Как заставить свою пенсию работать

Новости
корнееваНа вопросы читателей «Рабочего пути» ответила Елена Корнеева, заместитель Управляющего ОПФР по Смоленской области.
- Я родилась в 1971 году. Работаю, за меня организация платит страховые взносы, плюс к этому с 2009 года участвую в программе государственного софинансирования в максимальном размере - 12 тыс. рублей в год. В 2010 году я написала заявление на перевод накопительных взносов в негосударственный пенсионный фонд. Слышала об изменениях в законе, но хотелось бы подробнее узнать, как будет формироваться накопительная часть пенсии с 2014 года.
М. М. Смирнова, Смоленск.

- За счет обязательных страховых взносов накопительная часть пенсии формируется только у работающих лиц 1967 г. р. и моложе. Размер тарифа страховых взносов на накопительную часть (НЧ) в настоящее время составляет 6%, и 10% перечисляется на финансирование страховой части пенсии. С 2014 года будет изменен порядок таких отчислений на накопительную часть трудовой пенсии. Согласно изменениям в федеральном законодательстве в течение 2013 года гражданам предоставляется возможность выбрать тариф страхового взноса на НЧ: либо оставить 6%, как сейчас, либо уменьшить его до 2% и соответственно увеличить тариф на формирование страховой части пенсии - с нынешних 10 до 14%.
Такой выбор зависит от того, где в управлении и инвестировании находятся накопительные страховые взносы. Если ранее застрахованное лицо никогда не подавало заявлений в ПФР об изменении варианта инвестирования НЧ и не подаст его до конца 2013 года (это так называемые молчуны, которых подавляющее большинство), то с 2014 года ему на финансирование НЧ трудовой пенсии будет перечисляться 2% страховых взносов и 14% (вместо 10%) на страховую часть пенсии (именно эту сумму зачислят на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и учтут при назначении страховой части трудовой пенсии по старости). Если же человек с этим не согласен, то в течение 2013 года он может подать заявление о выборе управляющей компании (УК), в том числе государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» (ГУК ВЭБ), либо негосударственного пенсионного фонда (НПФ), чтобы с 2014 года и далее его страховые взносы направлялись на финансирование НЧ в размере 6%. При этом, как и раньше, при переводе взносов в НПФ необходимо заключить с фондом договор об обязательном пенсионном страховании.
Если же застрахованное лицо подавало заявление в ПФР о выборе инвестпортфеля ГУК или вернулось в ПФР из НПФ или из частной УК, то в этом случае, по умолчанию, со следующего года все 6% будут продолжать переводить на финансирование НЧ. Право на уменьшение до 2% НЧ он будет иметь при подаче заявления по установленной форме о выборе другого портфеля ГУК ВЭБ (их два - расширенный портфель и портфель ценных госбумаг).
В прежнем размере (6% тарифа) также будет перечисляться и тем, чьи накопления находятся в НПФ (таких фондов в России более 110) или в частной УК (их более 50). Однако у них тоже есть право на выбор любого портфеля ГУК ВЭБ с пометкой 2%. Следует отметить, что, в соответствии с законом, право выбора остается за гражданами, и такой выбор надо делать осознанно. Следует помнить, что уменьшение тарифа с 6 до 2% не означает уменьшение пенсионных прав, а является его перераспределением (как уже отмечено выше, страховая часть будет увеличена с 10 до 14%), при этом уровень индексации этой части не подвержен рыночным рискам и гарантируется государством. Если же гражданин интересуется финансовой деятельностью НПФ и УК, изучает их конъюнктуру и готов рисковать с целью получения большей доходности, то он должен об этом заявить.
В случае М. М. Смирновой все накопительные взносы (как обязательные в размере 6%, так и добровольные, которые она уплачивает самостоятельно) находятся в управлении НПФ. Следовательно, с 2014 года процент перечисления обязательных страховых взносов на финансирование НЧ, в данном случае по умолчанию, останется прежним (6%). Уменьшить его до 2% заявительница сможет, если только ею будет подано заявление о выборе любого портфеля ГУК ВЭБ с пометкой 2%. Иными словами, ей придется перевести средства в ПФР. В таком случае на инвестирование будут переданы все средства пенсионных накоплений, в том числе и добровольные.
- В каком месяце должен производиться перерасчет пенсий работающим пенсионерам с учетом страховых взносов за прошедший год? Почему эти перерасчеты производятся в разное время - то в одном месяце, то в другом? Кто в это время пользуется нашими деньгами? И чего ждать работающим пенсионерам от предстоящей пенсионной реформы? Людмила Анатольевна, Смоленск.
- В соответствии с нормами действующего федерального законодательства для работающих пенсионеров предусмотрено два варианта осуществления перерасчета размера пенсии с учетом страховых взносов: в заявительном порядке. Такой перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления о перерасчете. При этом учитывается сумма страховых взносов, начисленных за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после назначения (последнего перерасчета) пенсии и учтенных в его индивидуальном лицевом счете по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет; в беззаявительном порядке (корректировка). Такой перерасчет производится ежегодно с 1 августа. При этом принимаются во внимание неучтенные страховые взносы включительно по 1-й квартал года, в котором производится соответствующая корректировка. Вместе с тем, в силу технических причин либо несвоевременной сдачи работодателями отчетности по начисленным страховым взносам, корректировка размера пенсии в некоторых случаях может быть произведена после 1 августа, но с доплатой сумм пенсии за прошлое время (с 1 августа).
Целевым назначением страховых взносов является обеспечение прав граждан на получение пенсии, а именно - страховой ее части по обязательному пенсионному страхованию из средств бюджета Пенсионного фонда РФ. Денежные средства, предусмотренные в бюджете ПФР для выплаты пенсий, в силу закона не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения. Таким образом, исполнение государственных функций по реализации прав граждан на пенсионное обеспечение осуществляется в строгом соответствии с федеральным законодательством. Что касается реформирования пенсионной системы, то в настоящее время компетентные органы с учетом норм Стратегии разрабатывают концепцию, которая после обсуждения и согласования в Правительстве РФ будет являться основой для внесения изменений в действующее пенсионное законодательство. Органы Пенсионного фонда РФ правомочны давать разъяснения только принятых норм федерального законодательства, в связи с чем по проектам законодательных актов до их подписания Президентом РФ и официальной публикации в средствах массовой информации оснований для информирования не имеется. Вместе с тем следует сказать, что в рамках Стратегии прорабатывается вопрос выплаты пенсии работающим пенсионерам с учетом определенных ограничений. В любом случае такое решение будет обосновано, тщательно проработано и должно иметь определенный переходный период.







Загрузка комментариев...
Читайте также
57 минут назад
сегодня, 12:56
Григорий Кравцов, кавалер ордена «Родительская слава», отец ...
сегодня, 13:10
За ночь обстановка улучшилась в нескольких муниципалитетах.
Новости партнеров