Темой дня для всей страны стало зимнее подорожание дизельного топлива, которое сравнялось по стоимости с самым популярным 92-м бензином.
За несколько недель солярка выросла в цене на 40 процентов! Это подорожание произошло задолго до начала весенних посевных работ, создав проблемы не только крестьянам, но и автоперевозчикам. Как следствие, можно ожидать подорожания товаров, которые в большинстве случаев доставляются автотранспортом, стоимости проезда на общественном транспорте, особенно на междугородных маршрутах.
Среди автоперевозчиков и руководителей сельхозпредприятий области ходят упорные слухи о второй волне подорожания дизтоплива. Ее ожидают в конце марта - начале апреля, перед началом сева. По самым оптимистичным прогнозам, дальнейший рост цен не должен превысить уровень инфляции.
А что думают о происходящем на российском рынке нефтепродуктов потребители?
Александр Николенко, генеральный директор фирмы «Транзит»:
- Наша автотранспортная фирма потребляет до 180 тонн дизтоплива в месяц. В расходах на перевозки затраты на солярку составляют до 35 процентов! Вот вам и влияние транспортной составляющей на конечную цену товара! Произошедшее повышение цен - результат отсутствия конкуренции и направлено на разорение всех хозяйствующих субъектов, чья деятельность хоть как-то связана с транспортом. Не понимаю, что изменилось после 2 декабря? Стало выгоднее гнать нефть за границу по сумасшедшим ценам и получать сверхприбыли? Так гоните, но на внутреннем рынке, в своей стране цены не меняйте! Стало лучше качество солярки? Нет, во всех европейских странах, которые производят автотранспорт, качество дизтоплива соответствует стандарту Евро-4. Нам до этого еще далеко. Содержание серы в отечественном дизтопливе в три раза больше допустимого. Это отрицательно сказывается на экологии, заставляет нас нести большие расходы на ремонт дорогостоящей импортной топливной аппаратуры.
Федор Башкиров, председатель СПК Племзавод «Доброволец»:
- Подорожание дизельного топлива на 40 процентов и ожидаемый рост цен на него весной ставят нас в почти безвыходное положение. Если не будут предприняты экстренные меры, то не исключено, что как минимум половина крепких хозяйств, засевавших в прошлые годы тысячи гектаров, не смогут справиться с весенним севом. Его вообще невыгодно станет проводить. Смогут посеять зерновые лишь мелкие хозяйства, у которых мало посевных площадей.
Нам, производителям сельхозпродукции, непонятно, что происходит. С одной стороны, нам настойчиво не рекомендуют повышать цены на молоко более 13 рублей за литр. С другой - цены на энергоресурсы растут сумасшедшими темпами, фактически разоряя сельхозпредприятия.
Действительно, что происходит? Сегодня от нефтяников звучат в адрес крестьян и транспорт-ников пожелания запасать дизтопливо впрок на весну. Вот бы еще они посоветовали, из каких источников, особенно хлеборобам, взять на это достаточное количество оборотных средств.
В департаменте Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, куда мы обратились за комментариями, признали, что проблема существует, а пути ее решения сейчас обсуждаются.