Мистики Смоленска

Новости
Теософская жизньВ конце XIX - начале XX века в российской философско-религиозной жизни очень сильны были богоискательские настроения. Духовно-нравственный кризис общества и очевидный кризис православной мысли заставляли многих думающих людей того времени «искать новые пути к Богу». Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Д. Философов, В. Соловьев, Н. Рерих, А. Белый, А. Блок, А. Скрябин, М. Горький и другие видные деятели культуры, науки и искусства прошли по этому пути в поисках самих себя и истинной веры. В те годы в России появилось огромное количество всевозможных религиозно-философских обществ, христианско-мистических кружков и масонских лож. В нашем городе в начале XX века тоже появились люди, искавшие смысл жизни в познании «через призму российского христианского мистицизма». Одни из них называли себя теософами, а другие - розенкрейцерами.
Теософы

В переводе с греческого «теософия» означает «божественная мудрость». Корни теософии лежат в мистических теориях таких западноевропейских богословов XVI - XVIII веков, как Якоб Бёме, Парацельс, Сведенборг, Сен-Жермен и др. Таким образом, под теософией понимают целый ряд различных учений: гностицизм, неоплатонизм, каббалу, герметизм, розенкрейцерство.
Теософией называют также и религиозно-мистическое учение Елены Петровны Блаватской. Основы этого учения были изложены в ее книге «Тайная доктрина». Первое международное Теософское общество Блаватская организовала в Нью-Йорке 17 ноября 1875 года.
Мистики Смоленска


В России последователи теософии Блаватской появились в начале XX века. Американская исследовательница Мария Карлсон в своей монографии «Нет религии выше истины». История теософского движения в России 1875 - 1922» сообщает: «Самая первая попытка основания теософского общества в России была не в столичном Санкт-Петербурге, а в провинциальном городе Смоленске, более чем за год до официальной регистрации Российского Теософского общества. Смоленское Теософское общество было торжественно открыто 30 июля 1907 года».
Организаторами общества стали начальник смоленской почтово-телеграфной конторы - коллежский советник Владимир Иванович Штальберг, а также известный смоленский общественный деятель - действительный статский советник Владимир Федорович фон дер Рааб-Тилен и настоятель Спасо-Авраамиевского монастыря архимандрит Игнатий.
В. И. Штальберг был председателем правления общества и редактором-издателем смоленского журнала «Теософская жизнь».
Поэтому наши теософы собирались по пятницам у него на квартире на Пушкинской (ныне улица Ленина). Из этого журнала мы узнаем, что «смоленское Теософское общество образует ядро христианского общества, изучая религиозные системы, философию и науки, исследующие сокрытые в человеке и природе тайные силы, вступающие в борьбу с материальной стороной человеческой натуры. Главный лозунг членов общества: «Люби ближнего как самого себя». Теософское общество - не тайное общество, не секта, не особое вероисповедание. Оно хочет под своим знаменем собрать всех христиан - на деле, а не только на словах».
Целью общества стало не только экуменическое изучение религиозных систем и философии, но еще и «исследование необъясненных законов природы и скрытых в человеке сил». Смоленским теософам журнал рекомендует «зорко следить за всеми явлениями из области таинственного, не пропускать случая отметить явления, встречаемые членами-теософами по спиритизму, телепатии, ясновидению, магнетизму и гипнотизму, обращать внимание и записывать «неспокойные дома» и изучать происходящие в них явления и, наконец, побеждать материализм человеческой природы в его крайних проявлениях».
При этом смоленское общество пыталось соединить теософию с православной направленностью, поэтому в ее первоначальной деятельности приняли участие некоторые смоленские священники.
Однако такой симбиоз продолжался недолго - в апреле 1908 года Священный Синод РПЦ назвал Теософское общество «специфически чуждым православной христианской доктрине» и не разрешил православному клиру участвовать в его работе. Ситуацию также обострило и то, что английские теософы отклонили просьбу смолян о вхождении в центральную теософскую организацию.
Таким образом, смоленское Теософское общество оказалось в изоляции и распалось в 1911 году. Некоторые его члены впоследствии примкнули к московскому и петербургскому отделениям Теософского общества.
Розенкрейцеры
Розенкрейцеры - тайный теологический и мистический «Орден Розы и Креста», основанный предположительно во времена позднего Средневековья в Германии. Их учение базировалось «на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека и обеспечивают понимание природы, физической Вселенной и духовного царства».
Источниками «мудрости мира» они считали алхимию, астрологию и христианскую магию - теургию.
Последователями розенкрейцеров были Парацельс, Алессандро Калиостро, Джордано Бруно и другие известные деятели прошлого. Считается, что именно розенкрейцеры основали первые масонские ложи.
В России ложи розенкрейцеров появились еще в XVIII веке, но своего расцвета достигли только в следующем столетии. В XX веке активное богоискательство и христианский мистицизм в среде творческой интеллигенции снова пробудили интерес к эзотерическому учению розенкрейцеров.
Наиболее ярким представителем и руководителем христианских розенкрейцеров в России был Борис Михайлович Зубакин (1896 -1938), петербургский поэт-импровизатор, историк культуры, философ, скульптор. Мистическими учениями он увлекся еще в гимназии, по окончании которой в 1912 году организовал в Петербурге орден «Lux Astralis» («Звездный Свет»). Название этого духовного братства было выбрано не случайно - Зубакин, как и все розенкрейцеры, верил в бессмертие души и считал, что «душа бессмертна не только мистически, но и физически, ибо в ее основе лежит свет».
Мистики Смоленска


В этот период Зубакин усиленно изучал различные мистические оккультные науки и занимался средневековой философией в Финляндии и Германии. Однако в 1916 году он, сын полковника Генерального штаба, заканчивает школу прапорщиков и отправляется на военную службу в саперный батальон в Невеле, где организовал филиал своего ордена. Революцию 1917 года он встретил без энтузиазма и, спасаясь от голода, уехал в деревню Затишье под Невелем. Там он работал учителем и дописывал свою диссертацию. Кстати, в Невеле он познакомился с будущим философом М. Бахтиным, который стал его другом.
После революции Зубакин экстерном окончил Московский историко-археологический институт. В этом вузе он защитил докторскую диссертацию на тему «Опыт философии религии», после чего был оставлен в институте в качестве профессора. Но в 1920 году его мобилизуют в Красную Армию и, как лектора-культорганизатора, отправляют в Минск, а затем в Смоленск, где некоторое время жила его сестра.
В нашем городе Зубакин прожил до октября 1922 года. Он читал лекции по сравнительной истории первобытных культов в Смоленском университете и филиале Московского историко-археологического института, где заведовал кафедрой «История религии». Здесь же он познакомился с известным ученым, директором Московского историко-археологического института Ф. И. Успенским, который приезжал инспектировать филиал вуза.
В Смоленске вокруг Зубакина формируется кружок мистически настроенных смоленских интеллигентов: профессор Смоленского университета В. М. Архангельский, бывший редактор «Смоленских епархиальных ведомостей» Н. Н. Редков, краевед и директор Смоленского краеведческого музея А. Ф. Палашенков, студенты различных смоленских вузов и другие смоляне. На основе этого кружка Зубакин попытался возродить ложу розенкрейцеров.
Но в советской России началась активная борьба с религией - уничтожение духовенства и изъятие церковных ценностей. В 1922 году несколько человек из окружения Б. М. Зубакина (Успенский, Редков и др.) были привлечены к суду по так называемому «процессу смоленских церковников».
Видимо, поэтому Зубакин был вынужден уехать в Москву, где подружился с С. Эйзенштейном, Б. Пильняком и С. Есениным, переписывался с М. Горьким, общался с В. Брюсовым, М. Пришвиным, М. Булгаковым, К. Чуковским и другими известными литераторами.
Личным секретарем Зубакина стала сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия. Но, как известно, советская власть стояла на материалистически-атеистических позициях и очень не любила религию и мистику. Поэтому Зубакин, как бывший офицер, «участник и организатор мистических кружков, каббалист и чернокнижник», трижды подвергался аресту - в 1922, 1929 и 1937 годах.
Последний раз Б. М. Зубакин был арестован в сентябре 1937 года. Его обвинили в организации «антисоветской фашистской» организации «Орден розенкрейцеров» и расстреляли в марте 1938-го. Реабилитирован он был в феврале 1959 года.
Автор Дмитрий Тихонов.







Загрузка комментариев...
Читайте также
5 минут назад
Губернатор Смоленской области Василий Анохин в соцсетях прок...
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
вчера, 21:12
Новости партнеров