В Смоленской области осудили "черных" лесорубов

Криминал

По данным департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, в 2015 году выявлено 1 тыс. 181 нарушение (за 2016 год составлено 688 протоколов, в Духовщине и Шумячах выявлено два нарушения), в том числе 73 незаконных порубки. Возбуждено 55 уголовных дел… В  2016 году вынесены пять приговоров, к уголовной ответственности привлечены и признаны виновными шесть  фигурантов  дел о незаконных вырубках.

«Мультики» на опушке

Июнь, 2014 год.

Иван Хлебников – матерый «лесовик», больше десяти лет занимался лесозаготовками. Каждый сучок в ельнике ему знаком; на ощупь по спилу определит день и час, когда сосенку повалили, и достигло ли срубленное деревце зрелости. Настоящий лесной чародей!

В начале июня Хлебников рубил лес в д. Ивановское под Рославлем. Ребята шепнули лесорубу: «Вань, ты в курсе, что на запретные делянки в Петровском кто-то по ночам шастает? Какие-то люди живут в вагончиках, по ночам «мультики» ходят… ».

(«Мультик» - автомобиль «УРАЛ» с гидроманипулятором для погрузки лесных насаждений, - Авт.).

Хлебников принял информацию к сведению и наведался на Петровскую делянку. Сомнений не оставалось - в ельнике хозяйничают лиходеи. Лесоруб увидел 20 поваленных стволов и характерные следы волочения, а из спецтехники – оставленный без присмотра тральщик. С горечью в сердце Иван насчитал около 100 свежих пеньков…

Неравнодушный человек позвонил в полицию.

Сотрудники правоохранительных органов взяли «злодеев» с поличным. Оцепили «КАМАЗ» с прицепом, который загружался на горке неподалеку, и «мультик» без регистрационных знаков.

Липкая паутина начала стремительно разматываться. 24 июня 2014 года под стражу взяли гендиректора ООО «Десналес» Илью Короткова, ранее судимого по ч.3 ст. 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений группой по предварительному сговору), 26 июня – бригадира Георгия Турсу. Учредителя базы «Десналес» Максима Кабачкова (и, как выяснится впоследствии, главного фигуранта уголовного дела) арестовали через три месяца, в октябре.

«Черным» лесорубам предъявили обвинение по ч. 3 ст. 260 УК РФ – незаконная рубка леса, совершенная в особо крупном размере организованной группой на территории Рославльского района Смоленской области. Кабачкова и Короткова обвинили в трех эпизодах преступления, Турсу – в двух.

Сценарий Кабачкова

В ходе следствия свидетели не скрывали: люди Кабачкова вывозили лес машинами, незаконную вырубку насаждений поставили на поток. Лесорубы, принятые на работу в «Десналес», называли 34 - летнего Максима Кабачкова за глаза «толстый», а при встрече величали «Боссом». Люди понимали, что именно он является истинным хозяином базы, теперь уже по понятным причинам предпочитавшим оставаться в тени, а генеральный директор Илья Коротков - всего лишь «зиц-председатель». Марионетка, которая вынуждена выполнять любой каприз хозяина и штамповать поддельные сопроводительные документы на перевозку незаконно срубленного леса. Коротков пачками выдавал водителям спецтехники фальсифицированные товарно-транспортные накладные! По «сценарию» Кабачкова, Илья Прокофьевич координировал деятельность всех наемных работников базы – предоставлял большегрузы для транспортировки леса, обеспечивал ремонт автопарка и закупку запчастей. В том числе и для
«КАМАЗов» и «мультиков», вывозивших запретные ели, сосенки и дубы. Именно Кабачков выбирал участки для вырубки леса, находил точки сбыта и определял размер материального вознаграждения.

«ОПГ» черных лесорубов начала орудовать в рославльских лесах в январе 2014 года. Следствием установлено: 1 мая 2014 года «Босс» отправил бригаду Георгия Турсу в квартал №42 (выдел №10) лесного массива Кургановского участкового лесничества «Ивановский ПУ». Коротков прикрывал подельников фальшивыми документами, Турсу приглядывал за рабочими и сам валил лес. С 1 мая по 8 июня 2014 года бригада вырубила 193 ели и 12 молодых дубков. Ущерб, нанесенный ОГКУ «Смолупрлес», составил свыше 7 млн. рублей.

В июне Кабачков заслал новый десант в квартал №17 (выдел№1) лесничества «Дружба» товарищества «Ивановское». С 1 по 18 июня наемные рабочие спилили 149 елок и 10 сосен на общую сумму 1 млн. 398 тыс. 313 рублей.

Вторая бригада в течение месяца «разбойничала» в квартале №33 (выдел №5), расположенном на территории Кургановского лесничества. Сумма ущерба - 2 млн. 132 тыс. 388 рублей.

Подводим итог: «Босс» Максим Кабачков украл у предприятия «Смолупрлес» деловой древесины на… 10 млн. 551 тыс. 732 рублей.

Каша, Дух и Мутный

На «босса» работали две бригады. В состав первой входили пять граждан Молдовы, ею руководил залетный мужик по кличке «Молдаванин»; русской бригадой заправлял некто Антон («Каша»). Под началом «Каши» ишачили Михаил («Мутный») и Адриан («Дух»). Для транспортировки ворованного леса «Босс» Кабачков дополнительно нанял четырех водителей грузовиков.

Бригадир «Молдаванин», Георгий Турсу, - выполнял функцию второй марионетки лесного «паука» Кабачкова. Мужской состав бригады Турсу «разбавили» молодые женщины – Оля Сагайду и Мариэла Виру.

(Мариэла – законная супруга Жоры Турсу. Узнав от дознавателя истину, она от отчаяния вскроет вены. Жену Георгия успеют спасти).

Мариэла клялась, что не знала, кому принадлежит делянка, и можно ли было на ней заготавливать лес: «Выполняли обычную работу: Вадим Корсонук спиливал деревья, Жора на тральщике вытаскивал лес, а я на эстакаде пилила стволы на нужный размер. Жили в селе Заплосском»…

Большинство наемников с детской наивностью полагали, что заготавливают лес законно. Но среди «черных» лесорубов были и те, кто откровенно сомневался в инструкциях Кабачкова.

Рабочий одной из бригад пояснил в зале суда: «Я понял, что границы делянки в документах на местности не совпадают – в накладных указан контур другого участка. Высказал свои сомнения Кабачкову, на что тот ответил: «Не бойся, все нормально! Продолжай рубить».

Бригадир Георгий Турсу не мог не знать: если на участке нет деляночных столбов, там рубить лес нельзя. В суде он пояснит: «Когда Кабачков показывал мне участок, он сказал: «Если что, звони…». Я удивился.

«Вдруг на делянку кто посторонний заглянет? Начнет вопросы задавать. Обязательно звони, если на участок приедут сотрудники полиции. Срочно «маякни», в любое время суток!» - «Что мне делать, если произойдет ЧП?» - «Ты должен уйти с участка. И помни: на этой делянке мобильник не принимает сигнал».

Проведенные специалистами экспертизы (в частности, исследование отпечатков протекторов и древесных спилов, детализация телефонных переговоров и смс, фальсифицированные товарно-транспортные накладные на транспортировку леса) доказали виновность подсудимых.

Коготок увяз, всей птичке пропасть!

На скамье подсудимых изворотливые пауки каялись, обязуясь хотя бы частично возместить нанесенный хозяйству ущерб. И только бригадир Георгий Турсу не признал своей вины полностью: «Довожу до сведения суда, что у меня нет аренды на лес и спецтехники. Меня никто не назначал ответственным бригадиром официально. Кабачков предложил рубить лес в составе бригады, пока погода есть… ».

Весной 2014 года лесорубы под руководством Турсу по трудовому договору валили лес в 42-м квартале, потом перебрались на другую делянку. Георгий хотел было уехать домой, в Молдову, но Вадим Корсонук попросил обучить хорошего парня Лешу Сагайду работать на тракторе треловочником. А потом начались дожди… Перебрались пережидать непогоду в деревню Плоское. Жора общался по сотовому только с Кабачковым: он понял, что гендиректор Коротков – липовый начальник.

- 18 июня началась какая-то чертовщина, - давал показания на допросе Георгий. – Мы засиделись на делянке допоздна, ждали «буханку» Короткова, чтобы отправиться ночевать в Заплосское. Когда окончательно стемнело, подъехал Кабачков и сообщил новость, которой мы поначалу не придали значения. Дескать, на базу приехала какая-то комиссия с ревизией, и нас придется везти на ночлег в другое место. Начались «непонятки» и странные недомолвки. Кабачков нервничал, уходил от ответов. Рабочих разделили: Олю и ее брата, Лешу Сагайду увезли на «Жигулях» в неизвестном направлении.

В воскресенье позвонил Кабачков и приказал выходить из леса. На дороге встретили водителя Пашу, который признался: «Опера говорят, что я грузил «не свой лес». Мы спросили у Паши, чей. Он развел руками…

Обстановка накалялась:

- Вечером пришли ребята из органов, начали нас «бомбить», но я не сдавался. Мы же не знали, что заготавливаем древесину незаконно, по поддельным документам! Кабачков платил бригаде 150 рублей за куб, деньги делили поровну. Я получал зарплату рядового рабочего».

Георгия Турсу отвезли в Рославль, но «Молдаванин» продолжал настаивать на своем: «Деревья не рубил, работал на тракторе. Границу, где можно пилить, знаю. Мы пилили лес по технологии на основании карты и декларации, которую выдал Кабачков. Срубленный лес вывозили на «УРАЛе». Его бригада заготовила три машины древесины.

Бригадир заявил в суде, что подписал показания, чтобы его выпустили из-под стражи – жена попыталась покончить с собой.

Суд оценил доводы подсудимого как способ защиты и попытку уйти от ответственности.

Георгий Турсу проклял тот день, когда в 2011 году в село Новоспасское нагрянул на белом джипе Максим Кабачков и предложил ему работать на лесозаготовках. Жора согласился: лесорубу заплатят больше, чем строителю, который ремонтирует лагерь для детей-сирот под началом священника. Погнался за длинным рублем, вот и попался к черту на крючок…

Водитель Семен Ракитский пояснил в суде, что возил по накладным древесину в Елью и Мглин. Сопроводительные документы ему выдавал Коротков. Однажды, когда он транспортировал «дровишки» в Ельню, «КАМАЗ» тормознули сотрудники полиции: «Лес ворованный!» Ракитский понял, что запахло жареным. Улучил момент и… сбежал в лес.

Вечером под Якимовичами его забрал белый джип и отвез в сторону Москвы…

7 апреля 2016 года Рославльский городской суд Смоленской области квалифицировал действия М.Н. Кабачкова, И.П. Короткова и Г.Т. Турсу как единое преступление, совершенное по ч.3 ст. 260 УК РФ, и приговорил Кабачкова к 1 году 5 месяцам лишения свободы без штрафа и поражения в правах занимать определенные должности, с отбыванием в колонии общего режима. Короткова постигло аналогичное наказание - 1 год и шесть месяцев исправительной колонии, Турсу дали условный срок - 1 год и шесть месяцев.

- 6 июля 2016 года судебная коллегия по уголовным делам Смоленского областного суда изменила приговор от 7 апреля, - пояснил старший прокурор отдела прокуратуры Смоленской области Владислав Шермаков.

Г.Т. Турсу получил три года условно, с испытательным сроком два года и был амнистирован согласно постановлению Госдумы от 24 апреля 2015 года «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Окончательное решение суда в отношении М.Н. Кабачкова – четыре года лишения свободы с отбыванием в ИК общего режима; И.П. Коротков проведет за колючей проволокой 4,4 года.

В июле двух рославльских «пауков», попытавшихся уйти от ответственности, объявили в розыск.

Имена и фамилии действующих лиц изменены.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров