Ставим сети на крупную рыбу и... ловим мальков

Криминал

Среди россиян нет ни одного, кто сомневался бы в коррупции в стране. Вся беда в том, что коррупция - это, как правило, не гаишники на дорогах, а союз чиновников и капитала, с налаженной системой откатов и круговой порукой, которая с каждым годом лишь крепнет. На днях международная организация Transparency International обнародовала рейтинг «Индекс восприятия коррупции»: Россия в нем занимает 136-е место из 182 возможных, соседствуя с Нигерией и Камеруном. По сравнению с прошлым годом наша страна опустилась в рейтинге на девять позиций... Между тем в «антикоррупционный бредень» редко попадает крупная рыба. Согласно результатам исследования, проведенного Генпрокуратурой РФ, основная масса приговоренных взяточников - рядовые врачи, полицейские и преподаватели вузов, отделавшиеся условными сроками и штрафами.

«Уголовное право» методиста

«Не важно быть, сумей прослыть!» Именно этим принципом руководствовалась ведущий методист Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии Марина Карабут.
Компанейская Марина Витальевна пользовалась расположением студентов, звавших заведующую методическим кабинетом второй мамой. Похоже, «материнский инстинкт» сыграл с Карабут злую шутку. Весной прошлого года она переквалифицировала признательность студенческой братии в реальный источник доходов. Вскоре в академии стали муссироваться слухи, что Карабут за небольшую мзду может повлиять на результаты госэкзаменов. Понятное дело, что «госы» по заковыристым дисциплинам юриспруденции - страшный сон для студента. Один неверный шаг - и пять лет учебы насмарку…
В мае две студентки пятого курса обратились к Марине Витальевне с просьбой договориться с суровыми членами аттестационной комиссии об успешной сдаче экзаменов. Желающих сдать на «пять» теорию государства и права, а также уголовное и гражданское право оказалось пятеро. Карабут заверила ходоков: «Приносите по 1,5 – 2 тыс. рублей, и все будет хорошо!»
Но женщина лукавила. У Марины Витальевны не было возможности сдержать обещание. Она не входила в состав Государственной аттестационной комиссии и не имела полномочий разруливать щекотливые вопросы. Права и обязанности методиста были канцелярского свойства: делопроизводство и комплектование учебных групп; проверка зачетных книжек после сессии; формирование личных дел, хранение их и сдача в архив и т. д. Студентки о некомпетентности их «второй мамы» в экзаменационных перипетиях не знали.
3 июня 2013 года Карабут приняла конвертик от Юлии Перовой, в котором лежали 42 тыс. рублей - залог успеха пяти студенток, сдающих теорию государства и права. Будущих юристов также волновал положительный результат по гражданскому праву. Две однокурсницы Юлии внесли в конвертик дополнительную лепту, которая должна была избавить их от противной дрожи в коленках…
Марина Витальевна распорядилась деньгами по своему усмотрению и продолжила успешные махинации. 7 июня 2013 года она предложила студенткам облегчить сдачу уголовного права.
Через три дня ее «подопечная» Перова снова выполнила обязанности курьера, доставив в кабинет методиста 12 тыс. рублей. А 19 июня мошенницу с поличным взяли на улице Ударников в момент получения взятки в размере 14 тыс. рублей.
- Марина Витальевна заранее предупредила нас, что количество студентов, желающих сдать экзамен за деньги, ограничено – не более шести человек, - в ходе следствия пояснила Юлия Перова, студентка пятого курса Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии. - Мы договорились сдать по 7 тыс. рублей за экзамен из расчета 2 тыс. рублей каждому преподавателю из «тройки». 1 тыс. рублей брала Карабут за услуги…
У Перовой возникли сомнения. На экзамене подруга Юли получила «тройку». «Три балла – это тоже хорошо, мог быть и «неуд», - резюмировала Карабут. И тогда Юлию озарило: Марина Витальевна их обманывает! Деньги берет, а слово не держит!
Юлия Перова обратилась в полицию, дав согласие на участие в оперативном эксперименте. Оперативники выдали девушке меченые купюры и устройство для видеозаписи…
М. В. Карабут свою вину признала, от дачи показаний отказалась. В ходе предварительного следствия действия методиста квалифицировали по ст. 159 ч.3 УК РФ - хищение чужого имущества путем обмана с использованием служебного положения.
Методист отделалась легким испугом - уголовное преследование в отношении ее было… прекращено согласно акту об амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции РФ. Несудимая ранее женщина, да с ребенком на иждивении, совершившая преступление, за которое предусмотрено наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, попала под принятое правительством постановление.

Криминальная арифметика

Михаил Павлюченков решил ходить в бассейн. В поликлинике №7 г. Смоленска он взял в регистратуре талон к терапевту: «Срочно нужна справка от врача о состоянии здоровья!» Вера Леонова внимательно выслушала мужчину, пояснив, что для получения справки следует и других специалистов пройти. В ответ Михаил заявил, что он абсолютно здоров. Вера Алексеевна сказала, что в таком случае стоимость справки 500 рублей. Павлюченков заплатил и ушел. На прощание терапевт непрозрачно намекнула: если у Михаила возникнет нужда в больничном, она тоже сможет ему помочь. За деньги. Такса – 300 рублей в день. «Запишите мой мобильный номер, звоните в любое время!» И тут до Павлюченкова наконец-то дошло - он не должен был платить за справку, это бесплатная услуга!
Недолго думая, Павлюченков зашел в отдел полиции и написал заявление. Ему предложили принять участие в оперативном мероприятии. Через несколько дней в присутствии сотрудников полиции Павлюченков набрал номер Леоновой и договорился о встрече…
17 сентября 2013 года в кабинете врача общей практики Веры Леоновой раздался звонок. Терапевта беспокоил Павлюченков, которому внезапно понадобился листок нетрудоспособности, датированный 19 - 23 сентября 2013 года. Леонова предложила пациенту приехать к ней на дом. Врач встретила Михаила у подъезда своего дома на ул. Кутузова, записала анкетные данные, необходимые для оформления больничного, и получила взятку в 1,5 тыс. рублей. Сунула в карман и тихо пробормотала, что больничный можно продлить – за дополнительное вознаграждение.
Терапевт Леонова не догадывалась, что за ней следят, а все разговоры фиксируются. Оперативники, сидевшие в машине возле подъезда врача, засекли момент передачи взятки, который сопровождался коротким диалогом: «Полторы, да?» - «Да, полторы тысячи!»
19 сентября Леонова оформила медицинскую карту амбулаторного больного №000027, в которую внесла заведомо ложные сведения об осмотре пациента Павлюченкова. Михаил «жаловался» на общее недомогание: «Плохо себя чувствует в течение двух дней после переохлаждения… В легких дыхание везикулярное, единичные сухие хрипы… Диагноз: ОРВИ, острый трахеит. Явка 23 сентября».
Затем передала в регистратуру выписанный талон на выдачу листка нетрудоспособности мнимому больному...
22 сентября Павлюченков созвонился с доктором и попросил продлить больничный на два дня. На следующий день Вера Алексеевна записала в медицинской карте №0000276: «Самочувствие больного улучшилось, АД - 120/80. Насморк уменьшился. Лечение получает. Диагноз: острый трахеит. Больничный продлить до 25 сентября 2013 года».
25 сентября около 11 часов 40 минут Павлюченков набрал номер Леоновой и договорился о встрече на крыльце поликлиники в 16.30. Пришел в назначенное время, отдал врачу 600 рублей и забрал официально оформленный в регистратуре больничный лист.
Терапевта задержали с поличным в собственном кабинете в присутствии понятых. Напрасно Вера Алексеевна пыталась выкрутиться: пациент захотел ее отблагодарить, она не поняла, что он ей засунул в карман пальто. Детский лепет! Защита Леоновой рушилась о неопровержимые доказательства - записи разговоров.
3 сентября 2014 года судебная коллегия по уголовным делам Смоленского областного суда признала В. А. Леонову виновной в совершении преступлений, предусмотренных ст. 290 ч. 3 и ст. 292 ч. 1 УК РФ, и назначила наказание в виде 3 лет лишения свободы (условно) со штрафом в размере 84 тыс. рублей.
Вот такая криминальная арифметика: взяла 2 100 рублей – отдала в 40 раз больше…
СПРАВКА
В соответствии со ст. 3 Федерального закона №273 одним из основных принципов противодействия коррупции является применение мер по ее предупреждению. Так, статьей 13.3 Федерального закона №273 (введенной Федеральным законом от 03.12.2012 №231-ФЗ и вступившей в законную силу с 01.01.2013) предусмотрена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
- Однако проведенные в 2014 году прокуратурой Заднепровского района проверки показали, что в ряде поднадзорных организаций ЖКХ (СМУП «Горводоканал», МУП «Смоленсктеплосеть»), а также образовательных учреждений (Смоленский филиал Московской академии экономики и права) не были разработаны и приняты меры по предупреждению коррупции, - говорит прокурор Заднепровского района г. Смоленска Александр Никулин. - В адрес их руководителей направлены представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Представления рассмотрены и удовлетворены.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
43 минуты назад
О ходе работ на пл. Победы рассказали в Смоленскавтодоре.
11 минут назад
сегодня, 13:57
52 минуты назад
Генеральным партнером акции стал завод ЭГГЕР

Новости партнеров