохранили с голландцем дружеские отношения (со дня на день ждут его в гости), но доверие к нему они потеряли и в следующую экспедицию с собой уже не пригласят.

Слово и дело

Юрий Буланов:

- Идея экспедиции родилась, как многие идеи в России, в ходе продолжительных кухонных бдений. Пять-шесть лет назад в разговоре с друзьями я полушутя высказал мысль о том, что не плохо было бы посетить родные северные края. Постепенно мысль эта конкретизировалась, мы стали собирать и оборудовать машину. Было не трудно приобрести подержанный ГАЗ-66, трудно было его обустроить для многомесячной экспедиции. Эта работа заняла года три. Кое-что в ней серьезно переоборудовали, связывались с заводом-изготовителем, с автомобильным институтом НАМИ, который дал добро на модернизацию конструкции. Машина стала и кухней, и спальней для трех человек.

Железный конь

ГАЗ-66 - легендарный совет-ский вездеход. Это небольшой грузовик среднего класса, получивший на европейских выставках в 60-е годы награды за компактность и проходимость в условиях бездорожья.

После того как был готов железный конь, я дал клич в Интернете. Нашлись два человека, которые согласились поехать за свои деньги. Всего на экспедицию из нашего кошелька ушло 12 тысяч евро, если не считать денег, потраченных на автомобиль. В экипаж вошли три совершенно друг другу незнакомых человека из разных стран. Летом 2006 года мы встретились очно в Смоленске и совершили пробную поездку в Карелию, в ходе которой обкатали машину и проверили, подходим ли мы друг другу. На 9 января 2007 года назначили старт экспедиции.

Экстрим

Юрий Буланов:

- Экстремальные условия сопровождали нас чуть ли не всю дорогу. Начать с того, что чем дальше едешь в глубь России, тем отвратительнее становится трасса, ехать по которой - уже экстрим. Были мгновения, когда мы заглядывали в глаза смерти, передвигаясь по самой кромке хребтов и перевалов, по-над пропастью, на высоте нескольких сот метров. Внизу бурлит река, достаточно одного опрометчивого движения - и поминай как звали.

До Чукотки мы добирались по зимнику. (Зимник - это сезонная дорога, которая прокладывается только тогда, когда все покрывается льдом.) Летом на его месте появляются болота, топи, ручьи.

Летом отдаленные районы Чукотки становятся недосягаемы.

5600 км от Якутии до поселка Шмидт и обратно мы ехали по полному бездорожью, по тундре, по каким-то колеям, которые остались от немногочисленных машин, прошедших прежде нас.

Самый тяжелый участок был от Певека до Шмидта. Он был полностью запечатан снегом, нижняя поземка мела все время, моментально заметая все следы. Мы буксовали, в день проходили по нескольку километров.

В некоторых местах приходилось ехать по льду. Этот участок преодолевали в составе автоколонны, и прямо на наших глазах один из «КамАЗов» ушел колесами под лед. Затем его в течение недели вырезали изо льда.

Андрей Келлер:

- Экстрим был не только в дороге, но и в быту. Готовить, мыть посуду на 50-градусном морозе - забота не из легких. Выходя из машины на несколько минут, начинаешь чувствовать, как замерзают глаза, мутнеет зрение, пальцы, замерзая, будто раскалываются на-двое, выкручивает руки. Машина тоже чувствует мороз: стекла покрываются микротрещинами, краска отслаивается.

Самое интересное приключение

Андрей Келлер:

- Меня больше всего поразила встреча с чукотскими «туземцами» - чукчами. Вечер. Сумерки. Вдруг мы увидели какие-то странные фигуры, приближающиеся к нам в темноте. Мне и Максу они показались фантастическими существами, пришедшими из сказки. Затем мы подружились с ними, погостили в их жилищах - ярангах, попробовали оленьего мяса. Чукчи оказались хорошими, добрыми людьми, ведущими примитивный образ жизни, но зато не наносящими вреда окружающей среде.

В Зырянке местный житель, армянин, показал нам бивень мамонта, который хранится в его квартире и занимает чуть не полстены. Втроем мы еле-еле смогли его поднять.

Юрий Буланов осуществил свою мечту - посетил родной поселок Полярный. Но это не доставило ему никакой радости, так как встречали бывшего старателя лишь мертвые брошенные постройки с побитыми стеклами, со старой посудой и домашней рухлядью, оставленной людьми. С горькой грустью вспоминает он, глядя на фотоснимки, свой дом, свой подъезд, место своей прежней работы.








Загрузка комментариев...
Читайте также
17 минут назад
Григорий Кравцов, кавалер ордена «Родительская слава», отец ...
3 минуты назад
За ночь обстановка улучшилась в нескольких муниципалитетах.
28.03.2023 12:39

Техника, доступная современным аграриям, заставила многих...

сегодня, 12:12

О деталях трагедии рассказали в ГУ МЧС России по Смоленской...

Новости партнеров