Пятница, 21 июля 2017 года

Погода 15..17 С о

Ипотека для выживших

Новости 10:28, 16 августа 2013
Ипотека для выжившихГубернатор Смоленской области Алексей Островский утвердил долгосрочную областную целевую программу «Льготная ипотека для молодых учителей Смоленской области на 2012 - 2015 годы».
Этого документа долго ждали и за него боролись учительское сообщество и профсоюзы. Наконец, получили желаемое. Еще в момент разработки предполагалось, что около 30 педработников, благодаря программе, смогут приобрести жилье. За три года - до 90 человек справили бы новоселье.
Программа подразумевает предоставление участникам социальной выплаты на оплату первоначального взноса (соцвыплата) и в дальнейшем - компенсацию части расходов по уплате процентов по кредиту.
Кто же может войти в программу и взять ипотечные деньги на долгожданное собственное жилье? Для того чтобы воспользоваться этими благами, молодому учителю надо доказать, что он действительно нуждается в улучшении жилищных условий, предоставить копию кредитного договора (то есть уже взять ипотеку), справку о том, что претендент не имеет дисциплинарных взысканий, и собрать еще приличный пакет документов. Станет ли эта программа панацеей для задыхающейся от кадрового голода системы народного образования? С официальной точки зрения - безусловно. А если посмотреть на это с позиции молодого специалиста?
Учитель не кот, его «Вискасом» не накормишь
Мой кот Барсик в день съедает два пакетика «Вискаса» по 19 руб. 50 коп. Итого - питается на 39 руб. В месяц - на 1 170 руб. Но кот не покупает одежду, не оплачивает телефон и коммунальные услуги, не тратится на городской транспорт... Чего не скажешь о молодом учителе, только что пришедшем в школу. Ему и покушать надо побольше, чем коту, и обуться, и одеться, и до работы доехать.
Итак, каково нынешнее положение молодых специалистов, посвятивших себя педагогике? И позволяет ли оно даже при поддержке со стороны области решиться на ипотеку? Экспертом по этому вопросу выступила заместитель председателя Смоленской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Валентина Царькова.
- Валентина Николаевна, страна живет мечтой о реализации правительственного пожелания снизить ставки по ипотечным кредитам до девяти процентов. Однако сегодня они еще составляют в среднем 12 процентов. Посилен ли такой груз для молодого учителя, вступившего в областную программу?
- Давайте отрешимся от эмоций и общих рассуждений в пользу трезвого расчета. Ставка молодого специалиста, который после педколледжа пошел работать в систему дополнительного образования или детский сад, - 4 761 рубль. А МРОТ - 5 200 рублей. До минимального размера оплаты труда ему должны доплатить 439 рублей. К этому добавим ежемесячную областную выплату для «краснодипломников» - 3 тыс. рублей, а для остальных - 2,5 тыс. рублей. Итого - 7 700 - 8 200 рублей.
Если на работу устроился человек с высшим образованием, то его ставка будет 5 450 рублей. В день он может потратить на себя не более 250 рублей. На эти деньги можно накормить четырех Барсиков досыта или одного педагога впроголодь.
- Но дошкольным учреждениям и дополнительному образованию увеличили фонд оплаты труда...
- Это касается только стимулирующих выплат, которые производятся исключительно при достижении специалистом каких-то результатов. А что может предъявить вчерашний студент, трудовой стаж которого измеряется несколькими месяцами? Так что эти выплаты проходят мимо молодежи. Поэтому сегодня в детских садах полно вакансий.
- В школе положение лучше?
- Да. За счет декабрьского 14-процентного повышения финансовая ситуация там чуть веселее. У молодого учителя со средним профобразованием базовая ставка - 5 428 руб. С высшим - 6 264 руб. Итого за 18-часовую нагрузку (полная ставка) - 8 264 рубля. Плюс те же выплаты за диплом. Всего, в лучшем случае, с классным руководством, доплатой за проверку тетрадей - тысяч 11-12. Как-то ко мне пришел молодой человек, закончивший Смоленский госуниверситет по специальности «учитель математики». Очень ему хотелось работать в школе. Я ему посчитала зарплату. Приуныл парень, потому что из предполагаемого 12-тысячного довольствия восемь тысяч ему придется платить за съемную квартиру, а на оставшиеся четыре как-то выживать. Какая уж тут ипотека?
Принятая программа, конечно, долгожданный документ, но поможет он только тем, кто выживет и будет работать не менее чем на полторы ставки. Только при наличии опыта и труда на износ зарплата учителя может близко подойти к средней по региону. И тогда он сможет заинтересовать кредитную организацию. Полагаю, все же найдутся два-три человека, которые при помощи программы и родственников смогут купить себе жилье на этих условиях.
- Зачем базовый оклад делать меньше МРОТа? Для чего искусственно создается критическая ситуация, которую каждый директор вынужден преодолевать как может?
- На этот вопрос вам не ответит никто. В 133-й статье Трудового кодекса сказано, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, который по области вплотную подошел к восьми тысячам рублей. Но по факту МРОТ у нас ниже этой отметки на три тысячи рублей. Это все решается на уровне законодательного органа региона, который принимает законы и сам же отсрочивает их исполнение.
- Регион достиг показателя роста средней зарплаты учителей до уровня средней по области?
- Да, но исключительно за счет того, что педагоги, в подавляющем большинстве, работают на полторы ставки. Естественно, это отрицательно сказывается на качестве образования. И даже ведя 26 часов вместо положенных 18, учитель вынужден будет много лет отдавать почти всю зарплату банку. Мало кто на это решится. И все же хорошо, что Постановление от 08.08.2013 г. №619 вступило в силу. Это дает хоть какую-то надежду на то, что кто-то из учителей сможет им воспользоваться. Для привлечения молодежи на работу в школу лучше бы строить жилье и давать его молодым учителям как служебное с правом обретения в собственность через 10-15 лет работы в школе. Мы ставим вопрос так: среднюю заработную плату учитель должен получать за отработанную норму - 18 часов. Вот тогда он сможет и об ипотеке подумать, и школа станет привлекательным рабочим местом. На этой неделе в управлении образования города Смоленска разрабатывали рекомендации по оценке эффективности работы директора школы. В этой оценочной методике есть пункт по привлечению и сохранению молодых специалистов. В работе принимали участие порядка 15 человек, но ни один из них по этому вопросу ничего не смог предложить. Вот и ответ на все вопросы, в том числе и об ипотеке.
Автор: Андрей ЗАВЬЯЛОВ.
Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
Активисты ОНФ выявили проблемы на недавно отремонтированных дорогах Смоленска
25 минут назад
110
Эксперты регионального отделения Общероссийского народного ф...
Более 12 тысяч смоленских пенсионеров получили компенсации по взносам на капремонт
53 минуты назад
103
На Смоленщине с 1 января 2016 года компенсации по взносам на...

Опрос

На чем вы сегодня приехали на работу?


   Ответили: 327