Ипотека для выживших

Новости
Ипотека для выжившихГубернатор Смоленской области Алексей Островский утвердил долгосрочную областную целевую программу «Льготная ипотека для молодых учителей Смоленской области на 2012 - 2015 годы».
Этого документа долго ждали и за него боролись учительское сообщество и профсоюзы. Наконец, получили желаемое. Еще в момент разработки предполагалось, что около 30 педработников, благодаря программе, смогут приобрести жилье. За три года - до 90 человек справили бы новоселье.
Программа подразумевает предоставление участникам социальной выплаты на оплату первоначального взноса (соцвыплата) и в дальнейшем - компенсацию части расходов по уплате процентов по кредиту.
Кто же может войти в программу и взять ипотечные деньги на долгожданное собственное жилье? Для того чтобы воспользоваться этими благами, молодому учителю надо доказать, что он действительно нуждается в улучшении жилищных условий, предоставить копию кредитного договора (то есть уже взять ипотеку), справку о том, что претендент не имеет дисциплинарных взысканий, и собрать еще приличный пакет документов. Станет ли эта программа панацеей для задыхающейся от кадрового голода системы народного образования? С официальной точки зрения - безусловно. А если посмотреть на это с позиции молодого специалиста?
Учитель не кот, его «Вискасом» не накормишь
Мой кот Барсик в день съедает два пакетика «Вискаса» по 19 руб. 50 коп. Итого - питается на 39 руб. В месяц - на 1 170 руб. Но кот не покупает одежду, не оплачивает телефон и коммунальные услуги, не тратится на городской транспорт... Чего не скажешь о молодом учителе, только что пришедшем в школу. Ему и покушать надо побольше, чем коту, и обуться, и одеться, и до работы доехать.
Итак, каково нынешнее положение молодых специалистов, посвятивших себя педагогике? И позволяет ли оно даже при поддержке со стороны области решиться на ипотеку? Экспертом по этому вопросу выступила заместитель председателя Смоленской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Валентина Царькова.
- Валентина Николаевна, страна живет мечтой о реализации правительственного пожелания снизить ставки по ипотечным кредитам до девяти процентов. Однако сегодня они еще составляют в среднем 12 процентов. Посилен ли такой груз для молодого учителя, вступившего в областную программу?
- Давайте отрешимся от эмоций и общих рассуждений в пользу трезвого расчета. Ставка молодого специалиста, который после педколледжа пошел работать в систему дополнительного образования или детский сад, - 4 761 рубль. А МРОТ - 5 200 рублей. До минимального размера оплаты труда ему должны доплатить 439 рублей. К этому добавим ежемесячную областную выплату для «краснодипломников» - 3 тыс. рублей, а для остальных - 2,5 тыс. рублей. Итого - 7 700 - 8 200 рублей.
Если на работу устроился человек с высшим образованием, то его ставка будет 5 450 рублей. В день он может потратить на себя не более 250 рублей. На эти деньги можно накормить четырех Барсиков досыта или одного педагога впроголодь.
- Но дошкольным учреждениям и дополнительному образованию увеличили фонд оплаты труда...
- Это касается только стимулирующих выплат, которые производятся исключительно при достижении специалистом каких-то результатов. А что может предъявить вчерашний студент, трудовой стаж которого измеряется несколькими месяцами? Так что эти выплаты проходят мимо молодежи. Поэтому сегодня в детских садах полно вакансий.
- В школе положение лучше?
- Да. За счет декабрьского 14-процентного повышения финансовая ситуация там чуть веселее. У молодого учителя со средним профобразованием базовая ставка - 5 428 руб. С высшим - 6 264 руб. Итого за 18-часовую нагрузку (полная ставка) - 8 264 рубля. Плюс те же выплаты за диплом. Всего, в лучшем случае, с классным руководством, доплатой за проверку тетрадей - тысяч 11-12. Как-то ко мне пришел молодой человек, закончивший Смоленский госуниверситет по специальности «учитель математики». Очень ему хотелось работать в школе. Я ему посчитала зарплату. Приуныл парень, потому что из предполагаемого 12-тысячного довольствия восемь тысяч ему придется платить за съемную квартиру, а на оставшиеся четыре как-то выживать. Какая уж тут ипотека?
Принятая программа, конечно, долгожданный документ, но поможет он только тем, кто выживет и будет работать не менее чем на полторы ставки. Только при наличии опыта и труда на износ зарплата учителя может близко подойти к средней по региону. И тогда он сможет заинтересовать кредитную организацию. Полагаю, все же найдутся два-три человека, которые при помощи программы и родственников смогут купить себе жилье на этих условиях.
- Зачем базовый оклад делать меньше МРОТа? Для чего искусственно создается критическая ситуация, которую каждый директор вынужден преодолевать как может?
- На этот вопрос вам не ответит никто. В 133-й статье Трудового кодекса сказано, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, который по области вплотную подошел к восьми тысячам рублей. Но по факту МРОТ у нас ниже этой отметки на три тысячи рублей. Это все решается на уровне законодательного органа региона, который принимает законы и сам же отсрочивает их исполнение.
- Регион достиг показателя роста средней зарплаты учителей до уровня средней по области?
- Да, но исключительно за счет того, что педагоги, в подавляющем большинстве, работают на полторы ставки. Естественно, это отрицательно сказывается на качестве образования. И даже ведя 26 часов вместо положенных 18, учитель вынужден будет много лет отдавать почти всю зарплату банку. Мало кто на это решится. И все же хорошо, что Постановление от 08.08.2013 г. №619 вступило в силу. Это дает хоть какую-то надежду на то, что кто-то из учителей сможет им воспользоваться. Для привлечения молодежи на работу в школу лучше бы строить жилье и давать его молодым учителям как служебное с правом обретения в собственность через 10-15 лет работы в школе. Мы ставим вопрос так: среднюю заработную плату учитель должен получать за отработанную норму - 18 часов. Вот тогда он сможет и об ипотеке подумать, и школа станет привлекательным рабочим местом. На этой неделе в управлении образования города Смоленска разрабатывали рекомендации по оценке эффективности работы директора школы. В этой оценочной методике есть пункт по привлечению и сохранению молодых специалистов. В работе принимали участие порядка 15 человек, но ни один из них по этому вопросу ничего не смог предложить. Вот и ответ на все вопросы, в том числе и об ипотеке.
Автор: Андрей ЗАВЬЯЛОВ.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров